урок по литературному чтению К.Г. Паустовский Кот-ворюга
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: «К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»».
Дидактическая цель: Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Задачи урока:
Предметные:- учить детей анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;
- Развивать устную речь, расширять словарный запас, творческие способности детей;
Метапредметные:- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. п.
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
- с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
Познавательные:- осознавать познавательную задачу;
- находить необходимую информацию самостоятельно и использовать её для решения учебно-познавательных задач;
- пользоваться словарями,
- осуществлять классификацию языкового материала;
- строить несложные рассуждения, делать выводы.
Личностные:- осознание языка как средства общения;
- развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Коммуникативные:- выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;
- вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
- строить небольшие монологические высказывания;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная аппаратура, презентация, картинки кота, карточки с заданиями, плакат.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Включение в деловой ритм.
- Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Дети разделены на три группы, работают весь урок по группам.
Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
СЛАЙД 1
Л. Андреев
«Жильцы старого дома»
К.Г.Паустовский
«Виннипегский волк»
Сетон Томпсон
«Кусака»
«Зайчьи лапы»
«Кот-ворюга»
- Что их объединяет?
- Установите соответствие между словами первого и второго столбика.
- Ребят, какое произведение мы ещё не изучали?
- Так какая же тема нашего урока?
СЛАЙД 2
Автор, название.
Дети соединяют стрелочками.
- К. Г. Паустовский
«Кот-ворюга»
- К. Г. Паустовский
«Кот-ворюга»
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
Логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Метапредметные: с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
Постановка учебной задачи
- Понравился ли рассказ? Чем?
- Какое настроение вызывает?
- Весёлый это рассказ или серьёзный? Почему?
- Что понравилось в рассказе?
- Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения?
- А как Паустовский назвал кота?
- Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле? СЛАЙД Словарь
- Ребят, какие же цели вы поставили сегодня перед собой?
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
- жалко кота.
- Ворюга.
- ответы детей.
- Узнать о коте.
- Определить главную мысль произведения.
- проанализировать данное произведение.
- дать характеристику главному герою.
- высказать своё мнение о произведении.
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Прочитайте первое предложение.
- Как вы понимаете слово «отчаяние»?
- Есть ли от чего приходить в отчаяние?
- Скажите, какие проделки совершал кот?
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
Работа в группах:
(1 группа):
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.
(2 группа):
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
(3 группа):
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
СЛАЙД 3
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
СЛАЙД 4,
СЛАЙД 5,
СЛАЙД 6.
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
-Песня «Чёрный кот» Встаньте и возьмитесь за руки с соседом, если вы согласны с утверждением, то поднимите руки вверх.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.
- Мы пришли в отчаяние.
- Ответы детей.
- спасения не было от кота
Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
2)1 рисунок - этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.
Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.
Кукан с окунями - бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.
Прорва - у Паустовского - название реки
тесовая крыша - крыша из тёса
Тес - это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.
Лаз - это отверстие, ход, ведущий куда-то.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5. Первичное закрепление
- Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении? СЛАЙД10
- Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.
СЛАЙД11-12
- выберите дом.
- Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?
Есть ли связь между домом и котом?
- Что означает слово заброшенный?
- Между описанием дома и главного героя-кота - есть ли связь?
Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота?
- что такое олицетворение?
Олицетворение - один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы, т.е на неживое.
-Как Паустовский описывает поведение кота?
- Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?
- Что произошло с котом?
- Кому поручили вытащить кота?
- Почему Лёньку позвали?
СЛАЙД 13
Есть сходство между Ленькой и котом?
Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.
Кто оказался сильнее? Лёнька оказывается сильнее в борьбе?
- Почему кот попался?
Как Ленька вытаскивал кота?
- Что помогло Леньке поймать кота?
- После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям?
Как выглядел кот? Прочитайте.
- какая часть речи наиболее точно выражает состояние героя?
- Как Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот?
- причина воровства?
-А зачем он использует эти слова? Изменилось ли ваше отношение к коту?
- Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам.
- А чем он был для них?
Но когда они его поймали то, что же увидели?
- Над чем же люди задумались?
- Какие же были последующие действия?
- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание?
- А что ждал кот?
- Как автор показывает читателям, как кот изменился? Зачитайте.
- Какие части речи автор передал для поведения кота?
Так, чего же не хватало коту?
- Пейзаж-описание природы
- В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.
- 3 картинка
- дом заброшенный и кот беспризорник
- Одинокий
-Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.
- олицетворение
- «выл, как подземный дух»
-Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справится.
- попался
- Лёньке
Лёнька славился бесстрашием и ловкостью
- Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью.
Лёнька оказывается сильнее в борьбе.
- Кот попался только из-за своего голода.
- Смекалка
- Рассмотреть кота
- Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
- глагол
- Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя.
- голод
- сочувствие.
- Он был для них воплощением зла.
- что кот жалок, тощий, голодный,
- задумались о том, почему кот всё время ворует.
- кота пожалели.
- ответы детей
- У него характер такой с детства.
- Наказания
- Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.
- глагол
- Внимания, заботы
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
- Что значит прижился?
- Какие изменения произошли с котом? Почему?
- Какой поступок совершил кот? Как можно охарактеризовать поступок, который совершил кот, что ожидали от него?
- Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?
Каковы же были действия кота?
- Как автор описал действия кур?
- Какие качества кота проявились в этом поступке?
- Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка».
- Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
- Зачем кота переименовали в милиционера?
Подходит ли ему эта кличка?
- Что по этому поводу говорит Рувим?
- Что поняли люди?
Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?
Работа в группах (картинка и слова) СЛАЙД 14
- подберите слова к «коту-милиционеру»
- Ребят, а подберите пословицу к этому тексту.
- Подходит ли эта пословица к этому тексту: СЛАЙД 15
Добро всегда добром возвращается.
- Как вы её понимаете?
- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
СЛАЙД 16-18
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
- чему же учит нас это произведение?
-СЛАЙД 19
- Это надо делать редко или всегда?
СЛАЙД 20, 21
- на что автор хотел обратить внимание?
- а только ли к животным относится ли это?
- остался жить
- перестал воровать. Стал сытым.
- благородный и неожиданный
- Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу
- взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья.
- смелость, храбрость.
- он – сторож, хозяин
- Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным.
- Да
- Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .
- Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота.
- ответы детей
- да, подходит.
- ответы детей
- поделись своей добротой
- на жестокость
- нет, но и к людям
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
7. Рефлексия деятельности
- Песня «Если добр ты»
На доске висят плакаты с произведениями Паустовского «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Кот-ворюга», Сетона Томпсона «Виннипегский волк», «Лобо», «Домино», А. П. Чехов «Белолобый», Л. Андреев «Кусака», Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка».
- Разместите свой магнит около того рассказа, который больше всего вам понравился и второй магнит около того рассказа, который вам бы хотелось прочитать (прочитать ещё раз).
Продолжите фразу: СЛАЙД 22
Сегодня на уроке
Было интересно..
Я понял, что ..
Мне захотелось
Урок дал мне для жизни Трудно было ..
Я почувствовал
Я научился
Я смог
Д.з. – на листочке ответить на опросы по рассказу Паустовского «Кот-ворюга»
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Список литературы:
1. Толковый словарь С.И. Ожегова.
2.Рассказы К.Г. Паустовского.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
ъђЗаголовок 1ЧђЗаголовок 315