Урок. Жизнь, творчество М.Булгакова. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Тема урока: М.А.Булгаков. Жизнь, творчество. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Форма урока: комбинированный урок.
Обучающие задачи: познакомить с особенностями судьбы писателя и человека М.Булгакова, с историей создания романа «Мастер и Маргарита»; выявить особенности жанра и композиционной структуры произведения, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе; подвести учащихся к решению основного философско - нравственного вопроса об истине через название произведения и эпиграф к нему, к пониманию замысла писателя.Развивающие задачи: развивать у учащихся умения находить, осваивать новую информацию, развивать навыки познавательной деятельности, связной речи, способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.
Воспитательные задачи: уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Материалы и оборудование: портрет писателя, видеопроектор, фрагмент кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», репродукция картины Н. Ге «Что есть истина? Пилат и Христос», видеокассета «Библейский сюжет в русской литературе. Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Воскрешение Лазаря», фонозапись Ф. Листа «Грезы любви, карточки – задания на соотнесение высказываний об истине с именами персонажей, которым они могли бы принадлежать.
Ожидаемый результат: знание биографии М.Булгакова, истории создания романа «Мастер и Маргарита», особенностей его жанра и композиции; умение ориентироваться в художественном пространстве романа.
Ход урока.
Жизнь, творчество М.Булгакова.
Стадия вызова.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы.
Нет, наверное, человека в России, который бы не видел этой забавной картины известного режиссера Гайдая и не смеялся, наблюдая за приключениями Ивана Грозного в Москве ХХ века и самозванца Милославского в палатах Московского Кремля времен Ивана Грозного. А ведь это произведение киноискусства поставлено по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной еще в 30-е годы, но запрещенной для постановки на театральной сцене. Случай с данной пьесой не единичный в творческой судьбе писателя.
В чем же особенности личности этого человека и его произведений, которые стали достоянием широкого круга читателей только спустя более 30 лет после написания? Эти вопросы станут основой беседы на сегодняшнем уроке. Что вам известно о жизни и творчестве М. А. Булгакова? (систематизация информации) Демонстрация эпизода из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Составление списка «известной информации» (информация записывается, обсуждается, работа ведется в парах)
II. Стадия осмысления.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы.
Учитель. Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова навсегда остался Киев – город, где он родился в 1891 году.
Ассистент. 1891 год. Весна. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме № 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории Афанасия Ивановича родился первенец. Мальчик рос, окруженный заботой.
Отец был внимательным и заботливым, а мать – жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья. И вот в этой обстановке начинает расти смышленый, очень способный мальчик. Так писала в записках «Из семейного архива» сестра писателя.
Учитель. С детства любознательный ребенок увлекался литературой. Павел Сергеевич Попов, первый биограф Булгакова, в 1940 году, после смерти писателя, отмечал в своей работе: «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ «Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет».
Ассистент. Снова читаем записки «Из семейного архива»: «Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом – то, что он читал. Сестра Вера рассказывала, что он прочитал «Собор Парижской Богоматери» чуть ли не в 8–9 лет.
Родители нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?» У нас были разные книги. И классики русской литературы, которых мы жадно читали. Были детские книги… И была иностранная литература. И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги».
Учитель. Большая многодетная семья – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Булгакова миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Михаил задавал тон общему веселью, был отличным рассказчиком (по словам сестры, его слушали затаив дыхание).
Отец умер в 1907 году от склероза почек – болезни, которая через 33 года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование.
В 1916 году Булгаков закончил медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война, и ему пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем – деятельность земского врача в Смоленской губернии.
Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.
Булгаков не принимает событий 1917 года. В декабре в письме к сестре он пишет.
Ассистент. «Через два часа придет Новый год. Что принесет он мне? Я спал сейчас, и мне приснился Киев, знакомые и милые лица, приснилось, что играют на пианино…
Придет ли старое время?
Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его… не видеть, не слышать! Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось все видеть воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица…
Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло.
Учитель. В Киеве Булгаков пытается заниматься частной практикой и менее всего хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», – отметит он впоследствии. Но идет 1918 год.
Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры 14 переворотов. В работе В. Лакшина «Мир Булгакова» можно прочитать: «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».
В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.
Булгаков пытался покинуть Россию, но из-за тифа остался во Владикавказе. Чтобы не умереть с голоду, начал сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине и Чехове, писал пьесы для местного театра. Здесь же начал печататься – драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.
В 1921 году Булгаков возвращается в Москву, где занимается литературной деятельностью, работает в газетах.
В 1923 году он публикует более двух десятков очерков, рассказов и фельетонов.
В 1924 году закончил роман «Белая гвардия». Опубликовал несколько произведений, в том числе повесть «Дьяволиада», главы из романа «Белая гвардия»; написал повесть «Роковые яйца».
В 1925 году было опубликовано более 10 различных произведений Булгакова в разных изданиях. Писатель работает над пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира», создает повесть «Собачье сердце». (Кстати, интересна судьба этого произведения: в 1926 г. на квартире Булгакова ОГПУ был произведен обыск, в результате которого изъята рукопись повести. Рукопись была возвращена только через несколько лет и с условием, что Булгаков заберет заявление о выходе из Союза писателей.)В конце 20-х годов начинается тяжелый период в творческой жизни писателя. Его произведения не допускают к печати, запрещают постановку пьес «Мольер» и «Иван Васильевич». Это продолжится и в 30-е годы: запрещены пьесы «Пушкин» и «Батум». Крик души – заявление Сталину и письмо брату от 1929 года:
1-й ассистент.
Не будучи в силах больше существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни оставаться больше в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется. М. Булгаков
2-й ассистент.
Полно безнадежности письмо Булгакова брату от 24 августа 1929 года:
…В сердце у меня нет надежды… Вокруг меня уже ползает змейкой темный слух о том, что я обречен во всех смыслах… Игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить.
Мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут. Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели – это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко…
Нехорошо то, что этой весной я почувствовал усталость, разлилось равнодушие. Ведь бывает же предел…
Твой М. Булгаков
Последние 10 лет жизни (1928–1940 гг.) писатель работал над романом «Мастер и Маргарита», сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.
История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Не верю в светильник под спудом, - говорил Булгаков, – рано или поздно писатель всё равно скажет то, что хочет сказать».
Замысел книги складывался постепенно, роман рос медленно, проникая корнями во всё новые и новые участки мыслительной и образной почвы булгаковского творчества. Завещанием мастера назвал роман критик И. Виноградов. Сам Булгаков в письме к жене, Елене Сергеевне Булгаковой, ставшей прообразом главной героини «Мастера и Маргариты», ещё в 1938 году, почти за два года до смерти, пророчески сказал о своём создании: «Последний закатный роман».
В 1930 году Булгаков уничтожил две первые редакции романа. Об этом он пишет в знаменитом письме советскому правительству от 28 марта 1930 года: «Лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». 12 октября 1933 года он сжёг одну из глав третьей редакции. Это только известные нам потери.
А 30 марта 1930 года, через два дня после обращения к правительству, Булгаков писал уже Сталину: «На широком поле словесности в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя».
В этих словах – весь Булгаков, человек твёрдых убеждений и неколебимой порядочности. Он не желал приспосабливаться даже в одежде. Носил – насколько позволяли средства – модные костюмы, галстук, лакированные туфли. Дома любил надевать халат, вязаную шапочку – подарок жены (совсем как Мастер в его знаменитом романе). В его речи не было получивших распространение в советском новоязе нелепых аббревиатур.
Письмо Булгакова руководителям страны совпало по срокам с трагической гибелью и похоронами Владимира Маяковского. Быть может, опасаясь ещё одного самоубийства, 18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову и предложил ему поработать в Художественном театре. Это давало средства к существованию, но не обеспечивало дороги к читателю.
В 1933 году роман был начат заново. В последующие годы работа шла урывками. В 1937 году, вернувшись ещё раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название, ставшее окончательным, - «Мастер и Маргарита», поставив даты: 1928-1937 – и более не оставлял над ним работу. Она становится главной в течение всего последующего года. Ежедневно занятый своими служебными обязанностями в Большом театре, Булгаков систематически, главу за главой, подвигает шестую редакцию романа, эта редакция, составившая шесть толстых тетрадей рукописного текста, была кончена 22-23 мая 1938 года. 14 мая 1939 года были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Роман был завершён, и в нём сошлись и замкнулись своды, возводимые писателем с самых первых литературных шагов. Вечером этого дня автор читает его немногим слушателям.
Об этом событии писал Ермолинский: «Слушали его с изумлением. Ещё бы! Неожиданность каждой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шёпотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…» Разве в этих словах не угадываются осторожные читатели романа, созданного героем Булгакова Мастером? Они не понимают, что настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать «то, что надо».
М.А. Булгакову помогла сказать последним романом всё основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнившись в нём, безусловной верой поддерживала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно».
4 октября 1939 года, уверившись в смертельной болезни, Булгаков начал диктовать жене поправки к роману и продолжал эту работу до последних дней жизни.
24 января 1940 года Е.С. Булгакова записывает: «Миша правил роман, я писала».
25 января: «Продиктовал страничку (о Стёпе - Ялта)». В этот день они вышли на улицу – видимо, последний раз. 28 января опять шла работа над романом. 29-го наступило ухудшение. 13 февраля Булгаков ещё работал над романом – видимо, уже последний раз.
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это делать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. В 1967-68 годах журнал «Москва» напечатал роман со 159 изъятиями из текста. А в 80 – 90 годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
Жанровое своеобразие творчества Булгакова.
Учитель. В 1921 году Булгаков окончательно осознает, что он литератор. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, начинающий писатель оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». Эти слова находим в «Записках на манжетах» – книге, которая воспринимается как писательская автобиография. В основе книги – любимая мысль автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. Эта мысль пронизывает произведения, посвященные данной теме.
Плодотворно работает Булгаков в жанре романа.
Учащийся делает обзор исторического романа «Белая гвардия».
Учитель. В этом романе авторская позиция находится над схваткой: красные и белые не сталкиваются. Белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи.
В романе автор выступает как историк, рассказывающий о событиях Гражданской войны, и как великий гуманист, утверждающий, что братоубийственная война ужасна. И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Недаром Елена говорит: «Все мы в крови повинны…»
Булгаков мыслит себя не только романистом. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных» как инсценировка романа «Белая гвардия». По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для этого произведения. Говорят, что сам Сталин 15 раз бывал на этом спектакле.
Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью. Послушайте слово И. Рапопорта об этом произведении.
Ассистент. …тема его – интеллигенция. Она совершила свой страшный «бег»…
Как и все зрители, я впервые понял, что и в том лагере люди, что и там есть сила человеческая, что враг – разный, бывает и серьезный, и умный. Поистине всему свое время в истории.
Разве легко было понять народу, еще не остывшему от боев гражданской войны, что даже «графы» бывают разные или что интеллигент – это не презрительное или бранное слово?
Булгаков раскрывал «загадку» русской интеллигенции. Он был удивительно талантлив, ибо был удивительно искренен и своеобразен. Он способствовал проникновению в мир интеллигента, содействовал развенчанию того, что следовало развенчать в старой интеллигенции, и призывал дорожить тем, что было в ней ценного.
Учитель. По-настоящему смелыми были сатирические произведения Булгакова.
Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо знал автор бюрократический быт Советской страны. В повести «роковые яйца» писатель говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит Булгаков в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений. Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразный монстр.
Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала; ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры.
Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время. Все лучшее из ранее созданных произведений воплотилось в вершинном романе Булгакова, ставшем и его итоговым творением, – «Мастер и Маргарита». В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.
Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей «Мастера и Маргариты» сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал, читал друзьям. Нам предстоит познакомиться с замыслом автора, попытаться разгадать мысли художника слова. Ученики слушают, заполняет таблицу
«Что? Где? Когда? Почему?»
Что? Где? Когда? Почему?
Лекция учителя сопровождается работой ассистентов.
Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
III Стадия рефлексии.Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы.
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Установление причинно-следственных связей между блоками информации, ответы на поставленные вопросы.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Актуализация на познавательную деятельность.
Слово учителя: «Иисус отвечал: Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.
Пилат сказал ему: что есть истина…» Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.
- Как вы понимаете эти слова?
(Это слова Иисуса, обращенные к Пилату в сцене допроса).
- А что такое истина, по вашему мнению? (Правда, важное, неоспоримое…).
На вопрос о том, что такое истина, искали ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину «Что есть истина? Пилат и Христос». Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина? (Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).
В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.
- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину. (Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий …)
Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Чацкие живут и не переводятся в обществе». И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину.
Подобный диалог улавливаем мы, обращаясь к классическому литературному наследию. Так, М. А.Булгаков в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе «Мастер и Маргарита» дал ответ на вопрос, в чем же заключается истина.
Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы урока
И сегодня цель нашего урока – рассмотреть, как через название романа и эпиграф к нему автор отвечает на главный нравственный, философский вопрос: «Что есть истина?».
- Сформулируйте тему урока и запишите эпиграф. (Эпиграф — слова из Евангелия)
- Итак, кто же из героев романа М. А. Булгакова пытается ответить на вечный вопрос об истине? (Пилат, Мастер, Маргарита, Иван Бездомный и др.)
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. «Злых людей нет на свете».
2. «И настанет царство истины? Оно никогда не настанет».
3. «Я предупредил, а там как хотите! Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат…»
4. «Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет».
5. «… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
6. «Я погибаю из-за любви».
7. «Рукописи не горят».
8. «Правду говорить легко и приятно».
9. «Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. Ах, это был золотой век!»
10. «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Маргарита.
Понтий Пилат
Иешуа.
Воланд.
Иван Бездомный.
Мастер.
Итак, многие герои пытаются решить, что есть истина, однако автор почему-то акцентирует наше внимание на двух персонажах, вынося их в название своего романа: «Мастер и Маргарита».
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с таким названием? (Название напоминает нам такие произведения, как «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Тристан и Изольда»…Оно создано по той же модели — «он и она». Автор сразу предупреждает, что в центре повествования будут герои-любовники, что линия любовная - центральная).Заглавие произведения, как и эпиграф представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой, это имя произведения, манифестация его сущности.
- В чем отличие этого названия от традиционной схемы «он и она»? (Имя героя не названо, он обобщенно назван Мастером»)
- Что обозначает слово «мастер»? (Творец, творческая личность, профессионал).
- Какая тема открывается этим первым словом в названии произведения? (Мастер – первое слово романа, им открывается роман в целом, несмотря на то, что сам герой появляется далеко не в начале романа, и открывается тема творчества).
- Но почему Мастер безымянный? И что, по-вашему, человек без имени? (Нет личности - она утрачена, чувства его неопределенны, действия непоследовательны, нет четкости, нет уверенности).
- Что свидетельствует о том, что герой утратил стойкость, веру, потерян? Есть ли в тексте доказательства того, что Мастер – трагическая личность? (Боится, бессилен, сжигает роман, готов отказаться от любимой, чтобы не причинить ей вреда…)
- Что же является истиной для Мастера? (Его роман — свидетельство его мастерства).
- Какой же теме посвящен его роман? (Опять же основному вопросу — что есть истина? Он обращается к библейскому сюжету).II. ВИДЕОЗАПИСЬ фрагмента фильма «Воскрешение Лазаря. Ф. Достоевский «Преступление и наказание».
Мы говорим о романе Булгакова – а во фрагменте фильма, который мы с вами посмотрели,- речь идет о романе Достоевского. Есть ли связь? (Достоевский обращается к библейскому сюжету, к легенде о воскрешении Лазаря и показывает долгий, трудный путь к истине главного героя Раскольникова, к его воскрешению).
- Проведите параллель между булгаковским героем, героем легенды о Лазаре и героем романа Достоевского. (Мастер воскресает благодаря Маргарите, Раскольников – благодаря Сонечке, герои восстанавливают душевное равновесие, приходят к гармонии с собой и с миром, воскресают).
- Что значит воскресают? (Обретают истину, отрекаются от ложных заблуждений).
Итак. Первое слово в названии романа М. А.Булгакова дает первый ответ на вопрос: «Что есть истина?». Истина – в творчестве.
Учитель на доске (а ученики – в тетрадях) записывает:
ТВОРЧЕСТВО
- Кто помогает мастеру в обретении истины? (Маргарита).
- Давайте послушаем, как он говорит о первой встрече с ней. (Подготовленный ученик наизусть рассказывает монолог Мастера о встрече с Маргаритой, звучит музыка — «Грезы любви» Ф. Листа).
- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Какая она? О чем она? Подчеркивает ли она чувства героев? Какие чувства эта музыка вызывает у вас?
- Давайте проанализируем этот фрагмент текста.
Примерный план лингвистического анализа эпизода.
1. Тема отрывка.
2. Лингвистический анализ художественно доминирующих элементов текста. Какие уровни языка участвуют в формировании эстетического начала текста? Анализ лексики, синтаксиса, стилистики отрывка. Параллельно с общехудожественным разбором выявляются индивидуальные черты, свойственные стилю данного писателя.
3. Функция отрывка; какую идейную, композиционную нагрузку несет данный отрывок, какую роль играет этот отрывок в формировании образа (системы образов)?
Учащиеся анализируют отрывок текста.
- Каково эмоциональное состояние главного героя в данном эпизоде?
- Какова его роль?
(Он показывает, что даже в сумасшедшем доме герой не утратил своего мастерства, он проникновенный лирик, чуткий, нежный. Отрывок знакомит нас с возлюбленной мастера - Маргаритой ).
Итак, Маргарита - возлюбленная Мастера.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим именем? (Цветок маргаритка …)
- Проанализируем звуковое наполнение имен и сопоставим:
МАСТЕР — МАРГАРИТА
- Поставьте ударение в именах, подчеркните повторяющиеся буквы.
- Какие звуки повторяются, о чем это говорит? (О сходстве, о родстве героев).
- О чем говорит ударение? (В слове «Мастер» ударный звук [а] – энергичный, полновесный, в слове «Маргарита» ударный [и] – подчеркивает женственность, нежность)Двойное присутствие звука [р] и тройное [а] по цветовой классификации соответствует красному цвету.
- Что символизирует красный цвет? (Любовь, страсть, но трагическое – кровь).
Итак, имя героини более выраженное, целеустремленное.
- Что же является истиной для этой целеустремленной женщины? (Любовь).
- На что готова она ради любви?
На доске и в тетрадях продолжаем нашу запись:
ЛЮБОВЬ
Высшей степенью самопожертвования ради истины-любви является сделка с дьяволом! Душу погубила!
- Когда появляется дьявол впервые на страницах романа? (уже в эпиграфе)
- Прочитайте эпиграф к роману. Как вы понимаете слова Гете? (Показана противоречивость этого образа: ищет зла, совершает благо)
- Ищет ли Воланд истину? Что является истиной для него? (Он уравновешивает понятия ДОБРО – ЗЛО).
Запись на доске ив тетрадях:
ДОБРО — ЗЛО
Вывод:
- Какие ответы дает на вопрос «Что есть истина?» М. А. Булгаков названием своего романа и эпиграфом к нему? (Истина - в творчестве, в любви и в добре, в вечной борьбе добра и зла и торжестве добра).
Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех и каждого, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство. Мы увидели сегодня на уроке, что и название романа, и эпиграф к нему приводят читателя к выводу: истинно вечное, непреходящее:
ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ДОБРО.
Учитель: 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра. Без помощи литературоведов нам будет трудно. Трудно и самим литературоведам. Вокруг жанра романа и сейчас идёт полемика. Начнём с мнения литературных «авторитетов».
(Учащиеся приводят мнения литературоведов о жанре романа, затем высказывают свои наблюдения и приводят аргументы в их пользу.)
Вывод учителя: Безусловно, «Мастер и Маргарита» - это роман-миф. К такому мнению приходят многие литературоведы. Но его можно назвать
и бытовым,
и фантастическим,
и философским,
и автобиографическим,и любовно-лирическим,
и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.
– Каковы особенности композиции романа?
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
– Когда и где происходит действие романа?
Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумятысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) -перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.
В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются «ранним утром 14 числа весеннего месяца..», заканчиваются в субботу, на рассвете 15. В Москве действие происходит «однажды весною» в течение 4 дней. И «один миг» о полуночи – бал у Воланда.
– Чем определяется система образов романа?
Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).
- Сколько сюжетных линий в романе? (3: ершалаимские главы - первая; история любви Мастера и Маргариты - вторая; похождения Воланда и его свиты в Москве – третья). Представлены 3 мира: древний, московский и потусторонний. Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов.
Работа учащихся по группам.
Г е р о и р о м а н а : Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа, Крысобой, Наташа, Гелла, Низа. Кровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло, Воланд, Афраний, Иуда, Алоизий Могарыч, Левий Матвей, Иван Бездомный (Понырёв) и др.
Три сюжетные линии – три мира – триады героев
Древний ершалаимский мир Мир Воланда(связка) Современный московский мир Функция героя
Пилат ВоландПр. Стравинский тиран
АфранийКоровьев-Фагот Врач Федор Васильевич 1-ый помощник
Марк КрысобойАзазелло Арчибальд Арчибальдовичпомощник
БангаБегемот Тузбубенживотные
Низа (агент Афрания) ГеллаНаташа служанки
- Кто из героев не имеет двойника? Почему? (Маргарита. Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.)- Как же вводится роман Мастера в московские события? (2 гл. – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл.- видит во сне Иван Бездомный, находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.)
Почему роман «Мастер и Маргарита» называют романом-лабиринтом?
«Мастер и Маргарита»— роман - лабиринт. Скорее даже — три романа, три лабиринта, временами пересекающиеся, но достаточно автономные. Действие романа охватывает время от античности до начала XX столетия. Оно разворачивается на огромном пространстве — от древней Иудеи, минуя европейские скалистые вершины, до Москвы. Читая книгу Булгакова, мы долго идём к конечному смыслу, протягивая ариаднину нить, чтобы не заблудиться, все время сопоставляя его образы. Вот тащат на крест Голгофы бродягу, а вот Воланд творит зрелище сценических переодеваний. Вот идет представление в московском театре "Варьете". И вдруг мы вместе с черными всадниками мчимся по воздуху! А чего стоят чудеса в ресторане МАССОЛИТА, в подвале, в квартире Лиходеева?! Так что, как говорил Шекспир, «весь мир — театр».
Но все-таки можно выделить три плана этого произведения: исторический, реальный и фантастический. Они примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
Подведение итогов.– Какие выводы можно сделать по итогам урока?
Исследователями неоднократно отмечалось, что роман «Мастер и Маргарита» двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит «Мастера и Маргариту» за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти… Такие рукописи действительно не горят!..
–Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой «Памяти М.А.Булгакова». Каким словом А.Ахматова передает психологическое, душевное состояние писателя именно в тот период, когда он работал над романом «Мастер и Маргарита»?
Рефлексия.
Своей работой я:
- доволен;
- не совсем доволен;
- я недоволен, потому что..Домашнее задание.
Заполните в блоге таблицу «Давайте обменяемся мнениями…»:
-Что есть истина?
- Что такое добро и зло?