Разработка урока по литературе 11 класс М.А. Булгаков Мастер и Маргарита.


Урок в 11 классе «М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Романа «Мастер и Маргарита». История создания, жанр, главные герои»
Эмоциональный настрой:
До урока на перемене звучит песня Игоря Николаева «Мастер и Маргарита».
Ученики садятся за столы по группам в соответствии спискам.
После звонка:
Учитель. Приветствие (Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения, а если вы мне тоже его желаете, то улыбнитесь мне.) Целеполагание
Посмотрите на доску. Вглядитесь в фотографию этого человека, постарайтесь узнать его. Что мы можем сказать о нем, рассматривая фото 1929 года (время начала работы над романом «М.и М.»)?
Ответы учащихся ( умный, образованный, много повидавший, глубокий и задумчивый взгляд, добрый, замкнутый, блестящий, веселый)
Учитель . Вы верно отметили черты личности М.А. Булгакова. А какие произведения, написанные этим писателем, вы помните? («Собачье сердце», «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Тайному другу», «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Бег», «Мастер и Маргарита» и т.д.)Вспомните песню, которую вы слушали на переменке. Какому произведению она посвящена? («Мастер и Маргарита»). Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Знакомство с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке вы побываете в роли сотрудников журнала «Известные книги». Работать вы будете над общим проектом, но в разных редколлегиях. В своих группах назначьте помощника главного редактора, который будет объявлять результаты работы команды. (+ хранитель времени)
А все вы знаете, кто такой журналист? Что он должен уметь? (журналист – это человек, который работает в СМИ; журналист должен хорошо владеть информацией, уметь работать с обилием материала, находя в тексте самое главное, видеть сенсационные новости, а также интересно и ярко излагать материал в своих статьях, чтобы заинтересовать читателя)
Вообразите себя в роли журналиста. Что вам интересно будет узнать в первую очередь о романе «Мастер и Маргарита»? (История создания, композиция, жанр, главные герои)
Эти рубрики мы с вами и включим в содержание нашего будущего журнала. Вам предстоит сегодня найти материал об уникальном произведении Булгакова.
Коллеги, прежде чем купить журнал, на что вы обращаете свое внимание? (на обложку)
Конечно, именно обложка журнала в первую очередь привлекает читателя. Поэтому в конце урока каждая группа должна будет создать обложку к журналу и отразить в ней неповторимый облик булгаковского романа. (Творческое задание группам)
На ваших столах стоят планшеты, с помощью них вы сможете добывать необходимую информацию для своей работы. В этом вам помогут специальные ориентировочные стрелочки на портрете писателя. Наведите курсор на первую верхнюю стрелочку – это инструкция. Ознакомьтесь с ней. (Здравствуйте, журналисты! Главный редактор составил вам задание. Следуйте по стрелочкам сверху вниз, выполняя его требования и собирая материал. К концу урока, собрав необходимую информацию, вы сможете оформить обложку вашего журнала).Учитель. Не будем терять время, нам нужно все выполнить до приезда нашего начальника. А я, его правая рука, буду вам помогать.
Наводим курсор на ваших планшетах на стрелочку №2. Прочитаем первое задание: «По ссылке перейдите на биографию М.А. Булгакова и внимательно с ней ознакомьтесь. На ваших рабочих листах написаны основные даты. Вам нужно соотнести эти даты с фактами из биографии писателя. Помните, что вы должны работать слаженно и быстро».
Учитель. Приступайте, журналисты, время не ждет!
Длительность работы - 5-6 минут
Учитель. Пока вы работали, ваши конкуренты из журнала «Молния» прислали мне выполненное задание, но в нем очень много ошибок. Давайте вместе проверим (Игра «Верю-не верю»)
Презентация. Учитель называет дату и сопутствующее ей событие, ученики отвечают верно или не верно. Если не верно определено событие, исправляют на верное.
Длительность работы - 3 минуты
После этого задания в рабочих листах оцените свою работу. Если легко справились – обведите афоризм «море по колено, горы по плечу», были небольшие трудности – обведите «тише едешь, дальше будешь», не получилось справиться с заданием – обведите «тяжела шапка Мономаха»
Учитель. Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь перейдем к следующему. Наведите курсор в планшете на стрелочку №3. Прочитаем задание.
«Уважаемые коллеги, поздравляю вас с 1 выполненным заданием! Следующее будет гораздо сложнее. По ссылке перейдите на нужный сайт. В нем вы сможете познакомиться с историей создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В свой рабочий лист вы должны выписать самую интересную, сенсационную и важную информацию. Не забывайте: то, что вы выпишете, будет размещено в вашем журнале».
(Это может быть спорные вопросы издания романа, варианты названий книги и т.д.)
Длительность работы – 5 минут
Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
С каждой команды выступает с ответом один ученик.
Вы прирожденные журналисты. И это задание было успешно выполнено вами. Вы выписали интересную информацию, сумели найти в тексте самое важное, на ваш взгляд. Действительно, роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1929 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций. Появление романа в журнале «Москва» произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 80-е годы 20 го века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные привычные схемы.
Не забывайте себя оценивать после каждого задания. Обведите подходящий для вас афоризм.
Длительность работы – 2 минуты
Учитель. А теперь осмотрим на следующее задание.
«Коллеги, у романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень необычный жанр. Попробуйте разобраться в этом вопросе, пользуясь следующей ссылкой. В ваших рабочих листах перечислены варианты жанров, вам нужно подчеркнуть тот, который более всего подходит данному роману»
Не забудьте оценить себя и за это задание.
Учитель. Сам Булгаков определяет свой роман как фантастический, но мы видим, что тематика романа многоплановая. Здесь есть и любовная, и сатирическая, и мифическая, и бытовая тематика. Поэтому жанр «Мастера и Маргариты» можно назвать синтетическим.
Длительность работы – 3 минуты
Учитель. Молодцы! Как и всем журналистам, вам пришлось много писать. Поэтому сделаем небольшой перерыв в работе и проведем разминку, для наших рук и глаз.
Длительность работы – 2 минуты
Учитель. Отдохнули. Теперь можно снова приступать к работе.
Как журналистам, нам приходится писать о современном мире, о мире в котором мы живем. А вот главные герои нашего романа живут в трех разных мирах.
Мистический мир
(Потусторонний)
Наша задача – познакомиться с главными героями и распределить их на соответствующие им миры.
Ваши коллеги из Москвы решили нам помочь и взяли интервью у главных героев романа. Теперь мы сможем услышать истории их жизни от самих персонажей романа.
В ваших группах на столах лежат карточки. Первая группа у вас интервью Волонда. Вторая группа – у вас 2 интервью – Мастера и Маргариты, третья группа – у вас интервью Иешуа и Понтия Пилата.
В своих группах в течение одной минутки прочитайте интервью и посоветуйтесь, к какой группе вы бы отнесли своих персонажей.
Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней». Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную: искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.
Слово ученика (в роли Мастера):
     Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г. Историк по образованию, я  работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил  книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу  роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.
Слово ученика (в роли Маргариты):
       Мое имя Маргарита - любовь. Я напоминаю гетевскую Маргариту, но моим прототипом также послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я  бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру, написавшему гениальный роман о Понтии Пилате. Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера, и мы обретаем вечный покой.
Слово ученика (в роли Понтия Пилата):
       Я – пятый прокуратор   (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н.э., при котором был казнен Иисус Христос. Сын короля звездочета и красавицы Пилы. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в  Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.
Слово ученика (в роли Иешуа):
        Родителей я своих не помню, отец мой был, кажется, сириец. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и  вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». Я утверждаю, что злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.
Длительность работы – 3 минуты
Учитель. Задание выполнено. В рабочих листах соотнесите имена героем с их мирами. Оцените свою работу.
Теперь мы с вами набрали весь необходимый материал, который будет размещен в ваших журналах. Вам остается только оформить обложку журнала.
На планшетах наведите курсор на последнюю стрелочку. Прочитайте напутствие нашего начальника.
«Коллеги, я вас поздравляю с тем, что вы выполнили самую сложную часть работы. Теперь вам осталось лишь оформить обложку вашего журнала. Не забывайте, что ваш журнал должен привлекать внимание читателей не только картинками, но и интересными и сенсационными заголовками. Желаю вам удачи!»
На ваших столах лежат ватманы – это ваша будущая обложка. Вам необходимо придумать ей название. Оформить картинками и надписями. В помощь вам на столах имеются различные тематические заготовки. По ссылке на планшете вы сможете перейти на сайт с иллюстрациями различных обложек журналов и взять что-то за образец. После того как вы выполните свою работу, каждая команда должна будет презентовать свою обложку и ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока, – почему данная книга является самой известной!
Длительность работы – 5 минут оформление, 5 минут выступления.
Учитель. У вас получились замечательные обложки. Главный редактор обязательно их оценит и выберет ту, которая будет опубликована в журнале. Я думаю, читатели с удовольствием этот журнал купят и прочитают.
После того, как все будет сделано, ребята презентуют свою обложку и прикрепляют на доску. (в конце урока нужно будет проголосовать за лучшую — прикрепляя стикеры к обложке)
РЕФЛЕКСИЯ
А сейчас возьмите в руки картинки с изображением книг: если вам все понравилось и вы почерпнули для себя что-то новое — поднимите вверх раскрытую книгу. Если вам не понравилось и у вас были трудности с выполнением заданий — поднимите вверх закрытую книгу.
Д.З. – творческие задания (по выбору) письменная и электронная форма.
К каждой рубрике журнала (история создания, жанр и композиция, главные герои) – подобрать соответствующие иллюстрации.
Выдвинете гипотезу, какой (или какие) жанр больше всего подходит произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой выбор.
Напишите эссе, основываясь на высказывании знаменитого литературоведа В.Я. Лакшина о романе: «У Булгакова мы не найдём традиционного религиозного сознания. Но нравственное сознание его было глубоким и прочным».
Приложение №1
Рабочий лист
Задание №1
Даты
1891-1940
1921
1929
1939
События
А - Михаил Афанасьевич Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать со столичными газетами и журналами.
Б - Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Писатель диктует Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
В - знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая позже становится его третьей женой.
Г - годы жизни М.А. Булгакова. Соотнесите каждой дате соответствующие факты из жизни М.А. Булгакова.
Самооценка: «тяжела шапка Мономаха», «тише едешь, дальше будешь», «море по колено, горы по плечу» Выберите афоризм, который лучше всего оценивает вашу работу над заданием.
Задание №2
История создания Напишите из предложенной вам статьи по роману «Мастер и Маргарита» самые интересные и сенсационные, на ваш взгляд, события, касающиеся истории создания произведения.
(2-3 тезиса или ключевые фразы)
Самооценка: «тяжела шапка Мономаха», «тише едешь, дальше будешь», «море по колено, горы по плечу»
Выберите афоризм, который лучше всего оценивает вашу работу над заданием.
Задание №3
Жанр
Бытовой романФантастический ФилософскийАвтобиографическийЛюбовно-лирическийСатирический
Роман многоплановый
Подчеркните тот жанр (или жанры), который на ваш взгляд больше всего соответствует произведению «Мастер и Маргарита».
Кратко обоснуйте свой выбор.
Самооценка: «тяжела шапка Мономаха», «тише едешь, дальше будешь», «море по колено, горы по плечу» Выберите афоризм, который лучше всего оценивает вашу работу над заданием.
Задание №4
Ершалаимский мир
Главные герои
ВоландМастер
Современный автору мир
Маргарита
Понтий Пилат
ИешуаМистический

Соотнесите стрелочками мир и главного героя
Самооценка: «тяжела шапка Мономаха», «тише едешь, дальше будешь», «море по колено, горы по плечу» Выберите афоризм, который лучше всего оценивает вашу работу над заданием.
Приложение №2
Воланд (дьявол)
Я – Воланд, князь тьмы, сатана. Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. В романе я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.
Мастер
Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г. Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены. Бросил жену, комнату, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.
Маргарита
Мое имя Маргарита - любовь. Моим прототипом послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру, написавшему гениальный роман о Понтии Пилате. Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера, и мы обретаем вечный покой.
Понтий Пилат
Я – пятый прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н.э., при котором был казнен Иисус Христос. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.
Иешуа Родителей я своих не помню. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.