Внеклассное мероприятие Прощание с Азбукой! (обучение грамоте)


Праздник для первоклассников «До свидания, Азбука!»
Оборудование: костюмы Лисы и Кота, Азбуки, воздушные шары, шапочки-буквы, карточки слов «Перевёртыши», картинки сказочных героев, кубики с буквами, ребусы, небольшой приз каждому ребёнку.
Ход праздника.
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас очень важный день – мы прощаемся со своей первой учебной книгой – Азбукой. Сегодня вы в последний раз будете держать её в руке, перелистывать странички, вспоминать весёлые загадки и умные пословицы. Так давайте все вместе проведём еще несколько минут с этой доброй книгой. Но я слышу какой – то шум. Что это?
Кот: -Ой, куда это мы попали?
Лиса: - Мне кажется, что я здесь уже была.
Кот: -Точно, это же детский сад! А вот и детки, малышки!
Дети: Мы не малышки, мы школьники!
Лиса: -А что вы умеете делать?
Кот: - Ой, ой, ой! Да вы даже не знаете, как называется первая учебная книга.
Дети: - Знаем, Азбука!
Азбука: - Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились писать и читать. Но мои страницы учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными и воспитанными учениками. Сейчас мы отправимся в весёлое путешествие от А до Я.
Кот и Лиса: (плачут) – А нас возьмёте? Мы тоже хотим, только мы читать не умеем.
Учитель: Ну, что ж ребята! Не успели мы отдохнуть от путешествия в страну Цифирию, как нас ждут новые испытания. Сейчас мы превратимся в….А вот во что – отгадайте.
Чёрные птички н каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Правильно, буквы. (дети одевают шапочки – буквы)
Ещё прадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй как строй,
Да не простой, Он зовётся алфавит.
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны,
И за это им даны Высочайшие права
Образовывать слова!
А как получалось это у наших ребят, они расскажут сами.
1 ученик:
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Азбука: -Азбука! По порядку стройся! Гласные!
Гласные: - Здесь!
Азбука: - Согласные!
Согласные: - Здесь
Азбука: - Буквы, которые не обозначают звуков?
Ь и ъ знаки: - Здесь!
Азбука: Буквы – значки, как бойцы на парад
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он алфавит.
Гласные: Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать.
Согласные: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
1) С-с – змеинный слышен свист,
Ш -ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж – шмели в саду жужжат,
Р – р – моторы тарахтят.
2) Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог
«МА» и «ША», а вместе «МАША»
К нам явились на урок.
3) Если слоги станут рядом,
Получаются слова:
«ТЫ» и «КВА», а вместе «ТЫКВА»,
«СО» и «ВА», пиши «СОВА».
4) Соединили мы два слова
И предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
5) Мы знаем буквы,
Знаем слоги.
Умеем сочинять, писать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
Кот и Лиса: Ой-ой! Такие умные, стишочки читают! Неужели все такие грамотные? А, ну-ка, Азбука, проверь их хорошенечко.
(Дети читают стихи о каждой букве) Приложение 1.
Кот и Лиса: -Какие умные! Страсти какие!
Ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Лиса и кот:
ХА -ха -ха! Просто взять и прочитать! Сейчас, сейчас, мы посмотрим как вы сумеете прочитать. Мы с Котиком постарались, все перепутали, получились отличные перевёртыши! Короче, абракадабра какая-то.
Перевёртыши:
ЯТСАН, ЙЕРДНА, АШЮСК, АМИД, АШАТАН, ЯТСОК, АМОР и т.д.
(имена детей)
Азбука: -Есть у меня интересная игра. Я раздам вам слоги, а сама буду показывать картинку, у кого слоги из этого слова – встаньте.
БУ-РА-ТИ-НО, НЕЗ-НАЙ-КА, МУР-ЗИЛ-КА и т.д.
Читаем хором!
Учитель: Ребята, посмотрите, в стране букв все необычно и деревья и цветы и даже овощи. Вот огород, но что же это за овощи? Объясните, как получились эти весёлые слова:
РЕПУСТА, ОГУРБУЗЫ, ПОМИДЫНИ, РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК, МОРКОФЕЛЬ, СЕЛЬДЕРОШЕК, (Картинки овощей)
Лиса и Кот: - А это что такое? Это же кубики с буквами, из них можно, наверно, собрать слова!
Учитель: Сейчас посмотрите, как ребята это быстро делают.
Азбука: Я смотрю у вас кабинет сегодня нарядный. Предлагаю вам украсить класс живыми буквами.
1) Вот два столба наискосок
А между ними поясок. (А)
2) К единице три приставим…
Что за букву мы составим? (В)
3) Посмотри – ка: буква Ж
На жука похожа;
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек. (Ж)
4) В этой букве нет угла
Оттого она кругла
До того она кругла
Покатиться бы могла. (О)
5) Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Лиса и Кот:
И читать умеют, и буквы знают, и даже букву изобразить могут. А ребусы отгадывать? А?
БА (картинка бочки) – БАБОЧКА
(картинка шар) Ф – ШАРФ
100 ЛБ – СТОЛБ
Ш (картинка утки) – ШУТКА
О в слог ДА – ВОДА
Лиса и Кот: -Смотри Лиса, они всё умеют, всё знают. Я тоже так хочу! Я в школу хочу! Азбука, миленькая, хорошенькая,
научи нас!
Азбука: - Ну, что ж , ребята! Пришло время мне с вами попрощаться, буду учить других ребят. Меня не забывайте, вспоминайте. А у вас будет другая книга для чтения – «Литературное чтение». До свидания!
(уходит и забирает с собой Кота и Лису)
Учитель: В подарок вы получите сегодня новую книгу «Литературное чтение». Она добрая, весёлая и очень интересная.
(Родители раздают новые учебники)