Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия.
Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Цели: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
Образовательная:
формирование общего понятия о наречии как о части речи, усвоение отличительных признаков наречия от других частей речи;
учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;
Развивающая:
развитие умения работать во времени, коммуникативной культуры;
содействие осознанию учащимися ценностей изучаемого материала, ценностей совместной деятельности, создание условий для развития орфографической зоркости, активизации и расширению словарного запаса учащихся, развития творческого потенциала, творческого мышления;
Воспитательная:
воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавате6льные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
Коммуникативные учебные действия:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные учебные действия:
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные учебные действия:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Этапы урока Содержание Дея-ть ученика УУД
I.Организационный момент -Здравствуйте ребята. Начнём урок русского языка. Садитесь. Откройте тетради, отступите две линии вниз, запишите сегодняшнее число, сегодня двадцать пятое октября. Классная работа. II. Проверка домашнего задания Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте предложения.
-Что в них общего?
-О чем в них говорится?
Беда не приходит одна.
Весна да осень – на дню погод восемь.
За семью морями.
Как две капли воды.
Одного поля ягода.
(Чтение скороговорок и пословиц с именами числительными.) Л- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
III. Актуализация знаний Сейчас, я буду диктовать слова, а должны записать их у себя в тетрадях, к доске пойдёт.
Запись под диктовку
Одиннадцать, шестнадцать, семнадцать, двенадцать, двадцать, пятнадцать, пятьдесят, шестьдесят, тридцать. Пишут под диктовку, один у доски остальные в тетрадях. П- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
IV. Самоопределение к деятельности
- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.(Слова на слайде)
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.
- Что обозначают слова каждой группы?
— На какие вопросы они отвечают?
— Какие грамматические признаки имеют?
— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.
Хорошо и плохо.
Мягко и тепло,
Весело и славно,
Ярко и светло.
Сверху или снизу,
Близко иль вдали.
Все слова знакомы,
Нас определи...
— На какие вопросы отвечают слова?
— Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.
— Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи?
— Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется.
— Сформулируйте задачи урока. Записывают в тетради.
(Они обозначают имена существительные, глагол и прилагательное)
Что? Кто?-существительное
Что делает? Что делало? – глагол
Какой? – прилагательное.
Существительное. Постоянные: род, склонение, одушевленное, не одушевленное, собственное, нарицательное. Непостоянные: падеж, число.
Глагол. Постоянные признаки: неопределенная форма глагола, спряжение. Непостоянные признаки: время, число, лицо, род.
Прилагательное. Род, число, падеж.
(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.)
(Как? Когда? Где? И т. д.)(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)
(Нет.)
(Наречие.)
(Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.) П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р- постановка учебной задачи;
V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику
Упр. 124 (с. 73).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Кто его автор?
— Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?
— Назовите первое выделенное слово.
— С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает?
— Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.
— Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит?
Выделите словосочетание и поставьте вопрос.
— Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия?
Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», как называются такие слова и что они обозначают. ( Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи.)
2. Наблюдения над наречиями
— Сравните словосочетания в столбиках.
печальные поляны льет печально
печальных полян льют печально
печальный лес лила печально
— Что происходит со словом печальные?
— Почему оно изменяется?
— Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного печальные?
— Изменяется ли главное слово во втором столбце?
— Что происходит со словом печально?
Работа по учебнику
Упр. 125 (с. 73). (Устное выполнение.)
— Какой вывод вы можете сделать?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
Посмотрите на страницу 74
Упр. 126
— Прочитайте.
— Назовите наречия.
— Прочитайте текст с наречиями и без них.
— Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении?
— Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
— Прочитайте определение наречия.
— На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?
— Какую роль играют наречия в предложении?
— Запишите в словарик слова впереди, медленно, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Составьте предложения с этими словами. Александр Сергеевич Пушкин
Поэт рисует картины заката.
Печальные.
(Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)Печально.
Льёт.
(Льёт (как?) печально.)
(Признак действия.)
(Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)
(Оно изменяется.)
(Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое.)
(Число, падеж, род.)
(Да, оно изменяется по числам, временам.)
(Оно не изменяется.)
(Наречие — неизменяемая часть речи.)
Называют наречия(в упражнение они выделены)
(Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)
Комментированное письмо. Учащиеся ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении:
1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз);
2) обозначение времени действия (вечером);
3) обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).
(Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос Как? Когда? Где? И т. д)
В предложения является второстепенным членом предложения. П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Посмотрите на упражнение 127на странице 74-75. Прочитайте задание, вслух прочитает.
-Что мы будем делать?
— Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание: дописать в каждую группу ещё по три наречия.
Посмотрите на упражнение 128 страница 75.
— Прочитайте стихотворение.
— Кто его автор?
— Найдите в тексте наречия.
— Докажите, что это наречия.
— Обратите внимание на правописание наречий налево и направо.
(Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)(Один ученик работает у доски. Самопроверка, самооценка.)(А. С. Пушкин.)
(Днём, ночью, кругом, направо, налево.) П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
VII. Рефлексия Работа по карточкам
— Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.
1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь. (Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке. 1)Хуже;
2) Плохо;
3)Лучше;
4) Легко, Трудно;
5)Высоко;
6)Долго;
7)Сначала, Потом;
8)Выше; Р- оценивание качества и уровня усвоения материала;
VIII. Подведение итогов урока
— С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
— Что вы узнали о наречии как части речи?
— Почему у наречий нет окончаний? Р- оценивание качества и уровня усвоения материала;Домашнее задание
Упр. 129 (с. 75).