План-конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: «Рассказы о животных. К.Паустовский. Кот — ворюга».


Урок № 98 по литературному чтениюТЕма: «Рассказы о животных. К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Форма работы: парная.
Метод работы: самостоятельный.
Цель: создать условия для благоприятного усвоения нового произведения К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Предметные УУД: знакомится с понятиями «юмористический рассказ», «юмор». Работает с текстом произведения: читает, выделяет эпизоды.
Познавательные УУД: определяет главную мысль рассказа. Различает рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ. Моделирует обложку.
Регулятивные УУД: самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.
Коммуникативные УУД: слушает собеседника и ведет диалог.
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях на уроках.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.д., таблички для зрительных меток.
Для учащихся: ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев, конторки, коврики, учебники: литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013., ручки, простые карандаши.
Для учителя: учебник: литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.,
Ход урока
I.Организационный момент. 1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности к уроку.
3) Эмоциональный настрой учащихся к текущему уроку.
1-ый ручеёк (работа за конторками)
II. Речевая разминка.
Проворонила ворона воронёнка.
III. Проверка домашнего задания.
- Что вам было задано на домашнюю работу?
IV. Введение в тему урока. Целеполагание.
Целеполагание урока.
- Ребята, я хочу сегодня начать наш урок с работы в паре.
- Итак, у вас на рабочих местах лежат карточки в файлах. Вам необходимо соотнести автора и его произведение в нужную колонку и записать. По окончанию работы просигнализируйте о вашей готовности.
Задание: соотнеси автора и произведение в нужную колонку. Какое произведение у тебя вызвало сомнение? Как ты думаешь, почему?
Сказки Рассказы
___________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
________________________________
_________________________________
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Умнее всех» (сказка)
К.Г. Паустовский «Стальное колечко» (сказка)
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» (рассказ)
Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка)
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Приёмыш» (рассказ)
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (рассказ)
- Итак, а теперь ответьте на следующий вопрос, как вы думаете, почему одно из этих произведений вызвало у вас сомнение?
- С каким произведением мы сегодня будем работать на уроке? (К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» , рассказ о животных).
- Назовите тему нашего урока.
V. Словарная работа.- Давайте посмотрим на слайд и разберём слова, которые встретятся в тексте.
Кукан – веревка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Прорва – название реки.
Плотица – небольшая рыба плотва.
Подполье – погреб под домом.
2-ой ручеёк (работа за конторками)
VI. Слушание произведения.
Текст читает учитель, а учащиеся внимательно слушают.
Физкультминутка
Вот идет рыжий кот,
(Шаги с высоким поднимание ног)
Притаился – мышку ждет.
(Приседание, руки к коленям)
Мышка норку обойдет,
(Встать, повернуться)
И к коту не пойдет.
(Руки в стороны)
VII. Работа над произведением.
Определение жанра произведения. (Рассказ)
Определение темы произведения. (О животных)
Определение стиля произведения. (Юмористический). Учебник стр. 92.
Деление рассказа на части. (Зрительные метки)
- Встаньте из-за парт, найдите первую зрительную метку, вторую, третью, четвёртую.
- Как вы думаете, что означают эти надписи? (Рассказ разделили на части).
1 часть – «Ворюга»
2 часть – Описание дома
3 часть – Кот попался
4 часть - «Милиционер»
- Вам кота стало жалко, а ведь Паустовский назвал его ворюгой. Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?
5) анализ произведения
1 часть
- Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.
( HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fkueda12009.narod.ru%2FDswMedia%2Fchikurovanv.doc&lr=2&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%20%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B0&l10n=ru&mime=doc&sign=fdcb2fca48fb5a66136690a4081d8d38&keyno=0" \l "YANDEX_17"  Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)
- О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
- Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать? ( Он описан как хулиган, боец).
- Правильно, результат этого отражён в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.
- Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал). - Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)
- Чье мнение выражает автор?( Своё)
- Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)
- А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).
- Что использует автор, для описания поступков? (Для описания поступков использованы глаголы действия. ) - Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.
- Что сделал кот напоследок?
- Как называет автор его последний поступок? (Отчаянный)
- Почему он так называет? (Спасения не было)
- Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ кота создаёт автор? (Образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)
- Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому
ненужным.
2 часть
- Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении? (Пейзаж-описание природы)
- Правильно, молодцы!
- Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
- Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку. (В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)
- Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?
- Есть связь между домом и котом? (Дом заброшенный и кот беспризорник)
- Что означает слово заброшенный? (Одинокий)
- Между описанием дома и главного героя – кота - есть связь.
- Писатель проводит параллель: заброшенный дом - никому не нужный кот.
- Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.
- Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)
Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.
- Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему? (Этот вой страшный, зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться). _ - Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и назовите их.
Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.
тесовая крыша – крыша из тёса
лаз - это отверстие, ход, ведущий куда-то
3-ий ручеёк (работа за конторками)
3 часть
- Что произошло с котом? (Попался)
- Кому поручили вытащить кота? (Лёньке)
- Почему Лёньку позвали? (Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
- Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
- Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.
- Кто оказался сильнее? ( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)
- Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте.
- Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
- После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям?
( Рассмотреть кота)
- Как выглядел кот? Прочитайте. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
- Зачем автор использует описание кота? (Чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).
- Вспомните, какой он был в 1 части?
- Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)
- А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (Сочувствие)
- Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.
- Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.
- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
- А что ждал кот?( Наказания)
- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
- Так, чего же не хватало коту? (Внимания, заботы)
4 часть
- Что значит прижился? (Остался жить)
- Какие изменения произошли с котом? (Перестал воровать)
- Какой поступок совершил кот? (Благородный и неожиданный)
- Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно? (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)
- Каковы же были действия кота? Прочтите.
- Как автор описал действия кур? (Взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)
- Прочтите, как автор описывает Петуха? (Кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
- Что помогает понять, что петух – трус? (Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)
- Какие качества кота проявились в этом поступке? (Смелость, храбрость)
- Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (Он – сторож, хозяин).
- Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
- Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным)
- Подходит ли ему эта кличка? (Да)
- Что по этому поводу говорит Рувим?

VIII. Итог урока.
- Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)
- Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?
(Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота).
- Правильно , Молодцы!
- Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту. - Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота. Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки. Но потом – сочувствие, жалость.
- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:
Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
- Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?
- Так, какой же кот? ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой).
- Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.
IX. Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке…
Было интересно…
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни ..
Трудно было …
Я почувствовал …
Я научился …
Я смог …
X. Домашнее задание.
- Подготовьте краткий пересказ по вариантам (Работа в группе).
- Урок окончен. Всем спасибо.


РАБОТА В ПАРЕ
Задание: запишите автора и произведение в нужную колонку. Какое произведение у тебя вызвало сомнение? Как ты думаешь, почему?
Сказки Рассказы
___________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
________________________________
_________________________________
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Умнее всех» (К.Г. Паустовский «Стальное колечко»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
Л.Н. Толстой «Два брата»
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Приёмыш»
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
РАБОТА В ПАРЕ
Задание: запишите автора и произведение в нужную колонку. Какое произведение у тебя вызвало сомнение? Как ты думаешь, почему?
Сказки Рассказы
___________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
________________________________
_________________________________
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Умнее всех» (К.Г. Паустовский «Стальное колечко»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
Л.Н. Толстой «Два брата»
Д.Н. Мамин-Сибиряк « Приёмыш»
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»