Конспект урока литературного чтения Сказка «Два Мороза» 2 класс УМК «Школа России»
ГБОУ СОШ № 349 с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект урока литературного чтения
Сказка «Два Мороза»
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Печенкина Тамара Павловна
2015-2016 учебный год
Тема урока: Русская народная сказка«Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др.УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиесяпознакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
учебник
доски для работы маркером
мультимедийная презентация
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд№1)
-Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы не было заминки,
Начинаем мы с разминки.
II. Речевая разминка.(слайд №2)
- Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?
-А теперь следующая скороговорка:
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…
-Правильно, молодцы!
III. Проверка домашнего задания. (слайд №3)
Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке?
Ответы учащихся:
С.Есениным.
-Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза»
(Учитель оценивает ответы учащихся)
-Хорошо, молодцы!
IV. Постановка целей урока.
-Отгадайте загадки и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд№4)
1. Около села белая лошадка весела.(Метель)
2.Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.(Снеговик)
3.В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки)
4.Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
5.Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки. (Зима)
-Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)
-Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.
-Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?
V. Работа по теме урока.
1.Словарная работа
-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу.(Слайд №5)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Прослушивание сказки (Слайд№6)
VI. Физкультминутка(Слайд№7)
Наклоняемся вперёд,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре-
Завертелись, закружились.
VII. Закрепление изученного.
1.Работа с текстом (Слайд№8)
-Как решили позабавиться два Мороза?
-Куда едет купец? Крестьянин?
-Как одет крестьянин? Купец?
-Как Мороз- Синий нос заморозил купца?
-Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
-Зачем он так сделал?
2. Тест по тексту (Слайды №9,10)
1.Что решили сделать братья Морозы?
а)поиграть;
б)порезвиться;
в)позабавиться;
2.Богатый купец ехал:
а)с колокольчиками;
б)с бубенчиками;
в)со звоночками;
3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос?
а)за рыбаком;
б)за охотником;
в)за дровосеком;
4.Какая у купца была шуба?
а)медвежья;
б)волчья;
в)лисья;
5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а)кнутом;
б)поленом;
в)палкой;
6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?
а)печка;
б)костёр;
в)топор.
Проверка теста:
В
А
В
А
Б
В
VIII. Рефлексия (Слайд№11)
- Что вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
IX.Подведение итогов урока
С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
Ответы детей:
«Два Мороза»
-О чём рассказывается в этой сказке?
-О трудолюбии
На доске записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд№12)
Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке.
Разбор каждой пословицы.
1.Землю солнце красит, а человека труд.
2.Волов бояться, в лес не ходить.
3.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
4.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
О чём эти пословицы?
-О трудолюбии.
-Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
X. Домашнее задание. (Слайд№13)
Прочитать сказку
Выполнить задание 5 на стр.202
Источники:
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др./ - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – (Школа России)
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013.
Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q