Рабочая программа в соответствии с требованиями (приказ МО РФ №1577 от 31.12.2015г.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для 5 класса
кружка «Экознайка»
Программу разработала:
Суркова Наталья Алексеевна
учитель биологии
МБОУ СОШ № 4 г. Ессентуки
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Эко-знайка» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, рассчитан на 68 часов (34 занятия по 2 часа).
Курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, активизацию познавательной деятельности, расширение и углубление знаний о растительном мире, готовит учащихся к изучению биологии в 6-7 классе. В рамках данного курса запланированы практические работы с комнатными растениями в зимнем саду школы, на пришкольном участке осенью и весной, а также лабораторные работы по изучению анатомии и физиологии растений.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся со строением растений и основными процессами их жизнедеятельности;
• сформировать представления о методах научного познания природы, умения, связанные с выполнением лабораторных и практических работ, навыки проведения биологического исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
• продолжить формирование у школьников экологического сознания;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
Личностные результаты обучения:
– формирование ответственного отношения к обучению;
– формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
– формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
– осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
– формирование основ экологической грамотности и культуры.
Метапредметные результаты:
• Умение работать с разными источниками информации;
• Овладение основными составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
• приведение доказательства взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• различение частей клетки, органов цветкового растения;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил техники безопасности в ходе работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения комнатных, культурных растений, правил ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
развитие умения эстетически оценивать объекты живой природы, развитие чувства любви к природе
Содержание курса внеурочной деятельности:
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Содержание Форма организации Вид деятельности
Введение (2 часа)
Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности, оборудованием для лабораторных работ.
1 Практическая работа. Изучение лабораторного оборудования кабинета биологии.
Уход за растениями зимнего сада школы. Теоретическое занятие, практическая работа
Знакомство с правилами поведения в лаборатории, техникой безопасности, коллективная работа в зимнем саду школы
Раздел I. Строение растения (46 часов)
Строение растительной клетки (4 часа)
Основные части растительной клетки (клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, вакуоли, ядро). Виды растительных клеток.
1 Лабораторная работа. Изучение строения растительных клеток под лупой и микроскопом. Теоретические занятия, лабораторная работа Знакомство с понятиями «клетка, ткань, орган», работа с микроскопом, сравнение растительных клеток, коллективная работа в зимнем саду школы
Корень (8 часов)
Виды корней: главный, боковые, придаточные. Корневые системы. Видоизменения корней.
2 Практическая работа. Изготовление гербария видов корневых систем. Закладка опыта для практической работы по изучению прорастания семян пшеницы и гороха (фасоли).
Рост корня. Ветвление корней. Значение окучивания, его влияние на развитие корней и всего растения в целом. Значение корня. Проведение опыта «Дыхание корней».
3 Практическая работа. Изучение и сравнение прорастающих корневых систем гороха и пшеницы.
Уход за растениями зимнего сада школы Теоретические занятия, практические работы
Изучение корней растения, отвечают на вопросы: почему корни имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют, сравнение видов корней, выполнение опытов, осваивание навыков выращивания растений, коллективная работа в зимнем саду школы
Побег (8 часов)
Строение побега и его основные функции. Ветвление побегов и управление их ростом.
Строение почек, их внешнее и внутреннее строение. Почки вегетативные и генеративные. 2 Лабораторная работа. Изучение внутреннего строения почек.
Видоизменения побегов. 3Лабораторная работа. Изучение видоизмененных побегов.
Уход за растениями зимнего сада школы. Теоретические занятия, лабораторная работа
Изучение побега, почек, отработка навыков выполнения биологических рисунков, коллективная работа в зимнем саду школы
Лист (8 часов)
Внешнее строение листа и его функции. Разнообразие листьев по форме и размерам. 3 Лабораторная работа. Изучение разнообразия листьев (гербарные материалы, ЦОРы)
Микроскопическое строение листа. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. 4 Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения листа.
4 Практическая работа. Проведение опытов по выявлению условий, необходимых для воздушного питания (фотосинтеза).
Уход за растениями зимнего сада школы. Теоретические занятия, лабораторная работа, практическая работа
Изучение листьв растения, их разнообразия в связи с выполняемыми функциями, осваивание навыков работы с гербариями, отработка умений и навыков работы с микроскопом и проведения опытов, коллективная работа в зимнем саду школы
Стебель (2 часа)
Строение стебля и его функции.
5 Лабораторная работа. Макроскопическое строение стебля. Теоретические занятия, лабораторная работа Изучение стебля, работа с микроскопом, выяснение взаимообусловленности строения и функций
Цветок (6 часов)
Строение и значение цветка. 6 Лабораторная работа. Изучение строения цветка (модели, гербарии, ЦОРы)
Значение соцветий в жизни растений. Виды соцветий. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Уход за растениями зимнего сада школы. Теоретические занятия, лабораторная работа Изучение цветков, соцветий растения, их разнообразия, отработка навыков работы с гербариями, коллективная работа в зимнем саду школы
Плод (6 часов)
Строение и значение плодов. 7 Лабораторная работа. Изучение видов плодов.
Способы распространения. Приспособления плодов к распространению ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.
Уход за растениями зимнего сада школы. Теоретические занятия, лабораторная работа Изучение плодов, работа с микроскопом, выяснение разнообразия плодов в связи приспособлениями к распространению, коллективная работа в зимнем саду школы
Семя(4 часа)
Строение семян двудольных растений. 8 Лабораторная работа. Изучение семени фасоли.
Строение семян однодольных растений. 9 Лабораторная работа. Изучение семени пшеницы.
Теоретические занятия, лабораторные работы Изучение плодов, работа с микроскопом, составление сравнительной характеристики семян
Раздел 2. Жизнедеятельность растений (10 часов)
Почвенное питание растений. Удобрения. 5 Практическая работа. Корневое давление. Воздушное питание растений. 6 Практическая работа. Образование органических веществ на свету.
Рост корней и побега. Факторы, влияющие на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка.
7 Практическая работа. Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.
Движение стебля и листьев растения. Значение листопада в жизни растений.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян. Теоретические занятия, практические работы
Знакомство с основными процессами жизнедеятельности растений, проведение опытов, отработка умений описывать и анализировать полученные результаты, изучение способов влияния на рост и развитие растений и основных способов обработки почвы
Раздел 3. Выращиваем сами (10 часов)
Уход за растениями зимнего сада школы.
8 Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт»
9 Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур»
10 Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт»
11 Практическая работа «Уход за цветочными клумбами» Практические работы применение полученных знаний, коллективная практическая деятельность по выращиванию растений для зимнего сада школы и летних клумб, проведение простых экспериментов
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• клеточное строение растений;
• распознавать и описывать органы цветкового растения;
• функции органов цветкового растения
• описывать процессы, протекающие в растительном организме
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения за растениями;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку
• выращивать растение из семян
• ухаживать за растениями
• проводить пикировку, пересадку, полив растений.
• Высаживать рассаду в открытый грунт.
Тематическое планирование
№ Раздел Количество
часов
1 Введение 2
2 Строение растения 46
3 Жизнедеятельность растений 10
4 Выращиваем сами 10
Итого 68
Календарно -тематическое планирование
№ Тема, содержание задания Дата проведения Кол-во часов
Введение (2 часа) 1 Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности, оборудованием для лабораторных работ.
1 Практическая работа. Изучение лабораторного оборудования кабинета биологии. Уход за растениями зимнего сада школы.
2
Раздел I. Строение растения (46 часов)
Строение растительной клетки (4 часа) 2 Основные части растительной клетки (клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, вакуоли, ядро). Виды растительных клеток.
2
3 1 Лабораторная работа. Изучение строения растительных клеток под лупой и микроскопом.
2
Корень (8 часов) 4 Виды корней: главный, боковые, придаточные. Корневые системы. Видоизменения корней.
2
5 2 Практическая работа. Изготовление гербария видов корневых систем. Закладка опыта для практической работы по изучению прорастания семян пшеницы и гороха (фасоли).
2
6 Рост корня. Ветвление корней. Значение окучивания, его влияние на развитие корней и всего растения в целом. Значение корня. Проведение опыта «Дыхание корней».
2
7 3 Практическая работа. Изучение и сравнение прорастающих корневых систем гороха и пшеницы. Уход за растениями зимнего сада школы.
2
Побег (8 часов) 8 Строение побега и его основные функции. Ветвление побегов и управление их ростом.
2
9 Строение почек, их внешнее и внутреннее строение. Почки вегетативные и генеративные. 2 Лабораторная работа. Изучение внутреннего строения почек.
2
10 Видоизменения побегов. 3Лабораторная работа. Изучение видоизмененных побегов.
2
11 Уход за растениями зимнего сада школы.
2
Лист (8 часов) 12 Внешнее строение листа и его функции. Разнообразие листьев по форме и размерам. 3 Лабораторная работа. Изучение разнообразия листьев (гербарные материалы, ЦОРы)
2
13 Микроскопическое строение листа. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. 4 Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения листа.
2
14 4 Практическая работа. Проведение опытов по выявлению условий, необходимых для воздушного питания (фотосинтеза).
2
15 Уход за растениями зимнего сада школы.
2
Стебель (2 часа) 16 Строение стебля и его функции. 5 Лабораторная работа. Макроскопическое строение стебля.
2
Цветок (6 часов) 17 Строение и значение цветка. 6 Лабораторная работа. Изучение строения цветка (модели, гербарии, ЦОРы) 2
18 Значение соцветий в жизни растений. Виды соцветий. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
2
19 Уход за растениями зимнего сада школы.
2
Плод (6 часов) 20 Строение и значение плодов. 7 Лабораторная работа. Изучение видов плодов.
2
21 Способы распространения. Приспособления плодов к распространению ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.
2
22 Уход за растениями зимнего сада школы 2
Семя(4 часа) 23 Строение семян двудольных растений. 8 Лабораторная работа. Изучение семени фасоли.
2
24 Строение семян однодольных растений. 9 Лабораторная работа. Изучение семени пшеницы.
2
Раздел 2. Жизнедеятельность растений (10 часов) 25 Почвенное питание растений. Удобрения. 5 Практическая работа. Корневое давление.Воздушное питание растений. 6 Практическая работа. Образование органических веществ на свету. 2
26 Рост корней и побега. Факторы, влияющие на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка.
2
27 7 Практическая работа. Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.
2
28 Движение стебля и листьев растения. Значение листопада в жизни растений.
2
29 Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.
2
Раздел 3. Выращиваем сами (10 часов) 30 Уход за растениями зимнего сада школы.
2
31 8 Практическая работа. Посадка семян в контейнеры и открытый грунт.
2
32 9 Практическая работа. Пикирование рассады цветочных культур
2
33 10 Практическая работа. Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт.
2
34 11 Практическая работа. Уход за цветочными клумбами
2
Итого 68