Конспект урока по математике на тему ломаная 3 класс


Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий в тетради"

Цели:
дать понятие «звено ломаной»
учить обучающихся строить ломаные с заданным количеством звеньев;
учить анализировать объекты;
создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у обучающихся;
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно – нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: интерактивная доска; презентация у уроку; учебник математики 1 кл. (1 часть) И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон; рабочая тетрадь по математике 1 часть; линейка; набор ручек и карандашей.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой
Вот звонок нам дал сигнал:Поработать час настал.Так что время не теряем,И работать начинаем.
– Улыбнитесь гостям и друг другу, садитесь!
– Руки? – На месте!– Ноги? – На месте!– Локти? – У края!– Спина? – Прямая!
2. Актуализация опорных знаний и постановка цели
На доске – слайд 1. На слайде изображены 2 прямых, 2 отрезка, луч, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ломаная из 3 звеньев.
– Внимательно вглядитесь в чертеж. Что можете сказать? Какие фигуры вы знаете?
(Дети перечисляют знакомые фигуры и показывают их на чертеже)
– На какие группы можно разделить эти фигуры? (На линии и другие фигуры; На замкнутые и не замкнутые линии)
Группировка фигур со сдвигом вправо – влево. По ходу показа фигур учитель задаёт вопросы:
– Есть ли на доске прямые? Что вы о ней знаете? (Это ровная бесконечная линия).– Что вы знаете об отрезке? (У отрезка есть начало и конец; это прямая линия, у которой есть начало и конец)– Нас ждет важное открытие, связанное с отрезком.– Чем отличается прямая от отрезка? (У отрезка есть начало и конец, а прямая – бесконечна).– Какую фигуру очень похожую на данные фигуры вы видите? (Луч)– Что вы знаете о луче? (У луча есть начало, но нет конца).– Что общего у луча и отрезка? (Это часть прямой линии).
На доске остаются только линии, остальные фигуры сдвигаются влево .– Какая линия «лишняя»? Почему? (Выслушиваются все варианты ответов, и выбирается «ломаная»)– Что мы уже знаем о ломаной? (Выслушиваются все высказывания)– Все ли мы уже знаем?
Постановка цели:
– Нам предстоят несколько открытий, а так же мы научимся стоить ломаные линии.– Вглядитесь в эту фигуру. Какая знакомая фигура в ней спряталась? (Отрезок)– Покажите его. Что еще можете сказать? (Этих отрезков – 3)– Кто-нибудь из вас знает, как называются эти отрезки  в ломаных? (Это – звено.)– Сколько звеньев у этой ломаной?
На доске Слайд №2. (№ 91 стр. 50 учебника)
– Вглядитесь в новый чертёж. Что на нем изображено? (На чертеже – 3 ломаных линии.)– Сколько звеньев у 1 ломаной? Покажите. Запишите количество цифрой.– Сколько звеньев у 2 ломаной? Покажите. Запишите количество цифрой.– Сколько звеньев у 3 ломаной? Покажите. Запишите количество цифрой.– Чем последняя ломаная отличается от других? (Она замкнутая).– Так, что же такое звено ломаной?– Откроем учебник на стр. 50.– Прочитаем правило. (Чтение правила сильным учеником). – Наши мнения сошлись?– Хотелось бы вам самим начертить ломаную? – Для этого откройте обычную тетрадь. Найдите красную точку и начертите ломаную из 3 звеньев. Каждое звено выделите своим цветом.– Что необходимо помнить для того, чтобы выполнить это задание? (Ломаную чертим по линейке, надо начертить ломаную из 3 звеньев).– Чертите так, чтобы можно было показать всем, чтобы было видно.– Какие ломаные у вас получились?
(К доске сразу вызываются 4-5 человек для показа работы)
Физминутка «Солнышко»
3. Закрепление изученного материала
– Можно ли сказать, что мы все знаем про ломаную? – Задание из рабочей тетради поможет нам лучше усвоить новый материал.– Откройте стр. 32 № 67
На доске Слайд №3. (№67стр. 32  рабочей тетради)
– Незнайка и Синеглазка рисовали линии. Все линии, кроме ломаных, нарисовал Незнайка.– Что помогает вам понять, какие линии рисовала Синеглазка, а какие нарисовал Незнайка? (В задании сказано, что все линии, кроме ломаных, нарисовал Незнайка, значит Синеглазка нарисовала ломаные, а остальные линии нарисовал Незнайка.) – Помоги друзьям написать красиво цифры. У каждой линии нарисованной Синеглазкой, напишите 2 раза цифру 3.– Вспомним, как она пишется: головка касается правого верхнего угла, а нижняя часть твердо стоит на основании клетки. – У каждой линии нарисованной Незнайкой, – 2 раза цифру 2.
Показ написания цифры 2. (те же условия).
– Интересно, кто из вас быстро и качественно справиться с заданием? (Обучающиеся выполняют задание в рабочей тетради и на доске).– Посмотрите внимательно. Кто нарисовал больше линий? Докажите. (Синеглазка, она нарисовала 4 ломаных линии, а Незнайка – 2 линии). – На сколько? (На 2)– Покажите ломаную, у которой больше всего звеньев. Сколько у неё звеньев? (У ломаной 7 звеньев).– Обведите её. (Обучающиеся обводят её). – Напомните, что такое  звенья. (Отрезки, из которых состоят ломаные).– Ниже, в рабочей тетради, начертите ломаную, в которой на одно звено меньше, чем в обведённой. (Обучающиеся выполняют задание в рабочей тетради. Одновременно выполняется работа на доске).Проверка выполнения задания.
– Какие ломаные вы нарисовали? Сколько в них звеньев? – Чему учились выполняя это задание?
Физминутка  для глаз «Про Варвару»
Любопытная  ВарвараСмотрит влево,Смотрит вправо, Смотрит вверх,Смотрит вниз,Чуть присела на карниз,А с него свалилась вниз
– Вспомните предыдущие уроки математики и скажите, где нам могут пригодиться числа 2 и 3.– Какие задания с этими числами можно предложить друзьям? (Выслушиваются все высказывания обучающихся).– Вернитесь на стр. 31 рабочей тетради № 66.
На доске Слайд №4. (№66 стр. 31  рабочей тетради).
– Что изображено на рисунках?
(На рисунках нарисованы ручки, линейки и ластики).
– Прочитайте задание. Что надо знать и уметь, чтобы правильно его выполнить?
(Надо уметь считать предметы, сравнивать их количество, записывать равенства и неравенства).
– Что надо сравнить? (Количество ручек и количество ластиков).
– Рассмотрите первый рисунок. Выполните первую запись. – Что обозначает первое число в записи? А второе? (У доски работает ученик:  2 = 2 – Это равенство.)– Кто знает, как записать второе выражение? (Аналогичная работа у доски: 2 < 5 – Это неравенство.)– Как будет выглядеть третья запись? (Аналогичная работа у доски: 9 > 2 – Это неравенство.)– Скажите, пожалуйста, кто из вас может закончить работу самостоятельно? Поднимите руку.
Детям предлагается закончить работу самостоятельно. Учитель помогает обучающимся, которые нуждаются в помощи.
– Какие записи сделали?
Проверка у доски.
– Чему учились, выполняя это задание? (Учились записывать равенства и неравенства по рисункам).– Какие предметы оказались лишними и почему?  (Угольники, мы их не сравнивали и не считали)– Для чего необходим угольник? (Для того чтобы чертить фигуры, состоящие их прямых линий).
На доске Слайд №5. (№ стр.100 стр. 54  учебника).
– Рассмотрите рисунки. Какое задание можно предложить своим одноклассникам?(Выслушиваются все высказывания обучающихся).– Какой рисунок лишний и почему?
( 1) Инструменты   2) Брюки, так как они одного цвета.   3) Четвертый рисунок, т.к. количество предметов на нём больше, чем на других рисунках).
4. Итог урока
– Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.– Какое открытие мы сегодня сделали? (Мы узнали, как называется часть ломаной – звено. Учились строить ломаную).– Какое задание особенно понравилось?– Оцените себя. Нарисуйте солнышко, если все на уроке было понятно и интересно,   солнышко с тучкой, если возникли какие-нибудь проблемы.
Прозвенел и смолк звонок, Вот и кончился урок!