Урок по литературному чтению на тему:М.Пришвин «Моя Родина»
Урок по литературному чтению на тему:М.Пришвин «Моя Родина», 3-А класс, учителем начальных классов Яцык Л.М.
Дидактическая цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина;
Задачи: Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально-эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.
Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.
Тип урока:открытие новых знаний.
Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; детские рисунки; презентации;
Методы:
-словесный
-наглядный
-практический
-проблемный
- частично – поисковый
Формы организации познавательной деятельности
- фронтальная
-групповая
-коллективная
Средства обучения
- учебник
-раздаточный материал
-ИКС
-наглядный материал
Ход урока
I Самоопределение к деятельности.
-Ребята, сегодняшний урок литературного чтения я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Дени Дидро:. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
- Согласны вы с этим выказыванием?
- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.
- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)
- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
II Актуализация знаний
-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смыс48779430-1725295л. Слайд 2.
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.» А.П.Чехов
-О каком куске земли идёт речь?
-Как называется та земля, на которой мы живём?
-Что такое Родина?( Ответы детей)
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.
“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ. Слайд 3
-Как называется наша с вами родина ?.Россия г. Евпатория.
- Что значит «сделал бы всё что может?»
- А если человек делает всё что может для кого-то или для чего -то значит он ………дополните моё предложение.(ЛЮБИТ)
- Итак, давайте сделаем вывод : чтобы наша планета – Земля была прекрасна …………(каждый должен любить и беречь свою родину)
III Постановка учебной задачи
-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?
1.-У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)
– Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему? Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?
-Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках?(Родина, природа родного края). Какой мы сделаем вывод. ( Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).
2.Красоту родного края , свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов.
-Прежде, чем написать произведение, автор должен проникнуться чувством к тому о чём он пишет. (любовь, восхищение, привязанности)
- Что мы можем сказать о людях, пишущих произведения о родине? (Они любят Родину)-Иначе они бы не смогли написать таких прекрасных произведений.
-Среди авторов, представленных на выставке, есть автор, с которым вы уже немного знакомы по предыдущим классам.
Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Имя этого писателя – М. Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА» Слайд 4
IV Построение проекта т выхода из затруднения
Слайд 5 Константин Паустовский писал.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
-Что уже можете сказать об этом человеке, прочитав эти строки.( Любил природу)
-Мы с вами в 1 и во 2 классе читали произведения Пришвина. Давайте проведём игру
« Вспомни и назови»
А) Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.
( « Золотой луг»)
В) Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.
( « Ребята и утята»)
Г) –Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы всё растут : волнушки, маслята, рыжики, изредка всё ещё попадаются белые. (Недосмотренные грибы)
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились… (Деревья в лесу).
- О чём произведения, о которых мы вспомнили?( О природе)
-Давайте обобщим, что мы знаем о М. Пришвине (Любил и писал о природе)
2. Самостоятельная работа
-Чтобы лучше понять произведение, его сюжет нужно поближе познакомиться с автором . И сейчас я предлагаю сделать вам это, но самостоятельно. (Работа по группам.)
Текст для 1 группы:
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада стополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Текст для 2 группы:
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
-Где побывал Пришвин М.?
3. Выступления учеников. Слайды 6-8
Учитель
-Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.
В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете из произведения
« Моя Родина»
-Произведение называется «Моя Родина». Как вы думаете, о чём оно?.-Давайте проверим.
-Сейчас мы начнем читать произведение Пришвина М. «Моя Родина», но вначале проведем словарную работу и отработаем навыки чтения.
Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Словарная работа Слайд 9
Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.
Со-кро-ви-ща- сокровища
Кла-до-ва-я- кладовая
Встре-чал-ся- встречался
Про-буж-да-ет-ся- пробуждается
Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.
Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером». Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.
V Первичное закрепление
-В чём же особенность охоты М.Пришвина?
-Какие слова были непонятны?
-Что такое кладовая солнца?
(Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая лесная – место, где сосредоточены какие – нибудь природные ценности (места произрастания грибов, орехов, ягод). Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) .-От чьего имени ведётся повествование?
Какое по жанру произведение? Мы знакомы с текстами -повествование, описание или рассуждение. К какому жанру отнесете это произведение? Докажите.
Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:
«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».ФИЗМИНУТКА (Слайд 11 – 12) Посмотрите на слайд. Какое произведение М.Пришвина он вам напоминает? (Золотой луг)
-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем. Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно. Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах. Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая? Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели. Какой вы представили луг?
VIIВторичное закрепление
Чтение произведенияпо цепочке с заданием (Какова основная мысль этого произведения?)Охранять природу- значит охранять Родину.
Работа над содержанием текста
-Охранять природу- значит охранять Родину.Что это значит?.
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.
Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?
Чтобы попить с мамой вкусный чай.
- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?
-Что Пришвин называет сокровищами?
- Что нужно делать с сокровищами?
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?( Призыв)
-Как их нужно читать?
- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.( Д.З. – наизусть)
VIIIОбобщение
-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
- Урок подходит к концу, но у меня есть ещё один вопрос. Как вы считаете, с чего начинается РОДИНА? (Ответы детей)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?
Слайд 10 (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) – Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц)
Слайд 11– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем:
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
«Человек без Родины, что птица без крыльев»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Своя земля в горсти мила»
Прослушивание песни « С чего начинается Родина»
-Ответил ли исполнитель на вопрос? Может быть однозначный ответ? (У каждого Родина начинается со своего собственного места)
IXРефлексия.Какую пользу для себя вы получили от этого урока?
Что нового получили, что не знали раньше?
-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь.?Слайд 12
Охранять природу – значит охранять родину!
Оценка за урок. Вы , наверное, уже посчитали сколько правильных ответов дали на уроке?
Домашнее задание.
На «3» Читать выразительно.
На «4» Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.
На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.