Конспект урока по литературному чтению на тему Э. Шим. Храбрый Опёнок
Тема «Э. Шим. Храбрый Опёнок»
Цель: формирование учебно – познавательных компетентностей в в рамках урока литературного чтения по теме «Э.Шим «Храбрый Опенок»
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов:
Учить восприятию литературного произведения как произведению искусства;
Продолжить формировать основы читательской деятельности:
читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведений, темы и жанра), речевые умения;
навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
обогащение речи учащихся средствами литературы.
Тип урока: Усвоение нового знания
Ход урока.
Организация начала урока.
Организация игры «Я». Учитель задаёт вопросы, дети отвечают «Я»:
- Кто сегодня пришёл в школу в хорошем настроении?
- Кто хочет узнать что-то новое на уроке?
- Кто главный на уроке?
- Когда собирается так много замечательных «Я», урок обязательно будет интересным.
II. Актуализация знаний учащихся
- Что было задано на дом?
1. Прочитать рассказ М. Пришвина «Недосмотренные грибы».
2. Написать сочинение по опорным словам – осень, лес, гриб.
Чтение 2-3 сочинений.
Целеполагание и мотивация
Индивидуальная работа у доски.
Определи закономерность и найди нужное слово.
Холодный – горячий
Добрый – злой
Трусливый – х…
Разгадай ребус, поставь слово в ед. число.
О5,А
Фронтальная работа.
Пока дети у доски будут разгадывать зашифрованное название нового произведения, мы посмотрим, как вы запомнили названия грибов из произведения М. Пришвина «Недосмотренные грибы».
Разгадывание кроссворда:
1). У этого гриба на шляпке волны(волнушки).
325374069852). Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти жёлтые (лисички)
3). Стоит мальчонкаЗамаслена шапчонка. (маслёнок)
- Прочитайте ключевое слово в кроссворде. О чём оно вам говорит? (автор произведений)
эхоэкскурсияэнергияэдуардэра- Если будете внимательны при выполнении следующего упражнения, то вспомним имя писателя.
- карточки у детей.
Если вы правильно соедините все отгаданные слова, получите тему урока. Назовите тему урока.(Эдуард Шим. Храбрый Опёнок)Исходя из этой темы, подумайте и скажите какую цель поставит каждый из вас на этот урок.
Возьмите обложки и заполните их.
Э. ШимХрабрый Опёнок
Э. ШимХрабрый Опёнок
Сверка со слайдом.
Как вы думаете, о чём это произведение?
Первичное знакомство с произведением.
- К какому жанру относится это произведение, вы узнаете, прослушав его. Возьмите простые карандаши. Следите за моим чтением и подчёркивайте непонятные слова.
Чтение произведения учителем.
- К какому жанру относится это произведение? (сказка)
- О чём эта сказка? (о природе)
_ Отметьте это на модели обложки.
- Какую геометрическую фигуру нарисовали?
Э. ШимХрабрый Опёнок
- Каким цветом закрасили?
- Какие непонятные слова вам встретились?
Словарная работа.
Авось – может быть
Боровики – белые грибы
Картузик – мужской головной убор с твёрдым козырьком
Кафтан – длинный пиджак
Неказистый – некрасивый
Нынче – сейчас
Студёная – холодная
Зябко – холодно
Как вы понимаете выражения?
Белобрысые кудельки в колечки завиваются.
Глядите, непрбранный какой.
Опёнок не оплошал.
Щупленький, но првткий.
Физминутка.
Учитель называет названия грибов. Если встретятся те грибы, которые были в тексте, - хлопаете в ладоши, если те, которые в тексте не встречались – садитесь.
Перед чтением давайте вспомним дыхательную гимнастику.
Вдох. На выдохе: У пеньков опять пять опят. (3 раза)
Работа в группах.
Дети получают конверты с заданиями.
1 группа. Найти в тексте описание боровика и показать его на слайде.
2 группа. Найти в тексте описание подосиновика и показать его на слайде.
3 группа. Найти в тексте описание маслёнка и показать его на слайде.
4 группа. Найти в тексте описание сыроежки и показать его на слайде.
5 группа. Найти в тексте описание опёнка и показать его на слайде.
6 группа. Найти в тексте описание ранней осени.
7 группа. Найти в тексте описание середины осени.
8 группа. Найти в тексте описание поздней осени.
Проверка групповой работы.
Работа в тетрадях. Стр. 57 (фронтальная работа)
- Кого называет автор дедами, братцами, отцами, сестричками?
деды подосиновики
отцы сыроежки
братцы маслята
сестрички боровики
- Какой гриб отсутствует в этом списке? (опёнок)
- Почему опёнка называют храбрым? 9он пережил всю осень)А какая же была эта осень?
6 группа. Читает описание ранней осени.
7 группа. Читает описание середины осени.
8 группа. Читает описание поздней осени.
Вывод по прочитанному.
Все невзгоды пережил опёнок: и дождь, и холод и первый снежок, но всё равно дождался своих грибников.
Работа в тетрадях. Стр. 53 №4.
Найдите этот абзац в тексте учебника на стр.113.
Работа выполняется самостоятельно.
Во время самостоятельной работы 3 пары учеников самостоятельно работают у доски с заданием:
Найти в тексте слова, которыми выражается отношение автора к опёнку.
1пара из группы слов находит нужные слова, относящиеся к началу текста (стр. 110)
Неказистый
Невидный
Сирота
Голодный
2 пара из группы слов находит нужные слова к середине текста (стр. 111)
Щупленький
Прыткий
Хитрый
Находчивый
3 пара из группы слов находит нужные слова в заключительной части произведения (стр. 113)
Милый
Храбрый
Шустрый
Видный
На доске получается схема:
Милый
4006215365760 Храбрый
Щупленький
Прыткий
Неказистый
Невидный
Сирота
Фронтальная работа.
- Какое чувство вызывают слова первой группы? (жалость)
- Какое чувство вызывают слова второй группы? (удивление)
- Какое чувство вызывают слова третьей группы?(восхищение, уважение)
На доске получается схема.
Восхищени Милый
4006215365760 Уважение Храбрый Удивление Щупленький Прыткий
Жалость Неказистый Невидный
Сирота
Посмотрите, как изменилось отношение автора к герою на протяжении всего произведения.
Итог урока.
Как часто бывает в жизни, встречаем человека. Ничем не приметен человек, а поближе познакомимся, и этот неприметный человек становится верным, хорошим товарищем, приятным собеседником.
В русском языке есть пословица « Мал золотник, да дорог».
Домашнее задание.Чтение сказки с. 110 -113. Задание в тетради №1, 2.