Разработка урока: Сибирь: освоение территории и население, 9 класс.
Сибирь: освоение территории и население
Цель: познакомить с историей заселения и освоения территории Сибири, коренными народами Сибири, их бытом, занятиями, культурой.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Вопросы классу:
Что такое титульная нация?
Какова численность населения РФ?
Какова плотность населения РФ?
Какая часть населения проживает в азиатской части?
Почему?
3. Новый материал
История Сибири — прошлое обширного географического региона в северо-восточной части Евразии, ограниченной с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая).
Накопленный археологический, этнографический, фольклорный материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Топоним "Сибирь" повторяет имя древнетюркского кагана Восточно-тюркского Каганата Шибирь-хан тюрк-шада, позже закрепилось и за укреплённым поселением сипыров на берегу Иртыша. В первой половине XIII в. монгольским военачальникам был известен «лесной народ шибир». Со второй половины XIII в. и в XIV веке Сибирь уже широко встречается как название определённой территории к северу от владений золотоордынских правителей. В XV в. в русских летописях известна «Сибирская земля» и довольно чётко характеризуется её местоположение — район по нижнему течению Тобола и среднему течению Иртыша, где, очевидно, жили потомки древних сипыров, в значительной степени ассимилированные тюркскими элементами, и поэтому отличавшиеся от остальных групп угров нижнего Иртыша и Приобья. С возникновением в конце XV в. государственности тобольских татар и тюркизированных угров-сипыров «Сибирью» стало называться государство — Сибирское ханство. Наряду с Сибирским ханством на территории к востоку от Урала в XVI в. были известны Тюменское ханство, Югра и Мангазея.
С конца XII и по 70-е годы XV столетия Югра была колониальным владением Новгородской республики, с которого нерегулярно брали дань мехами, рыбой, моржовой костью и т. п.
В 1193 году на Урал с целью силой принудить Югру к уплате дани отправился отряд новгородского воеводы Ядрея, который был почти полностью истреблён, в том числе благодаря предательству некоего Савки — представителя частных новгородских предпринимателей, который «переветы дръжаше с князем югорскым».
В источниках термин «Югра» встречается в последний раз в 1606 году.
В XII—XVII веках югрой назывались также местные хантыйские и мансийские народы, населявшие Югру[1].
Мангазе́я — первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.
Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан.
Предположительно, город-порт и торговая фактория Мангазея располагался на правом, более низком берегу глубокой судоходной реки Лососёвой при её впадении в Таз. Позднее Лососёвая была переименована в Мангазейку.
Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси), или от старинного названия реки Таз.
После завоевания Московской Русью Казанского и Астраханского ханств на Волге начались продвижения в Сибирь, которое началось с похода Ермака Тимофеевича в 1582 году.
В Российской империи Сибирь была аграрной провинцией и местом ссылки и каторги. На рубеже XIX—XX веков была построена Транссибирская магистраль, которая дала значительный импульс хозяйственному развитию Сибири и позволила переселить сюда более 3 миллионов человек. В советское время произошёл упадок аграрного производства и рост роли Сибири как источника полезных ископаемых и гидроэнергии.
Задание классу:
Вариант 1
Составить таблицу « Первые города Сибири»
Название Год основания Река Численность нас.
Тюмень 1586 Тура 697037
Тобольск 1587 Тобол - Иртыш 98162
Сургут 1594 Обь 340845
Обдорск (Салехард) 1595 Полуй - Обь 48313
Томск 1604 Томь 564910
Енисейск 1618 Енисей 18359
Красноярск 1628 Енисей 1052218
Якутск 1632 Лена 299169
Охотск 1648 Охота 3560
Вариант 2
Составить таблицу «Народы Сибири»
Народ Численность Языковая семья, группа Регион проживания
Буряты 460 тыс. Алтайская, монгольская Респ. Бурятия
Тувинцы 264 тыс. Алтайская, тюркская Тыва
Хакасы 73 тыс. Алтайская, тюркская Хакасия
Алтайцы 74 тыс. Алтайская, тюркская Респ. Алтай
Шорцы 13 тыс. Алтайская, тюркская Горная ШорияТатары 200 тыс. Алтайская, тюркская Юг З. Сибири
Ханты
Манси 31 тыс.
12 тыс. Уральская,
Финно-угорская ХМАО ЮграЧисленность населения.
Динамика демографической составляющей региона значительно колеблется каждые несколько лет. Это связано с массовым переездом молодежи в южные города России и резкими скачками рождаемости и смертности. Иммигрантов в Сибири сравнительно немного. Причиной тому является суровый климат и специфические условия для жизни в деревнях. По последним данным, численность населения Сибири составляет около 40 миллионов человек. Это более 27 % от общего количества проживающих на территории России людей. По регионам население распределено равномерно. В северной части Сибири большие поселения отсутствуют в силу плохих условий для жизнедеятельности. В среднем на одного человека здесь приходится 0,5 кв. км земли. Самыми густонаселенными городами являются Новосибирск и Омск - 1,57 и 1,05 млн. жителей соответственно. Далее по этому критерию располагаются Красноярск, Тюмень и Барнаул.
Культура народов Сибири:
Дополнительный материал. Буряты
Согласно некоторым бурятским мифам о происхождении мира, сначала существовал хаос, из которого образовалась вода — колыбель мира. Из воды появился цветок, а из цветка — девушка. От неё исходило сияние, которое превратилось в солнце и луну, рассеявшее мрак. Эта божественная девушка — символ созидательной энергии — создала землю и первых людей: мужчину и женщину.
Высшее божество — Хухэ Мунхэ Тенгри (Синее Вечное Небо), воплощение мужского начала. Земля — женское начало. На небе живут боги. Во времена их правителя Асаранга-тенгри небожители были едины. После его ухода власть стали оспаривать Хурмаста и Ата Улан. В итоге никто не одержал победу и тенгрии разделились на 55 западных добрых и 44 восточных злых, продолжающих вечную борьбу между собой.
Ёхор - древний круговой бурятский танец с песнопениями. У каждого племени ёхор имел свою специфику. У других монгольских народов такого танца нет. Перед охотой или после неё по вечерам буряты выходили на поляну, разжигали большой костёр и, взявшись за руки, танцевали всю ночь ёхор с весёлыми ритмичными песнопениями. В родовом танце забывали все обиды и разногласия, радуя предков этим танцем единения. В Улан-Удэ в Этнографическом музее народов Забайкалья проводится летний фестиваль Ночь Ёхора. Представители разных районов Бурятии и Иркутской области соревнуются в конкурсе на лучший ёхор. В конце праздника все желающие могут окунуться в этот древний танец. Сотни людей разных национальностей, взявшись за руки, весело кружатся вокруг костра. В 2013 году количество участников ёхора стало рекордным за всю новейшую историю: национальный хоровод станцевали в 270 российских города.
Дополнительный материал. Алтайцы:
У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульгень и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву берёзе. Значительное место в верованиях алтайцев занимают представления о духах-хозяевах природы (ээзи). Хозяева воды (суг ээзи), как правило, безобидны, но те, кто увидит такого духа, нередко вскорости умирает. Дух-хозяин Алтая (Алтай ээзи), представляющийся в образе старика или девушки, покровительствует охоте. Охотник, добившийся его милости, возвращается с богатой добычей. Дух горы (таг ээзи) также может давать охотничью удачу, если его почтительно попросить. Существует представление о том, что духи-хозяева любят слушать песни, сказки и героические сказания, горловое пение (кай). Обычай брать в охотничью артель искусного сказителя бытовал во многих районах Алтая до недавнего времени. Духи-хозяева, являющиеся в образе молодых прекрасных женщин, нередко брали охотников себе в мужья. Пока дух-хозяйка жила с охотником, он добывал много зверя. Если же, вернувшись домой, он рассказывал кому-либо о встрече с духом, вся добыча пропадала. Злые духи алмысы и шулмусы опасны и вредоносны. Нередко они в облике женщин соблазняли охотников, отнимая у них удачу. Когда алмыска принимала свой настоящий облик, её можно было застрелить из ружья. Алмысы в мужском обличье соблазняли женщин и сводили их с ума. Особый пласт верований составляют представления о шаманах как о людях, наделённых сверхъестественной силой. Шаманы спускаются в подземное царство, к владыке Эрлику, чтобы вернуть душу больного человека, изгоняют вселившихся в людей злых духов. Шаманам приписывается способность предсказывать будущее, летать, превращаться в живых существ и неживые предметы. Если потревожить могилу умершего шамана, взять какие-либо его вещи, это вызовет несчастья.
Закрепление материала:
С чем связан достаточно высокий уровень урбанизации Сибири?
Почему титульные народы занимают в лучшем случае второе место по численности населения в своих регионах?
Как повлияли природные условия Сибири на характер и род занятий коренного населения?
На большинстве гербов городов Сибири изображены звери: лисы, соболя, бобры. Почему?
Домашнее задание:
§ 40, вопросы 6-8, с.168 письменно.