Статья по предмету экономика на тему Рынок труда. Политика государства в области занятости
Рынок труда. Политика государства в области занятости.
Ни для кого не секрет, что на труд как на ресурс всегда существовал спрос. Из начальной экономической теории мы знаем, что спрос рождает предложение, а два этих фактора взаимодействуют, подчиняясь законам спроса и предложения. Если существует спрос, предложение и законы по которым они взаимодействует - логично и наличие самой площадки, позволяющей осуществлять эти взаимоотношения. Рынок труда- это площадка где встречаются спрос и предложение, в нашем случае «Трудовые ресурсы».
Век технологий внес свои изменения в процесс взаимодействий между организациями, компаниями и предпринимателями-всеми теми, кто является покупателем рабочей силы, и теми кто предлагает ресурс-непосредственно рабочие, служащие и просто наемные единицы.
Как любой ресурс, «Рабочая сила» имеет свои особенности: Товар- рабочая сила- неотделим от работника.
Для защиты своих интересов, наемные работники организуют(вступают) в профессиональные союзы.
Касаясь темы Профсоюзов, стоит отметить, что в нашей стране влияние и роль профсоюза ушла с советской эпохой. Профсоюзы стали, скорее неким атавизмом и пережитком прошлой системы, не выполняя почти никакой значимой роли в судьбе коллектива, предприятия или отрасли которую он представляет.
Иное дело обстоит с профсоюзами развитых стран, там члены профсоюзов получают на 10-15% больше по сравнению с теми, кто не является членами профсоюза.
Но если с рынком труда и профсоюзами картина в общем-то ясная, то какая ситуация обстоит с такими понятиями как «Безработица» и «Занятость»?
Международным стандартом концепции рабочей силы- занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. В свою очередь, занятость принимает окрас социально-экономической проблемы рыночной экономики.
Но чем опасна безработица государству, профсоюзам и просто обычному человеку?
Начнем с того, что человек лишенный заработка, не сможет уже так легко тратить деньги (которых у него либо уже нет, либо в ужатых рамках экономии). При сокращенных тратах, те сектора экономики, которые прежде получали прибыль от оказания услуг и продажи товаров, лишаться прежних объемов выручки(сократятся), что последует дальнейшим толчком к сокращению числа работников или размера оплаты труда данной сферы товаров и услуг. Эта цепочка может пойти как нарастающий ком, изначальна затрагивая небольшие сектора экономики, в итоге приведя к общегосударственному спаду, а то и к целому кризису.
С другой стороны, прежде работающий человек, для государства был еще и налогоплательщиком, а налоги, как мы помним, наполняют до 70% бюджета страны и являются стратегически важным фактором. Так вот, не имея заработка, человек не платит налоги, более того, ему теперь самому нужны пособия, и это бремя ложиться на государство.
Проанализировав эти факторы, не трудно сделать вывод, что проблема безработицы является одной из первоочередных для решения на государственном уровне.
В нашем государстве действуют социальные гарантии призванные решить или временно ослабить последствия потери работы для граждан. Центры занятости решают проблему с трудоустройством, а так же организуют выплату пособий по безработице. Ежемесячно, по итогам мониторинга, выделяются бюджетные деньги на проведения курсов по переквалификации временно безработных и обучению их востребованным профессиям.
Все эти меры призваны решать и проблемы с занятостью, и не допускать опасных значений в уровне безработных. Для этого собирается статистика и данные по отраслям, от компаний, представителей частного бизнеса, проводиться мониторинг, опрос, перепись по организациям и пр.