Ломаная линия. Звено ломаной. Прямая
Тема: ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ. ЗВЕНО ЛОМАНОЙПедагогические цели: создать условия для усвоения понятий «ломаная линия», «звено ломаной»; формирования первичных представлений о ломаной; учить чертить ломаные линии по линейке, правильно пользоваться линейкой; прививать аккуратность.
Планируемые результаты (предметные): знать понятия «ломаная линия», «звено ломаной»; уметь чертить ломаные линии.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, принимать и выполнять практической задачи.
Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать своё понимание высказывания партнера по общению.
Познавательные: уметь разделять объекты (модели) на составные части в практической деятельности, соединять различные элементы, стороны объектов в единое целое в практической деятельности.
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и отвечать на него.
Сценарий урока
I. Закрепление и повторение изученного о прямой линии, отрезке, кривой линии.
Данную работу можно провести по рисункам в заданиях на с. 42, 43 учебника либо по рисункам, подобранным учителем.
– Покажите на рисунках прямые линии. Докажите, что это прямые линии.
– Найдите на рисунках отрезки. Обоснуйте ваше мнение.
– Какие линии – кривые? Почему так считаете?
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми понятиями.
На доске изображены различные линии:
– Что хотите сказать?
– На какие группы можно разделить данные линии? Как бы вы их назвали?
– Такая линия называется ломаной.
Учитель может также продемонстрировать учащимся наглядно, как из прямой линии получить ломаную.
– Рассмотрите несколько ломаных линий. Что заметили?
– Из каких линий состоят ломаные? (Из отрезков.)
– Каждый такой отрезок (часть ломаной) – звено ломаной.
Работа с учебником (с. 42).
– Сравните две группы линий на рисунках, данные на полях учебника. Что увидели?
– Ломаные линии на первом рисунке называются незамкнутыми, а ломаные на втором рисунке – замкнутыми линиями.
2. Формирование умения выполнять чертежи по линейке.
Работа в тетради (заданиям 2, 3, с. 16 – 17).
– Соедините данные в заданиях точки линиями.
Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.
– Что получилось? (Ломаные.)
– Есть ли среди данных ломаных замкнутые ломаные? А незамкнутые? Покажите их.
– Сколько звеньев в первой ломаной (во второй, в третьей)?
III. Составление и чтение равенств.
Работа ведётся по заданию 1 (с. 16 тетради).
– Рассмотрите рисунки. Составьте равенства, соответствующие рисункам. (Дано 5 квадратов, 2 из них зачёркнуто, значит, было 5, из 5 вычли 2, осталось 3, получаем равенство 5 – 2 = 3.)
Аналогичная работа проводится с заданием учебника.
Самостоятельная работа с использованием счётного материала.
– Решите равенства, данные в задании 3 (с. 43 учебника).
IV. Фронтальная проверка и самопроверка.
Один из учащихся читает равенства, называя полученный ответ. Ученики могут это делать по очереди, остальные ученики, если у них такой же (правильный) ответ, ставят около него «плюс» карандашом.
V. Пропедевтика темы «Задача».
По рисункам, данным в задании 1 (с. 43 учебника), учащиеся составляют короткие (математические) рассказы, содержащие вопрос, и подбирают равенства, соответствующие каждому рассказу. Найдя лишнее равенство, ученики придумывают по нему рассказ.
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему учились на уроке? Что нового узнали? Что такое «звено ломаной»? Как вы работали на уроке?