Эссе на тему Портрет современного педагога
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами.
(Али Апшерон)
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии - одно из наиболее серьёзных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Один человек не в состоянии справиться со всем тем, чтобы необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда, и появился многообразный мир профессий. Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определённой подготовки и являющейся основным источником существования. Человек принимает решения о выборе будущей профессии. Наиболее важными являются интересы личности.
Я работаю в системе профессионального образования, а именно преподавателем спецдисциплин по профессии «Продавец, контролер-кассир», по специальности Коммерция (по отраслям) в колледже.
Колледж – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый студент – это строитель будущего. Для меня студент — это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.
Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться, не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые добрые, и самые интересные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять – сдавайся. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна и название этой страны - колледж.
Конечно, главные жители этой страны – это студенты. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Вот уже 12 лет мой педагогический стаж в колледже. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новые технологии, постоянно учиться самой, чтобы быть способной воздействовать на сознание студентов. И я учусь. Учусь все время. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда студенты спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача преподавателя – найти эти изюминки.
Талмуд сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель, как педагога – выявить потенциал каждого студента. В процессе моего становления в роли педагога я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить студентов быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Необходимо воодушевлять студентов максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
Создать условия для развития студента в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Убедить студента в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы.
Проработав в колледже 12 лет, я поняла - профессия педагога одна из сложнейших, это огромный, напряженный труд. Этой профессией нужно «болеть», чтобы работать и преодолевать все, что выпадает на долю преподавателя. Преподаватель несет добро, вселяет в души студентов уверенность в завтрашнем дне. Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия.
Я часто задаю себе вопрос: «Каким же должен быть преподаватель, чтобы завоевать сердца своих студентов?» Это человек, который готов отдать всего себя детям. В моем понимании преподаватель – это пример, образец, эталон. Конечно, преподаватель должен быть, в первую очередь, требовательным к себе, к своим поступкам и помыслам.
Я думаю, что современному преподавателю необходимо, обладать важными качествами: терпением, внимательностью, интеллигентностью, тактичностью, сдержанностью, стрессоустойчивостью, мобильностью, эрудированностью. Хорошо, когда педагог имеет чувство стиля, меры, юмора, владеет техническими средствами и технологиями.
Каждый студент по-разному относится к своим преподавателям: кто-то для них строгий, но справедливый, кто-то добрый, но требовательный, кто-то объясняет интересно и понятно, но преподаватель — это не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник, друг. Кажется, что всё вроде бы просто: надо только придавать форму, но это и есть самое сложное. Глина весьма податлива, но не студенты. Каждый из нас весьма сложный по характеру. Я хочу помогать студентам, развиваться, открываться. Хочу учить их доброте, честности, искренности. Хочу, чтобы те знания, которые они получат от меня, были им реально полезны, а мои уроки – интересны для них! Я чувствую, что в моих силах что-то изменить в студентах в лучшую сторону, что студенты – это отражение нас самих. Сознание этого дает мне уверенность в необходимости того, что я делаю. Обучая других, ты учишься сам – пониманию, прощению и терпению…
Работа преподавателя — это большой труд над самим собой, это испытание своей собственной личности. Здесь проверяется все: что ты можешь, как и насколько. Нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько видны, и очевидны. Я можно сказать начинающий педагог, и, наверное, моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще меняться, но одно я знаю точно: каждый человек неповторим, он развивается, анализирует, совершает и исправляет свои ошибки, стремится к достижению намеченных целей, создает по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на свое место в нем. Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.
И еще…я хочу, чтобы каждый из нас был кому-то нужен и важен: и я, и вы, и этот порою неказистый студент. И, конечно же, я хочу верить, что каждая зажженная мною звездочка станет для кого-то в этом мире чистой, светлой, доброй и верной путеводной звездой.