Конспект урока русского языка в 6 классе «Имя числительное как часть речи»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области
Конкурс «Учитель года - 2013»
Урок русского языка в 6 классе
«Имя числительное как часть речи»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы Гелемеева Е. А.
2012 -2013 гг
Цель урока: объяснить понятие числа, сформировать умение отличать числительное от других частей речи.
Планируемые результаты:
Предметные - иметь представление о числительных, уметь определять их в тексте.
Метапредметные:
Личностные – оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурировать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения учебным материалом.
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, учебник, распечатанные таблицы и схемы
Ход урока
·. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Время не будем с вами терять,
Поскорей отправимся в путь!
Придется новое что-то узнать,
Заглянуть в самую суть!
·
·. Эмоциональный настрой.
- Ребята, посмотрите вокруг себя. Вглядитесь внимательно в окружающий вас мир. Скажите, что вы видите?
- Каждое слово, вами названное, можно отнести к какой-либо части речи. Именно их мы сейчас и вспомним.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА (с применением интерактивной доски)
В игре остались 2 лишних слова.
- Чем они будут отличаться? (вопросами)
- А если вы увидите цифры, а не слова?
- О чем говорят цифры? (о многом: в лицее учащихся, в нашем классе 9 мальчиков, скворец должен принести корм за день 200 раз, кит за сутки выпивает 580 литров материнского молока и т. д.)
- Какой можем сделать вывод? (цифры играют огромную роль, мы постоянно сталкиваемся со счетом)
- Есть в русском языке слова, называющие числа (слайд 2)
- Что нужно сделать для того, чтобы определить, какой частью речи являются эти слова?
1. Выяснить значение слова.
2. Задать вопрос.
3. Морфологические признаки.
4. Синтаксическая функция.
- Какое значение имеют слова со слайда? (количество)
- А какой вопрос зададим? (сколько)
- Совпадают ли эти признаки с признаками известных частей речи? (нет)
- Какой мы можем сделать вывод (новая часть речи)
·
·
·. Объявление темы и целей урока.
·V. Изучение нового материала
- Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок (слайд 3)
Песня «Веселая зарядка»
Эти числительные так и называются: порядковые.
- На какой вопрос они отвечают? (какой)
- У какой части речи еще такие же вопросы?
- А как же их различать (проблема)
- Разные значения (прилагательное – признак, числительное – порядок предметов при счете)
- Главный вопрос для различения «Какой по счету?»
- Порядковые числительные, кроме слов «первый» и «второй» образуются от соответствующих количественных числительных.
- Думаю, что сейчас самое время занести наши результаты в таблицу и продолжить работу (слайд 4).
- Переходим к морфологическим признакам (слайд 5).
- Внимательно изучите надписи к рисункам, вывод о каких грамматических признаках можно сделать? (порядковые числительные изменяются по родам и числам, количественные не изменяются за исключением числительных «один» и «два»).
- Занесем эти данные в таблицу.
- О синтаксической роли прочитайте самостоятельно по учебнику (стр. 123)
(слайд 6)
V. Обобщение материала
- Вот мы и закончили заполнять таблицу. У вас на партах имеются такие же распечатанные таблички. Расскажите друг другу, используя их, об имени числительном как части речи.
V
·. Закрепление материала (слайд 7)
Работа с интерактивной доской
А. Дюма «Три мушкетера»
В. Каверин «15-летний капитан»
С. Маршак «12 месяцев»
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
V
·
·. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что было интересным?
- Как оцениваете свою деятельность?
(красный цвет – я сосредоточен, активен, внимателен;
зеленый – не хватает внимательности, усидчивости;
желтый – следует быть внимательнее, организованнее, активнее).
15