Урок русского языка в 6 классе Имя числительное как часть речи
Имя числительное как часть речи
ЦЕЛИ:
ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать с книгой;
прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
Организационный момент.
1.- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами, а пока прочитайте предложения и скажите, что между ними общего. (Это загадки). Демонстрация слайда №1.
2.- Отгадайте их.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы). Сто одёжек и все без застёжек (капуста). Два братца через дорогу живут (глаза).
3. - Назовите знакомые части речи.
- Какие слова вы не назвали? Что они обозначают? (два, сто; они обозначают числа)
- Как назвать такую часть речи? (числительное). Это и есть тема нашего урока. Откройте тетради запишите тему урока.
Демонстрация слайда № 2 (Дата, Классная работа, Имя числительное как часть речи.)
4. Формулирование целей урока самими учащимися.
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны узнать, чему научиться?
Предполагаемые ответы:
- узнать, что обозначает имя числительное как часть речи (общее значение), на какие вопросы отвечает, какие имеет морфологические признаки ( как изменяется, на какие группы делится), в роли какого члена предложения выступает (синтаксическая роль в предложении), чем отличается от других частей речи,
- научиться находить числительные в тексте, отличать их от других частей речи.
5.-Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?
Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:
- В какой школе вы учитесь?
- Сколько уроков у вас сегодня?
- За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?
(На уроках математики, истории, географии)
- А на литературе вы встречаетесь с числительными? (год рождения автора, сколько заданий выполняет в сказке Иван-царевич, в определениях двусложных и трехсложных размеров стиха встречаются числительные и т. д.)
6. Объяснение новой темы.
Числительные часто употребляются в пословицах, поговорках и загадках. Вспомните пословицы, в которых употребляются числительные. Назовите их. (Дети называют).
Демонстрация слайда №3 с пословицами.
( Один ум хорошо, а два ума лучше. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умён, а в сорок не богат, тому век таким не бывать. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без четырёх углов изба не рубится. )
- Ребята, назовите сочетания с числительными.
-На какой вопрос они отвечают? Запишите выделенные числительные в первый столбик. Что они обозначают? (сколько? количество предметов, число).
- Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? А что они обозначают (порядок предметов при счёте). Демонстрация слайда № 4.
Два Второй
Семь Седьмой
Сто Сотый
Сколько? Который? Какой?
Количественные Порядковые
Обозначают число, количество предметов Обозначают порядок
предметов при счёте
- На какие две группы делятся числительные по значению? ( Количественные и порядковые)
- Измените слово два. Как изменяются числительные? ( По падежам)
7. А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.
Демонстрация слайда № 5. ( С каждым щелчком выходят по одному предложению . Коллективно определяем синтаксическую роль имён числительных с помощью учителя. )
Три и два – пять . ( Подлежащее и сказуемое)
Раздели шесть на три . (дополнение)
Наш кабинет находится на третьем этаже. (определение )
Занятия начинаются в восемь часов. ( обстоятельство)
8 . Подытожьте, какими членами предложения могут быть числительные. (Имена числительные могут быть разными членами предложения.)
9. – А теперь, ребята, обратимся к нашему учебнику и прочитаем правило на стр. 145, прочитаем его громко, выразительно.
Демонстрация слайда № 6.
Учебник русского языка. Стр. 145, правило.
10. Физминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.
Закрепление.
- Выполнение упражнения 345 у доски ( 1, 3, 4 предложения записываются.)
11. Скажите, ребята, а слова двойка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? Это слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глагол с числовым значением.
Демонстрация слайда № 7.
Отличайте числительные от других частей речи
Распределите по столбикам.
Двойник, двойка, два, второй, двойной, семидневный, удвоить, сотый, сто, столетний, пятак, пятиэтажный, пятый, пятерня.Имя сущ. Имя прилаг. Имя числит. Глагол
Кто? Что? Какой? Сколько? Что делать?
Какой? Что сделать?
- Комментированное письмо. Коллективное заполнение таблицы.
12. - Посмотрите на экран и решите ребус. Какое предложение здесь зашифровано? Прочитайте его.
Демонстрация слайда №8. ( Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою.)
Подведение итогов. Рефлексия. Демонстрация слайда № 9.
- Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
Вспомнил …
Узнал новое…
Научился…
Самым трудным на уроке было …
Самым интересным на уроке было …
Демонстрация слайда №10.Домашнее задание. Параграф 59, выучить правило. Задания по выбору:
Упр. 346.
Составить зашифрованное предложение с именами числительными.
Найти и записать фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.
Демонстрация слайда № 11. Молодцы! Спасибо за урок!