Методическая разработка урока литературы на тему: М.А. Шолохов «Тихий Дон» . «Две дороги – две судьбы»


Методическая разработка
урока литературы на тему: М.А. Шолохов «Тихий Дон»
«Две дороги – две судьбы»
Шевченко Марина Николаевна


Тема: «Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Цели:
образовательная: показать своеобразие образов Аксиньи и Натальи, средства создания литературных характеров;
воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению, умение сочувствовать, сопереживать;
развивающая: продолжить формирование умений определять место и роль персонажей в произведении, сравнивать поведение, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода;
культурологическая: совершенствовать умение сравнивать, анализировать, делать выводы
Методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, выразительное чтение, самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, работа в парах.
Оснащение урока: текст художественного произведения, тетради, инструкционные карты, телевизор, видеомагнитофон, фрагменты видеофильма «Тихий Дон».
При подготовке к уроку учащимся предлагается перечитать главы романа, посвященные Аксинье и Наталье, обратить внимание на следующие эпизоды: «История Аксиньи» (кн.1, ч.1, гл. VII), «Аксинья и Пантелей Прокофьевич» (кн.1, ч.1, гл.VII), «Сватовство Натальи» (кн.1, ч.1, гл. ХV), «Наталья в доме Мелеховых» (кн.1, ч.2, гл.III), «Наталья у Аксиньи в Ягодном» (кн.1, ч.3, гл. ХIХ), «Наталья у Аксиньи» (кн.4, ч.7, гл. ХVI), «Смерть Натальи» (кн.4, ч.7, гл. ХVI), «Гибель Аксиньи» (кн.4, ч.8, гл. ХVII).
Оформление доски:
Тема для учащихся: Две дороги – две судьбы.
Цели для учащихся:
Знать: средства создания литературного характера в романе «Тихий Дон».
Уметь: читать художественный текст; анализировать эпизод по плану, сравнивать персонажей, делать выводы о сходстве и различии.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Учитель сообщает тему и цели урока.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
II. Актуализация знаний учащихся.
Звучит запись песни «Всколыхался, взволновался Тихий Дон».
Вступительное слово учителя:
Жизнь героев романа «Тихий Дон» разворачивается не в идиллическом мире покоя и устойчивости быта патриархальной казачьей семьи, а на фоне страшных событий «годины смерти и разврата». Непростыми оказались судьбы двух героинь романа: Аксиньи Астаховой и Натальи Мелеховой. Эти два образа являются отражением женской судьбы смутного времени. Как и главный герой, женщины должны сделать выбор. У каждой - своя дорога и своя судьба.
2. – А теперь вспомните, какие средства создания литературного характера вы знаете? (Портрет, речь героев, поступки, отзывы других персонажей, предыстория, интерьер, прямая авторская характеристика, диалог и т.д.)
III. Работа с текстом:
1-й этап:
Прочитать описание Натальи. На какие детали внешности обращает внимание автор?
Предполагаемый ответ: «Смелые серые глаза», «большие руки, раздавленные работой», высокие красивые ноги, сдержанная улыбка.
На какие детали внешности Аксиньи обращает внимание Шолохов?
Предполагаемый ответ: «Крутая спина и налитые плечи», «бесстыдно-жадные, пухловатые губы, скупая улыбка».
-Чем схожи эти героини?
Предполагаемый ответ: Обе они красивые, здоровые, статные.
- А в чем различие?
Предполагаемый ответ: Красота Натальи спокойная, сдержанная, какая-то домашняя. Аксинья же поражает чувственной красотой.
- А теперь посмотрим, какими увидел героинь романа режиссер художественного фильма «Тихий Дон» Герасимов.
Просмотр эпизодов фильма.
2-й этап:
Какие еще средства создания женских образов в романе использует Шолохов?
Предполагаемый ответ: Предысторию, отзывы других персонажей, поступки героинь, речь, диалог.
Как вы думаете, для чего Шолохов рассказывает историю жизни Аксиньи?
Предполагаемый ответ: Рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее со Степаном помогают понять истоки «неистовой» поздней горькой любви к Григорию.
Как относится к Аксинье окружающие?
Предполагаемый ответ: Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы злорадствуют и завидуют; Степан любит, ненавидя, поначалу недолюбливает Ильинична, но потом они сближаются на почве любви к Григорию.
А как относятся окружающие к Наталье?
Предполагаемый ответ: Она любимая дочь отца, ее больше всех любит дед Гришака, пришлась она ко двору и Мелеховым.
А кто из них счастливее? Что есть у каждой из них, а чего нет?
Предполагаемый ответ: У Натальи есть дом, семья, дети, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему.
3-й этап:
Раскрытию характеров героинь помогают также их столкновения.
- Посмотрите эпизод «Наталья у Аксиньи в Ягодном». Какие чувства он у вас вызвал?
- А теперь обратимся к тексту художественного произведения.
Самостоятельная работа в парах с инструкционными картам (см. приложение 1).
Обсуждение задания. Учащиеся делают вывод о том, что каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера, делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья «ведет наступление», а Наталья готова на унижение, если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь.
4-й этап:
Две дороги – две судьбы. Наталья и Аксинья сделали свой выбор: у каждой своя дорога, своя судьба. Какая?
Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но, убив неродившегося ребенка, погибает сама.
- Посмотрите два фрагмента. Какие мысли чувства возникли у вас после просмотра? Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма: «Смерть Натальи» и «Гибель Аксиньи». После просмотра говорят о чувствах грусти, сожаления, сострадания к героиням.
IV. Итог урока.
Что мы узнали на уроке?
Какие умения показали?
Домашнее задание: Мини-сочинение «Кто мне ближе: Наталья или Аксинья»?
Примечание: Выставление оценок происходит после проверки письменных работ.
Приложение №1
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Эпизод «Наталья у Аксиньи в Ягодном»
(кн.1, ч.3, гл. ХIХ)
Прочитайте эпизод (от слов «В воскресенье как-то...» до конца главы), обращая внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.
Ответьте на вопросы:
С какой целью пришла Наталья к Аксинье?
Обратите внимание на речь Натальи, на знаки препинания в ее репликах. Как речь героини характеризует ее состояние?
Выпишите словосочетания, характеризующие поведение Натальи. Почему она так себя ведет?
Какие предложения по эмоциональной окраске преобладают в речи Аксиньи? Почему?
Как ведет себя Аксинья во время разговора?
Как авторские комментарии объясняют поведение Аксиньи?
Как раскрываются характеры героинь в этом эпизоде?