Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «М. Пришвин «Моя Родина»


Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «М. Пришвин «Моя Родина»
Цели: познакомить с биографией М. Пришвина и его творчеством; развивать наблюдательность; совершенствовать технику чтения; развивать речь, умение ориентироваться в тексте; прививать любовь к Родине, к природе, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: презентация к уроку о М. Пришвине, книги о Родине, природе. Животных.
Ход урока.
Организационный момент.
Определение темы раздела по кроссворду.
- Сегодня у нас необычный, интересный и важный урок. А определить его тему, вы сможете сами, но только тогда, когда разгадаете кроссворд.
9
5 6 8 С
4 1 У Л И Т К А Ё 7 С В
Л ЮБ И Ж И В О Е
Я С О Б Т
Г 2 ЗА Я ЦРА Л
У О К Я
ШН А Ч
К А О
А К
Загадки.
По горизонтали:
Глаза на рогах, а домик на спине.
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы другого цвета.
Маленький шарик под лавочкой шарит.
По вертикали:
Выпуча глаза сидит,
Не по – русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле.
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь в иголках ходит.
Кричит: «Крак!»
Червякам враг.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Вдруг зажегся на травинкеНастоящий огонёк.Это с лампочкой на спинкеСел на травку …
Введение в тему.
- Давайте хором прочитаем, что получилось. (Люби живое)
- Это название следующего раздела в нашем учебнике.
- Посмотрите на слайд № 1.
- Как вы думаете, о ком и о чем мы будем читать рассказы и сказки?
- Авторы учебника, обращаясь к нам с разделом «Люби живое», подразумевают, что бы мы бережно относились к природе, охраняли ее.
- Давайте вспомним писателей и поэтов, которые воспевали нашу русскую природу.
IV. Основная часть.
З. Александрова (музыкальное сопровождение)
Знакомство с писателем
Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем М. Пришвиным и отрывкам из его воспоминаний «Моя Родина».
М. Пришвин родился в имении Хрущева – Елецкого Орловской области. Провел здесь свое детство. Среди громадного сада ясеней, березовый, еловый и липовый аллеями стоял старинный деревянный дом. Жилось семье не легко. Мать осталось вдовой с пятью детьми. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, на озера. Он умел видеть обыкновенное волшебное в самом простом. С самого детства он любил охоту, охота была особенной. А вот в чем ее особенность, вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний М. Пришвина.
Чтение текста учителем.
- А вот понравится ли вам рассказ или нет, вы ответите после того как я его прочитаю.
4. Осмысление прочитанного.
- понравился ли вам этот рассказ?
- Что понравилось?
- Какие слова были не понятны? (кладовая)
- А как вы понимаете значение слова «Родина»?
5. Чтение текста детьми.
- Сейчас мы еще раз перечитаем текст, а вы подумаете, какие 4 слова в нем объединены общим смыслом.
6. Физкультминутка.
7. Беседа по прочитанному.
- Вы подумали, какие 4 слова Пришвин объединил общим смыслом? (мама, солнце, природа, Родина)
- Как вы думаете, почему?
- О каких детских воспоминаниях рассказывает писатель?
- Прочитайте предложение, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
- Прочитайте, как М. Пришвин обращается к вам.
- Как вы умаете, почему так?
8. Хоровое чтение 2 – ух последних абзацев.
9. Подбор однокоренных слов.
- Давайте попробуем определить основную мысль отрывка. (Любить и беречь родную Родину)
- Давайте придумаем однокоренные слова к слову «Родина». (записать на доске)
- Подумайте, слова «природа» и «Родина» имеют общий корень? Какой?
10. Сообщение учителем о писателе.
- А вы знаете, что М. Пришвин связан с нашим родным Белевским краем?
(рассказ учителя о биографическим данных Пришвина, относящихся к Белеву).
11. Сообщение учащимися о родном городе.
- Вы любите свой родной край, свою Родину? Почему?
- Ведь не даром мудрый народ придумал такие пословицы и поговорки:
«Нет в мире краше Родины нашей.»«Родина краше солнца, дороже золота.»- Что вы знаете о своем родном городе? (Выступление учащихся)
12. Чтение стихотворений учащимися.
- Наш Белёв был любим многими известными людьми: художниками, композиторами, писателями и поэтами. И в наши дни на нашей земле родятся таланты. Стихи М. Литвиновой этому доказательство. (чтение стихов детьми)
V. Итог урока.- Произведение какого автора мы прочитали?
- Что вы узнали о М. Пришвине?
-Вам понравился урок?
VI. Домашнее задание