Программа внеурочной деятельности Знатоки Мещеры
МКОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №1
Программа по внеурочной деятельности
младших школьников
«Знатоки Мещеры».
Разработала:
учитель начальных классов
Карева Алла Рудольфовна.
2011 год
Пояснительная записка.
Проблема воспитания младших школьников в последние годы стоит очень остро, и решить ее можно только совместной деятельностью школы, общественности и семьи.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идет в течение всей жизни. Начальная школа должна вносить в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важно грамотно, целенаправленно построить воспитательный процесс. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. На развитие интересов, способностей, талантов детей и направлено дополнительное образование.
Мещерский край – это часть нашей страны и планеты. На современном этапе резко обострилась экологическая ситуация в стране, уменьшился интерес к малой Родине. А необходимым условием для спасения природы всей Земли является охрана природы своего края. Учащиеся должны знать свою малую Родину, любить ее, охранять ее природу.
Настоящая программа для учеников начальных классов. Материал неразрывно связан с теми знаниями, которые учащиеся получают на уроках « Окружающего мира», природоведения, истории, литературы. Эта программа развивает личность младших школьников, увеличивает объем новой информации о Мещерском крае, усиливает процесс формирования банка научных знаний, развивает эрудицию ребенка. Успешному развитию задач способствует и тот факт, что содержанием является знакомый с детства любимый край.
Использование разнообразных форм организации работы при изучении данного курса: бесед, экскурсий, практических работ, праздников, позволяет лучше усвоить, углубить природоохранные и исторические знания, сочетая учебную работу с отдыхом, играми.
Обоснование необходимости данной программы.
Происходящие в России процессы общественно – политических и социально – экономических преобразований требуют глубокого осмысления школьниками происходящего, выработке активной жизненной позиции и вовлечение их полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства.
Эта программа предполагает формирование у школьников, за которыми будущее страны, высоких нравственных и этических качеств. Среди них, важное значение имеют патриотизм, гражданский долг, ответственность за судьбу Родины.
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как все чаще по телевидению, радио звучат сигналы экологической опасности. Роль экологии растет год от года. Так как по мере повышения плотности населения, появления новых технологий, отношения человека и природы обостряются. Экология становится важнейшим элементом системы образования и воспитания.
При подготовке данной программы я постаралась использовать наиболее интересные материалы, адаптировать их к конкретным условиям, уровню развития учащихся, их возрастным особенностям.
Выбрана « Мещера» неслучайно. Это « наш дом». Краеведение несет огромный нравственно - эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение родного края, делает возможным осознание учащимися значимости своей практической деятельности в решении экологических проблем страны. Но Мещеру нельзя рассматривать без ее истории, роли человека в природе.
Содержание курса « Знатоки Мещеры» актуально. Материал позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение и воспитание на основе непосредственных восприятии окружающего мира, реализует основной принцип экологической направленности « природа – человек».
Программа включает активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к материалу, обеспечивает условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Сегодня в школе необходимо изучение краеведения, помогающее ученику углубить знания о родном крае, лучше узнать свою малую Родину. Именно поэтому данный курс знакомит с природой своего края, формирует интерес школьников к таким профессиям как биолог, эколог, лесник.
Объем программы 34 часа, 1час в неделю.
Программа апробирована. В настоящее время выпускники школы обучаются на факультетах учебных заведений, связанных с экологией, географией.
Основные цели и задачи:
Цель:
формирование у подрастающего поколения экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению и умножению природных богатств родной Мещеры.
Задачи:
- формирование у школьников бережного отношения к природе и миру птиц;
-развитие творческих способностей и интереса к природоохранной деятельности;
-привлечение внимания учащихся к природоохранным международным праздникам и акциям;
- привлечение внимания учащихся к углубленному изучению родного края;
-организация школьников на конкретное, совместное дело;
-воспитание экологически грамотных, способных к творческому общению школьников;
- воспитание чувства гордости и уважения к своей малой родине.
Тематическое планирование.
№ п/п.
Тема.
Количество часов:
Всего.
Теорети-ческих.
Практи-
ческих.
1.
Край родной, навек любимый. Экскурсия по городу и в городской музей « Город журавлиной песни».
1
1
2.
Знакомство с НП «Мещера» (работа с картой). Географическое положение края.
1
1
3.
Зеленый волшебник лес. Леса – основа природного комплекса Мещёры.
1
1
4.
Разнообразие лиственных пород НП «Мещера».
1
1
5.
Лесные заповеди. Правила поведения в лесу. Составление памяток для туристов, грибников и ягодников, автомобилистов.
1
1
6.
Выставка поделок из овощей и природного материала
« Природа и фантазия».
1
1
7.
Лесные богатства. Праздник « Что нам осень принесла?»
1
1
8.
Флора Мещёрского края.
1
1
9.
Фауна Мещёрского края.
1
1
10.
Красная книга Владимирской области, история ее создания.
1
1
11.
Экологические проблемы Национального парка « Мещера»,
Гусь – Хрустального района.
1
1
12.
Чтение сказов о Мещёре.
1
1
13.
Литературная страничка «Родничок». Мещерский край и писатели.
1
1
14.
Творческий час. Учимся писать стихи. Составление сборника стихов «Люблю тебя, мещерский край!»
1
1
15.
Беседа «Растения и животные зимой». Экскурсия в природу «Зимний лес».
1
1
16.
Секреты здоровья. Вылазки на лыжах в природу. Игра «Сладкая ёлка».
1
1
17.
Устный журнал «Птицы Мещерского края».
1
1
18.
Изготовление кормушек для птиц. Сбор корма для птиц. Подкормка птиц зимой. Акция « Помоги птицам зимой».
1
1
19.
Дидактическая игра «Наши пернатые друзья».
1
1
20 - 22
Поисково – исследовательский проект « Улица моего города». Сбор материала.
3
3
23
Презентация проекта. Участие в научно – практической конференции школьников в НП « Мещера».
1
1
24.
Птичьи портреты. Акция « Каждой птичке – свое гнездовье».
1
1
25.
Вечер встреч « Люди мещерского края».
1
1
26.
Речная сеть НП «Мещера».
1
1
27.
Познавательная игра «Озера, реки и моря на земле живут не зря», посвященная Дню Воды.
1
1
28.
Природоохранные акции « Очистим планету от мусора»,
« Сделаем наши родники и озера чистыми».
1
1
29.
Туризм и отдых в Мещерском крае.
1
1
30.
Пожары. Меры предотвращения и способы борьбы с пожарами. Пожароопасная ситуация
в НП «Мещера». «Спасем Мещеру от пожаров!»
1
1
31.
Творческий час. Оформление рукописных журналов по темам занятий.
1
1
32
Викторина« Знатоки Мещеры»
1
1
33.
Праздник « Сохраним леса России».
1
1
34.
Аукцион знаний.
1
1
34
17
17
Отличительные особенности программы.
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования краеведческих знаний.
Возраст детей.
Программа рассчитана на учащихся 7 – 10 лет.
Сроки реализации программы.
1 год
Формы и режим занятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34учебных часа на учебный год (по 1 часу x 1 раз в неделю).
В программе предлагаются следующие формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
- групповые практические занятия;
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях.
Ожидаемые результаты.
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды в родной Мещере, в которой они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Курлово, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Формы подведения итогов реализации программы по внеурочной деятельности.
Выставки, презентации, конкурсы, научно – практические конференции, праздники, аукцион знаний.
Методическое обеспечение программы.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсий, массовых мероприятий в школе;
- работа с учебной и художественной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
-работа с использованием компьютерных программ;
- техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
-работа с наглядными пособиями и раздаточным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
Список литературы.
1. Ан. Пичугин и Энн Смит. Впечатления о Мещёре. Отделение наук об окружающей среде Хартфордширского Университета. 1994 г.
2. Кириллова Т.А. Занимательный материал для уроков природоведения. Г.Юрьев – Польский.1993г.
3. Куколевская Г.И., Курапова И.И.. Рабочая тетрадь – хрестоматия по экологии. Москва. УЦ «Перспектива».1997г.
4. Бианки В.В. Лесная газета. Москва. Издательство «Правда». 1986г.
5. Ивченкова Г. Удивительный мир природы. Ярославль. Верхнее – Волжское книжное издательство. 1986 г.
6. Хессайон С.Я. Всё о комнатных растениях. Москва. «Кладезь – Букс». 2001г.
7. Двинский С.Я. Край Владимирский. Москва. «Планета». 1987г.
8. Сысоев Н.Д. Встречи с природой. Ярославль. 1979 г.
9.Н. М. Чернова, В.М. Галушин, В. М. Константинов, М. Дрофа, 2001г.
10.Книга для чтения по охране природы. М. Просвещение, 1986 г.
11. Практические задания по экологии. Областной эколого – биологический центр учащихся. Владимир.
15