Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Начальная школа XI век»


Конспект урока по литературному чтению по УМК «Начальная школа 21 века» К. Бальмонт Осень
Цели и задачи урока:
Формирование правильного , осознанного, плавного чтения; развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора; умение работать с текстом, учебной и детской книгой; обогащение читательских умений второклассников.
Воспитание нравственно-этических основ; совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста.
Структура урока Ход урока Примечания
Организация и мотивация на урок.(2 мин.) Ребята проверьте глазами все ли мы приготовили к уроку. У вас на столе в подставке дневник, учебник литературное чтение, тетрадь по литературному чтению, пенал. Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучать русскую речь, наш родной язык и познакомимся с творчеством поэта , произведений которого мы еще не читали, вас ждет сегодня на уроке встреча с новым автором. Проверка домашнего задания. Работа с учебной книгой Литературное чтение.(13-15 мин.) Откройте учебник литературное чтение там где напечатано содержание. Назовите страницу.(это страница 172.)
Какой раздел мы изучаем сейчас на уроках литературного чтения? (Мы сейчас на уроках литературного чтения изучаем раздел «Уж небо осенью дышало».)
Найдите в содержании текст который мы читали на прошлом уроке литературного чтения и назовите страницу. (Это был текст Э. Шима Храбрый опёнок на странице 119-123.)
Произведение Э. Шима Храбрый опёнок – это рассказ или сказка? Почему? (Это сказка, потому что грибы в этом произведении разговаривают.)
Какие грибы описал Шим в своей сказке? Прочитай описание каждого гриба! (Это боровики, подосиновики, маслята, сыроежки и опенок.)
Какие задания вам были заданы для домашней работы? (Это задание № 3, № 7 на стр. 123. Они трудные творческие потому что помечены *)
Ребята эти задания вы можете выполнять по выбору. Кто из вас работал над ними дома выйдите к доске!(к доске выходят 15 человек)
№ 3* Как автор описывает осенний лес? Прочитайте!
С. 120 (А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинах пятнышками покрылись. Ногами студеная роса на мох ложится)С. 121 (Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда)С. 121 (Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала) 9. Задание со * у вас было и в тетради. Откройте рабочую тетрадь. (В рабочей тетради проверяем з. 4 на с. 52.)
10. Мы прочитали как описывает Эдуард Шим осенний лес. Давайте послушаем ваши рассказы об осеннем лесе. ( Слушаем два рассказа которые сочинили ребята.)
11. Ребята, многие из вас сочинили свои рассказы об осеннем лесе, послушать их все мы сейчас не можем, но я предлагаю издать нам свою книгу в классе – сборник рассказов об осени в котором напечатаем все ваши творческие работы.
На каждом этапе урока осуществляю дифференциацию. В проверке домашнего задания № 3, № 7 выполняются хорошо читающими детьми, в то время как слабо читающие дети могли их не делать, а просто читали текст выразительно.
Знакомство с новым материалом
(15-17мин.) Беседа об авторе. С каким произведением мы сегодня будем знакомиться? (Это произведение Бальмонта «Осень»)
Ребята сегодня у нас первая встреча с творчеством Бальмонта. Несмотря на необычную фамилию Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт. Посмотрим на портрет Бальмонта. Как вы думаете это современный поэт? (ребята говорят что судя по прическе и одежде Бальмонт поэт из прошлого)
К. Д. Бальмонт жил сто лет назад, он родился в 19 веке в 1867 г., а умер в 20 веке 1942 г.
Чтение стихотворения Бальмонта Осень учителем.
Беседа после первичного чтения. Кому понравилось это произведение? Какое чувство вызвало оно у вас? (чувство грусти, спокойствия, а одна девочка ответила : «Я услышала как красиво написал Бальмонт про осень»)
Работа с текстом произведения. Перечитайте самостоятельно стихотворение и найдите строки которые вас волнуют, вызывают тревогу. Прочитайте(самостоятельная работа 4 мин.). Все ли слова в этом стихотворении понятны, ведь Бальмонт писал это стихотворение больше ста лет назад; он писал его в самый последний год 19 века. (ребята спросили что значит деревья блистают, и про слово благовонье)
Ребята, Бальмонт описывает – рисует разные осенние картины. А найдите строки, которые поэт пишет конкретно про осень? (Скоро осень проснется и заплачет спросонья). Кто может проснуться и заплакать? (человек) Поэт пишет нам об осени как о живом человеке, запомните этот прием, авторы в своих произведениях иногда пишут о явлениях природы как о живых людях. У поэта символом осени являются слезы, и он пишет осень проснется и заплачет.
Работа в рабочей тетради по литературному чтению с. 52, 53.
З. 2. Подбираем синонимы к слову благовонье – приятный запах, аромат.
З. 1. Самостоятельная работа запиши рифмующиеся слова (брусника - крика, холоднее – грустнее)
Коллективно проверяем самостоятельную работу на доске.
Выразительное чтение стихотворения хорошо читающими детьми.
Читаем о родной природе. Раздел книжная полка с. 125 З. 1. Прочитайте имена, отчества и фамилии авторов произведений о родной природе.
Николай Иванович Сладков
Михаил Михайлович Пришвин
Георгий Алексеевич СкребицкийВиталий Валентинович Бианки
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
З. 2. На книжной полке вам предлагают взять в библиотеке и прочитать самостоятельно книги о родной природе. Какие это книги? (Георгий Скребицкий Лесное эхо Виталий Бианки Кто чем поет Константин Ушинский Четыре желания)
З. 3*. По выбору. Задание на дом 1 уровень – слабо читающим детям
С. 124 выразительное чтение стихотворения
С. 125 з. 2
2 уровень – хорошо читающим детям
С. 124 по выбору наизусть
С. 125 з. 2
Рабочая тетрадь з. 3
Задание на дом даю дифференцировано
Итоги урока Какие произведения читали на уроке? (мы читали стихотворение К. Д. Бальмонта Осень)
Кому сегодня было интересно на уроке? Что для вас было интересно?