Конспект урока по литературному чтению на тему М.М. Пришвин «Моя Родина»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Кулебаки Нижегородской области
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»
УМК, автор учебника: «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок изучения нового материала

Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6
ФИО: Бочкова Олеся Юрьевна
Дата выполнения: 5.02.2015 г.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с новым видом рассказа «очерк», учить определять главную мысль произведения.
Задачи:
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) совершенствовать навыки чтения;
3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;
4) развивать умение работать с текстом;
5) прививать любовь к природе, к Родине.
Методы обучения:
словесный (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой);
наглядный (компьютерная презентация, книги);
практический (самостоятельная работа, работа по группам);
проблемный (частично – поисковый).
Планируемые результаты :Предметные:
-формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;
формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащать речь выразительными средствами языка.
Метапредметные:
-Познавательные УУД: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
-Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Личностные:
-пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитывать эмоционально-эстетического восприятие художественного произведения творческой деятельности.
Форма организации урока: традиционная.
Формы организации работы в классе:
фронтальная работа с учащимися;
работа в парах - форма взаимопомощи;
дифференцированная;
индивидуальная;
работа по группам
Оборудование: выставка книг М.М. Пришвина, аудиозаписи, компьютер, медиапроектор, учебник «Литературное чтение. 3 класс (2 часть)», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, презентация, карточки с заданиями.Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
I.Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.
Создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
На сегодняшнем уроке, я желаю вам бодрости духа, предела внимания, хороших ,обдуманных ответов и только отличных оценок. Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Включение детей в активную, познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. Л -формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
II.Речевая разминка Прочитайте четверостишье в пол-голоса и подумайте, о чём оно:
Луга, поля, леса, моря.
Природа наша велика.
Беречь её должны мы все,
И будет краше на земле.
О чём это четверостишье?
Как вы думаете, с какой интонацией можно прочитать эти строки?
1 вар.- прочитайте с интонацией восхищения,
2 вар.- прочитает с интонацией удивления. -О природе.
-С интонацией восхищения,
удивления.
П - выразительное чтение четверостишья с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.
Л – развитие познавательной активности.
Р – выполнение учебных действий в устной речи. В сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов учебной задачи.
ΙΙΙ.Проверка домашнего задания Сергей Есенин любил наблюдать за природой и писал о ней стихи.
Дома вы подготовили чтение наизусть стихотворения «Черёмуха» .Давайте послушаем.
Остальных ребят мы выслушаем на следующем уроке.
Вывод: Каково должно быть отношение к природе? -Чтение наизусть стихотворения С.Есенина
«Черёмуха»
-Нужно не только наблюдать за природой, но и любить, беречь её. П – чтение наизусть стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.
К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе.
Л – осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.
Л – формирование нравственно-этических норм поведения.
Р – формирование действий контроля и оценки.
ΙV.Сообщение темы, цели урока Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов и писателей .Послушайте отрывок из песни и подумайте, о чём поведём разговор на уроке?
О чём поведём разговор ?Как понимаете смысл слова «Родина»?
Вывод: Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Что мы можем сказать о людях, пишущих произведения о Родине?
Верно. Иначе они бы не смогли написать таких прекрасных произведений.
Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим Родину.
Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. - Слушают отрывок из песни «С чего начинается Родина»
- О Родине, о природе.
-Предположение детей.
-(3 ученика рассказываютСтихи о Родине)-Они любят Родину.
П - выразительное чтение стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.
К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе. Умеют оформлять свои мысли в устной форме, выступать в диалоге, обмениваться мнениями.
Р – принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности. Формирование действия прогнозирования.
V.Актуализация знаний. Фамилию этого автора вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд:
1. Известный дедушка – баснописец.2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».5. Автор, писавший о животных и сам иллюстрировавший свои книги.6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе.
Назовите фамилию писателя?
Работа по группам.
Чтобы лучше понять произведение, нужно поближе познакомиться с автором.
Я предлагаю сделать вам это самостоятельно.
Будьте внимательны, т.к вам нужно не только прочитать биографию автора, но и ответить на вопросы.
1гр.- Что узнали о жизни М. Пришвина?
2гр.- Чем любил заниматься писатель?
Ребята, обратите внимание, писатель с детства любил охоту, но его охота была особенной.
В чём была его особенность, подробнее вы узнаете из его рассказа «Моя Родина». Отгадывают кроссворд.
-Крылов
-Бианки
-Пушкин
-Лев
-Чарушин-Носов
Пришвин.
Знакомятся с биографией писателя.
К 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях М.Пришвина читатели встречаются с собаками. Он изъездил многие места нашей огромной страны.
-Охотой.
Слушают прочтение рассказа учителем.
К – проявляют готовность слушать, учатся работать в группах.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этому этапу обучения.
П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания, работают с информацией, представленной в виде кроссворда.
Л - осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.
V Ι.Работа над текстом Первичное восприятие.
Кому понравился рассказ?
Что понравилось в рассказе?
В чём же была особенность охоты М.Пришвина?
- Мнение ребят.
- Охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего писатель ещё не видел. Л – проявляют эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
К – проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.
П – осуществляют первичный анализ произведения.
VΙΙ.Физкультминутка Ты, всегда со мноюВсем я поделюсь с тобой одноюИ еще шепну тебе на ушкоТы моя ближайшая подружка!Мы четыре ножкиПо одной идем с тобой дорожкеЕсли, что всегда готовы к боюДвадцать коготков у нас с тобою!Мы словно две половинкиОдной красивой и веселой картинки… Выполняют движения Л – имеют установку на здоровый образ жизни.
VΙΙΙ. Продолжение работы над текстом Вторичное восприятие учащимися.
Приготовьтесь читать рассказ «жужжанием» и подумать : события в рассказе вымышленные или реальные?
Итак, события в рассказе вымышленные или реальные?
Почему вы так решили?
Вывод : Небольшой, документальный рассказ о жизни ,людях, Родине, природе, называется ОЧЕРКОМ.
Словарная работа.
Работаем над трудными словами. Прочитаем все вместе : сокровища,кладовая,пробуждается.
Как вы думаете, что такое сокровища?
Сокровища – это драгоценность, дорогая вещь.
У слова «кладовая» два лексических значения:
Помещение для хранения материалов, товаров;
Место, где сосредоточены какие- нибудь природные ценности (места произрастания грибов, ягод, орехов.)
Как вы думаете, к нашему произведению какое больше всего подходит понятие «кладовой»?
Что писатель называет «кладовой солнца»?
Какие «сокровища жизни» надо охранять?
Что значит «пробуждается»?Давайте подберём синонимы.
Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте обращение писателя к вам. Как он вас называет?
Почему слова : мама,солнце, природа, Родина , М. Пришвин объединил в одном рассказе?
Найдите и прочитайте самую главную мысль рассказа.
А что можем сделать мы, чтобы сберечь природу?
Вывод : Писатель не только показывает красоту природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое!
Работа в парах.
О Родине сложено много пословиц и поговорок. Я предлагаю восстановить пословицы, работая в паре.
Читают рассказ.
- Реальные.
- Предположение детей.
-Предположение детей.
-Второе понятие.
- Природу, которая хранит сокровища жизни.
- Леса,животных,рыб…
- Оживается,просыпается-Чтение учащимися 8 абзаца.
-Предположение детей.
- Охранять природу – значит охранять Родину.
- Сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы.
-Родина- мать, умей за неё постоять.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой. Р – принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности.
П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания, осуществляют поиск необходимой информации, анализируют произведение, осознают смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.
Л – проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.
Р - формирование действия прогнозирования.
К – принимают участие в работе парами, понимают задаваемые вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
ΙХ.Итог урока. Рефлексия. Понравился урок?
С каким произведением познакомились на уроке?
Чему учит данный рассказ?
Что вы узнали об авторе этого произведения?
Обратите внимание на выставку книг. Эти книги Михаила Пришвина ,вы можете взять в библиотеке и прочитать дополнительно.
Оцените своё настроение на уроке.
Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверены в себе ,вам было интересно, поднимите солнышко. Если считаете, что работали на уроке без желания и вам было не интересно, поднимите тучку.
Я рада, что количество улыбающихся солнышек у нас преобладает.
Ответы учащихся. П- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Р- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Х.Домашнее задание. Запишите домашнее задание.
1гр.- выразительное чтение рассказа;
2 гр.- сочинить и записать рассказ на тему : «Мой родной край»
Задают уточняющие вопросы. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения.

Самоанализ урока.
Данный урок является уроком изучения нового материала.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с новым видом рассказа «очерк», учить определять главную мысль произведения.
Задачи:
1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) совершенствовать навыки чтения;
3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;
4) развивать умение работать с текстом;
5) прививать любовь к природе, к Родине.
Методы обучения:
словесный (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой);
наглядный (компьютерная презентация, книги);
практический (самостоятельная работа, работа по группам);
проблемный (частично – поисковый).
1 этап урока: Организационный .Доброе пожелание учителя включает детей в деятельность на личностно-значимом уровне, у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность, задания этого этапа включают детей в деятельность.
2 этап:Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.
Повторение изученного материала, необходим для открытия новых знаний .В начале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идет работа над развитием внимания, памяти,речи.
Затем создается проблемная ситуация, дети сами определяют тему и цель урока.
Фронтальная работа с классом заставляет каждого учащегося думать, находить ответ на поставленный вопрос. Учителю видна степень работы каждого учащегося, есть возможность откорректировать действия каждого ученика, позволяет выявить трудности в усвоении материала.
3 этап: Этап изучения нового материала. Первичное восприятие.
Проявляют эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.; проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.
4 этап: Анализ рассказа.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания, осуществляют поиск необходимой информации, анализируют произведение, осознают смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.
Принимают участие в работе парами, понимают задаваемые вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
5 этап: Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вывод:
На каждом этапе урока идет работа над развитием умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия. оценивать свои действия (Рег.).
Разнообразие заданий служит средством развития личностных УУД: мотивации к учебе, интереса к новому учебному материалу, способности к самооценке, эмпатии – сопереживанию.
Учащиеся строят рассуждения, обобщают, классифицируют, подводят под понятие., высказываются в устной форме, анализируют объекты, выделяют главное (Позн.)
На данном уроке реализовывались задачи по формированию УУД:
-Познавательные УУД: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-Регулятивные УУД: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
-Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
Отобранное содержание урока, оборудование, работа в парах, группах; индивидуальная, фронтальная формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методов, работа с учебником, способствовали достижению цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся (формирвание познават. УУД). А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ИКТ была направлена на достижение поставленных целей.
Старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физкультминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Домашнее задание дифференцированно. Тема урока была понятна и интересна, дети своей работой на уроке остались довольны.
На мой взгляд, урок прошел успешно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.
Список литературы.
Учебник «Литературное чтение. 3 класс. 2 часть». Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий, М.В. Голованова.
Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Кутявина С.В.
Интернет ресурсы.
http://festival.1september.ru/articles/609232/https://ru.wikipedia.org/wiki/Пришвин,_Михаил_Михайловичhttp://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-rodine.html
Хронометраж урока.
I.Организационный момент – 1 мин.II.Речевая разминка – 3 мин.ΙΙΙ.Проверка домашнего задания – 4 мин.
ΙV.Сообщение темы, цели урока – 4 мин.
V.Актуализация знаний – 8 мин.
V Ι.Работа над текстом – 6 мин
VΙΙ.Физкультминутка – 1 мин.
VΙΙΙ. Продолжение работы над текстом - 13мин.
ΙХ.Итог урока. Рефлексия – 4 мин.
Х.Домашнее задание – 1 мин.