Модульный урок по теме Отрицательные и неопределённые местоимения


УЭ-0 Урок русского языка в 6 классе
Тема: Неопределённые и отрицательные местоимения
Цели и задачи модуля.
В процессе работы над учебными элементами вы должны:
учить различать неопределенные и отрицательные местоимения;
  развивать творческие способности учащихся, связную речь, мышление;
воспитывать любознательность, доброжелательность, культуру общения.
научить распознавать приставки не- и ни- в этих разрядах; закрепить умения правильно писать данные местоимения с предлогами, углубить знания учащихся по теме, показать роль местоимений в речи. Продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное. 
.
УЭ-1 Работа с алгоритмом
1. С помощью вопроса найти в предложении слово, которое не называет, но указывает на предмет, признак, количество.
2. Выяснить, на что именно он указывает: на лицо, предмет, признак, количество.
3. Указывает ли данное местоимение на конкретное лицо, предмет, признак, количество.
4. Если местоимение не указывает на конкретное лицо, предмет, признак, количество, то это местоимение отрицательное или неопределенное: например, КТО-ТО, НЕЧТО, НИКТО и тд.
Как образуются отрицательные местоимения?
Как изменяются отрицательные местоимения?
От каких местоимений нужно отличать отрицательные местоимения? (от неопределенных). В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка не-? ни-?Как склоняются отрицательные местоимения?
Выборочный диктант.
Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.Расскажи своему соседу. Поставьте друг другу оценку.
Оцени свои знания и знания соседа по парте
Оценку поставьте в оценочный лист.
Графа УЭ - 1
УЭ-2 Практическая работа.
Задание:. записаны вопросительные местоимения. необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения.
кто что с кем
какой чей о чем
с кем по чемугде
сколько от кого куда
к кому зачем который
Обратите внимание на образование слов, на их правописание. А если между частицей и местоимением вклинится предлог? Самопроверка по коду.
Оценку поставьте в оценочный лист.
Графа УЭ - 2
Уэ-3 Синтаксическая пятиминутка.
Составить схемы предложений. Выписать местоимения, объяснить их правописание.
1 вариант. В течение столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.

2 вариант. В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.
Фронтальная проверка.
Оценку поставьте в оценочный лист.
Графа УЭ - 3
УЭ-4
Внимание! Работа со справочником! Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.
Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.
ЗАДАНИЕ . Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.
Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.
Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.
Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.
2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.
Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.
(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.
(Не-ни) что иное ее не интересовало.
Работу проверит и оценит учитель
НЕ забудьте обозначить орфограмму
Оценку поставьте в оценочный лист.
Графа УЭ - 4
УЭ-5 Развитие речи.
Напишем мини-сочинение по картине из 3-4 предложений, используя неопределенные и отрицательные местоимения.
Проверьте. Прочитайте сочинения. Назовите местоимения, объясните их написание.
Чье сочинение вам понравилось больше всего? Взаимопроверка.
НЕ забудьте обозначить орфограмму
Оценку поставьте в оценочный лист.
Графа УЭ - 5
УЭ-6 Рефлексия.
1.Прочитайте цели урока УЭ – 0
2.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?
4. «Рефлексивная мишень». УЭ-7 Домашнее задание
Записать д/з, задать вопрос учителю .Д.з. определите сам – но.