Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме Значения суффиксов УМК начальная школа 21 века 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 города Буинска Республики Татарстан»
 
Технологическая карта урока 
 русского языка 
во 2 классе на тему:
«Значение суффиксов»
(по курсу «Русский язык» Иванов С.В.)
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила и провела урок: 
учитель начальных классов 
Смирнова Н.А.
2017 год
Аннотация
Тип урока: урок овладения новыми умениями  и формирования первоначальных навыков
Методические приемы изучения темы: наблюдение над значением суффиксов; составление кластера, работа с алгоритмом нахождения суффикса; отработка действия нахождения суффикса в слове.
Цель урока: расширить знания о значении суффиксов, совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов.                                                                                  
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентироваться на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его  и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
 - строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ 
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
-суффикс - это значимая часть слова;
- при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова  имеют значение неполноты признака;
-звуковой состав слова не совпадает с его орфографическим написанием;
Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;
Форма обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХ1 века»), Москва: Вентана-Граф, 2014 г., с.117-120, учебные принадлежности обучающегося, карточки для работы в группе, в парах; мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, колонки; снеговик, ёлка, новогодние игрушки для рефлексии, кружочки для оценивания.Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент
2мин/43мин Ход урока.
-Громко прозвенел звонок,
 Начинается урок.
Присаживаемся.
-Вы готовы к совместной  работе? СЛАЙД 1
-Сегодня утром я шла в школу, и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.) За правильный и полный ответ на уроке вы получите снежинку. Учащиеся проговаривают:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
-Да!
Личностные УУД: 
формирование положительного отношения к предмету у учащихся.
II.Актуализация знаний.
Учебная мотивация.
1мин/42мин
Давайте, ребята, посмотрим на самую большую снежинку и на её лучиках прочитаем, какая нам предстоит работа. 
Слайд 2
-На её лучиках написаны слова: *доказывать, 
*исправлять,
*вспоминать, 
*наблюдать, 
*помогать, 
*думать. III.Учебно-познавательная деятельность.
1мин/41мин
1.Словарно-орфографическая работа 
8мин/33 мин
2.Оценка знаний
3. Постановка темы и  целей урока
2мин/31мин
4.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах. 
6мин/25мин
5.Работа в группах
Физкультминутка
3мин/22мин
6.Работа в парах
Воспитательный момент
5мин/17мин
7.Введение новой информации 
5мин/12мин
Вывод.
IV.Практическая деятельность.1.Применение сформированных умений и навыков
2.Игра 
3.Вывод.
9мин/3мин -Откройте, ребята, тетради, запишите сегодняшнюю дату.
-Давайте, вспомним правила посадки при письме.
Слайд 3
Найдите и запишите слова, которые я зашифровала: п.льзначто, с.баенка, т.тиярадь, к.расуфндаш, к.рфитина, д.ксрога, в.р.овбей. –Какие гласные я пропустила?
-Какие это слова? Как их можно проверить?
-Запишите слова в тетради. Меняйтесь тетрадями и
проверьте по словарю на стр.174 учебника.
Слайд 4 
-У кого всё правильно, поднимите зелёный кружок, а
у кого ошибки - красный.
СЛАЙД 5
-Сформулируйте тему урока, используя оставшиеся слоги и буквы. 
-Важна ли эта тема для нас?
- Почему?
 -К нам на урок сегодня пришёл  гость, а кто он, догадайтесь сами. Вот что он говорит о себе: порой за себя мне бывает неловко, торчит у меня вместо носа морковка!
-Ребята, давайте взбодрим снеговика, покажем, что морковка не такая плохая вещь. С помощью какого суффикса образовано слово? Какое значение этого суффикса? (пояснение учителя о важности суффиксов: значит, можно не просто сказать «морковь», а ласкательно «морковка», «морковочка»)
-Значит, какая цель нашего урока?
-Ребята,  что можете сказать про морковь, про её пользу?
-Снеговик, теперь доволен, не стесняется своего носа. 
-Ребята, всё на свете из чего-либо состоит, снеговик из снега, лес – из деревьев луг из травы и цветов, облако – из капель воды, которые зимой превращаются во что?
 Вернёмся к русскому языку, а наша речь состоит из …чего?
 -предложения состоят из … чего?.- А слова имеют свой строительный материал.
 -Вспомните, из каких частей состоят  слова.
Заполнение кластера. СЛАЙД  6  
28581351377950021691601377950042354513779500Части слова
39027101441450021691601441450042354514414500Корень                         Суффикс             Окончание
                                
Общая часть          для образования       для изменения
родственных слов       новых слов          формы слова                      
                                                                                     
-Ребята, снеговик очень торопится на всеми любимый  праздник, который скоро наступит, символом которого является что? Давайте вспомним песенку про ёлочку и проделаем движения.  
-А теперь, посмотрите на схему и вспомните, как найти суффикс в слове? 
-Давайте составим алгоритм нахождения суффикса в слове. СЛАЙД 7
-Что сначала делать
Порядок нахождения суффикса:
1. Окончание. 
2. Корень. 
3. Суффикс. 
-Ребята, снеговик должен украсить ёлку игрушками, но для этого ему нужно разобрать слово игрушка по составу, поможем? 
-Какое значение суффикса –ушк-?
  -Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах: 
Зубок, Семёнович, ключик, следующее слово образуйте от своего имени, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. 
-Какие значения имеют эти суффиксы? А кто вас так может называть?(Беседа о любви родителей к детям, об уважении детьми взрослых, бабушек, дедушек)
 Слайд 8
- А я придумала новые слова, запишите  и найдите строительные кирпичики:
1.Сегодня чай у меня был не очень сладкий, а сладковатый.
2.Вчера я купила яблоко  не очень красное, чуть-чуть красноватое.
3.У мальчиков рубашки не очень синие, а синеватые.
-Какие новые суффиксы вы нашли?
-Какое они имеют значение? 
-На какой вопрос слова отвечают?
-Какие части речи они обозначают?
- ВЫВОД - эти суффиксы имеют значение - неполноты признака.
А теперь закрепим нами полученные знания, выполнив упр.1 на стр.117-118
Первый ряд записывает первые два слова, второй ряд-вторые два, третий –третьи два. 
-Попробуйте применить к прилагательным новые суффиксы. Игра «Кулачки»
-Давайте сделаем вывод:
-С какими новыми суффиксами вы познакомились?
-Какое они имеют значение?
-Оцените себя.
-Ребята, на дом вам задание составить и записать 3 предложения с прилагательными с суффиксами  –оват, -еватПервое декабря.
Классная работа.
-Ручку правильно возьму:
 на третий пальчик положу,1-м    и 2-м держу и тетрадку  наклоню. Спину прямо я держу. 
-Пальто, собака, тетрадь, карандаш, картина, дорога, воробей
-безударные
-словарные, написание надо запомнить,   проверить по словарю.
Дети записывают, меняются  тетрадями  соседей по парте  и сверяют по словарю.
Оценивают свою работу.
Тема: « Значения суффиксов»
-да.
-чтобы  знать, какие значения могут вносить суффиксы в слова.   
 
-Снеговик. (на доске изображение снеговика)
    
-к-, значение «уменьшительно-ласкательное»  
                                                                      
-  узнать больше  суффиксов и их значения 
-много витаминов, полезных для глаз, пищеварения
-превращаются в лёд, снег
-из предложений
-из слов
-из корня, суффикса, окончания
Из карточек складывают на партах кластеры (работа в группах)
-Ёлка
Учащиеся выполняют движения под музыкальное сопровождение  (игра на баяне)
1. Найти окончание (изменить слово). 
2. Найти корень (подобрать родственные слова). 
3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). 
Разбирают слово игрушка (один  у доски, остальные на карточках в парах)
-уменьшительно-ласкательное
Дети записывают, затем проверяют по доске.
Перечисляют значения.
-мамы, бабушки.
Суффикс –оват,  -еватЗначение « не очень»
Какой? Какое? Какие?
Имена прилагательные.
Выделяют суффиксы. 
Взаимопроверка
-Синий- синеватый, белый-беловатый, темный-темноватый…
-Слова с суффиксами -оват, -еват,  образуют формы имён прилагательных со значением « не очень»
Учащиеся себя оценивают.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с  информацией.  Регулятивные УУД: 
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Коммуникативные УУД:
уметь  самостоятельно выделять познавательную цель; проводить сравнение и классификацию по  критериям.
Познавательные УУД:
формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.
Регулятивные УУД: 
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Коммуникативные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; готовность слушать собеседника; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.
V.Рефлексия.
1.Итог урока. Оценивание.
3мин/0мин
Учитель раздаёт снежинки детям, активно участвовавшим на уроке.
-Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад.
-На партах у вас лежат ёлочные игрушки, давайте разукрасим ёлку: те, кому было всё понятно на уроке, повесят игрушки на верхней части ёлки, а у кого  остались вопросы – на нижней части.
Вот мы и помогли Снеговику!
 СЛАЙД  9    - Спасибо вам за работу!
Оценка и самооценка учебной деятельности.
Дети оценивают свою работу.
Берут снежинки и встают около своего стола.
Учащиеся вывешивают игрушки на ёлку, приготовленную заранее (на бумаге) под музыкальное сопровождение
.- До свидания! Личностные УУД:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.