КСП по русской литературе на тему О. Сулейменов – поэт и ученый. Стихотворение «Волчата».
11 класс Русская литература 06.04.2017 год
Проверила: А. БайсенгироваТема урока: О. О. Сулейменов – поэт и ученый. Стихотворение «Волчата».
Цели урока: 1. познакомить учащихся с творчеством О. Сулейменова и его стихотворением «Волчата», темой взаимоотношения человека к природе; одухотворенностью природы, единством с ней человека. 2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.продолжить воспитывать у учащихся интерес к творчеству О. Сулейменова и ответственное отношение к природе Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет О. Сулейменова
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр.174, выразительное чтение стихотворения П. Васильева «Иртыш»
3.Изучение нового материала. Рассказ учителя о творчестве О. Сулейменова.
О. Сулейменов родился в Алматы. Гордился своим предком Олжай батыром, который командовал правым крылом конницы хана Абылая. В его честь он и назван Олжасом. Олжай перед смертью сказал, что человек из седьмого поколения будет галым…О. Сулейменов хочет, чтобы слова эти сбылись.
Сулейменов окончил геологический факультет КазГУ, учился в Ленинградском институте им.Горького, «перерыл» сотни исторических книг, чтобы узнать подлинную историю своего народа. Пишет на русском языке, но остаётся поэтом казахским, родным сыном своего народа. О. Сулейменов это поэт, тюрколог, историк, геолог, политический деятель, основатель движения «Невада -Семей», но нам больше известен как поэт. Вошел в литературу стремительно и бурно. В 1961 году вышел его первый сборник стихов «Аргамаки», в том же году «Земля, поклонись человеку!». В 1975-76 гг. появилась книга «Аз и Я». (самые сложные годы: пасквильные (клеветнические) статьи, обсуждения, злобные письма, не сломили поэта). Премьера спектакля по сценарию О.Сулейменова и Б. Мукаева «Заманакыр», фильм по мотивам стихов О.Сулейменова «Балкон»
4. Продолжение объяснения нового материала . Чтение стихотворения «Волчата». Показ слайдов о волках
Шёл человек. Шёл степью, долго, долго. Куда? Зачем? Нам это не узнать. В густой лощине он увидел волка, Верней, волчицу, А, точнее, мать... Она лежала в зарослях полыни, Откинув лапы и оскалив пасть. Из горла перехваченного плыла Толчками кровь, густая, словно грязь. Кем? Кем? Волкoм? Охотничьими псами? Слепым волчатам это не узнать. Они, толкаясь и ворча, сосали Большую неподатливую мать. Голодные волчата позабыли, Как властно пахнет в зарослях укроп. Они, прижавшись к маме, жадно пили Густую холодеющую кровь. С глотками в них входила жажда мести. Кому? Любому. Лишь бы не простить. И будут мстить В отдельности, Не вместе. А встретятся – Друг другу будут мстить. И человек пошёл своей дорогой. Куда?.. Зачем?.. Нам это не узнать. Он был волчатник, Но волчат не тронул, Ребят уже не защищала мать... Учащиеся читают стихотворение.Словарная работа.
5. Закрепление нового материала . Анализ произведения на основе эвристической беседы -Какое событие описано в стихотворении? -Какие художественно-выразительные средства использовал поэт? -С какой целью? -Найдите в стихотворении деепричастные обороты . Учащиеся работают в группе и анализируют на основе беседы произведения, знакомятся со словами, находят деепричастные обороты . 6. Рефлексия Постер «Природа» Заполняют постер, защищают постер7. Подведение итогов. Заполняют листы самооценив. и взаимооценив. Заполнение и подсчитывание 8.Домашнее задание: выучить отрывок стихотворения наизусть. Стр. 91
Тәлімгер: Н. Арыстанова