Статья Воспитание саморазвивающейся личности

Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса.
Бордонская средняя общеобразовательная школа

















Воспитание саморазвивающейся личности в условиях школьной информационной среды.




















Автор: Иванова Анна Николаевна,
учитель изо, черчения и МХК

2007 г.


Содержание:





Введение.
1. Концепция воспитательной системы.
2. Информационные технологии в обучении.
3 Воспитательная система класса в условиях школьной информационной среды.




























Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно их пополнять, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. При непрерывно возрастающих возможностях реального доступа к информации из любой страны мира и на любом языке с помощью глобальных систем телекоммуникации, каждый человек должен уметь самостоятельно разработать рациональную стратегию поиска необходимой ему информации из множества существующих. Человеку нужны сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности, то есть определенный уровень культуры поведения в инфосфере – «глобальной инфраструктуре электронных средств хранения, обработки и передачи информации». В этой ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности.
Информационная культура – важнейшая часть общего образования в быстро меняющемся мире. Учебного времени, отведенного учебным планом образовательного учреждения на изучение той или иной дисциплины, бывает всегда недостаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры ученика на аудиторных занятиях не приходится. Для этого надо его привлекать к внеурочной деятельности, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры. Главное же назначение внеурочной деятельности – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей учащихся в разных отраслях науки и культуры.
Внеурочная деятельность учащихся может быть организована в массовых формах: кружки, олимпиады, тематические вечера, смотры, конкурсы, экскурсии, походы, соревнования, викторины, газеты, студии, клубы по интересам, музеи, газеты.
Развивается во всех направлениях: развитие речи, мышление, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально – волевой и потребностно – мотивационной области.

Концепция воспитательной системы класса.
Идея: Формирование мотивов и мотивационной сферы личности каждого ученика т. е. его желание, стремление, потребность быть социальным, человечным, нравственным.
Объект: Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей с личностно – ориентированным направлением.
Предмет: Конструирование процессов взаимодействия этих субъектов образовательного процесса.
Гипотеза исследования: Взаимодействие субъектов образовательного процесса будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:
- учитываются интересы учеников;
- приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ученику;
- совместности, сотрудничества, содействия между субъектами (педагог, ребенок, родители);
Цели концепции воспитательной системы:
- создание благоприятных условий для формирования гуманной саморазвивающейся личности, адаптированной к жизни в социуме, способной к активной творческой и полезной деятельности.
- раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями и учителями.
- формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ученика.
- воспитание трудолюбивой и любознательной личности.
- выявление педагогических подходов и организации внеурочной деятельности учащихся в области информационных технологий.
- создать условия для реализации их знаний, интересов и энергии, для формирования и развития их информационной культуры.
- формирование информационной культуры учащихся, опыта творческой деятельности, стимулирует самообучение, позитивный интерес к новым знаниям.
Ожидаемый результат воспитания:
- личность, понимающий, кто он.
- ребенок, желающий учиться, осознающий значение обучения.
- осознает свою индивидуальность.
- имеет интересы, склонности к определенному виду деятельности.
- умеет ориентироваться в социуме.
- полностью владеет компьютером.

Механизм реализации концепции осуществляется:
- в процессе обучения.
- на традициях школы.
- через экологическую работу;
- через спортивно – оздоровительную работу;
- через самоуправление;
- через семейные праздники и встречи;
- через беседы по плану:
- конкурсы;
- через участие родителей в учебно – воспитательном процессе:

Принципы воспитательного процесса:
- признание личности ребенка, принятие его таким какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие;
- человеческое отношение к ребенку, терпимое отношение к его мнению, доброта, понимание;
- забота о здоровье духа ребенка, условие для развития личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи.
Воспитательная функция состоит в том, что в конкурсной деятельности формируются нравственные и этические нормы поведения в информационном обществе, система взглядов на мир, которым управляет информация.
Информационные технологии в обучении.
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, где происходил бы столь стремительный рост, как в информатизации общества. Развитие и внедрение вычислительной техники в различные сферы жизни не могло обойти сферу образования.
Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи учащемуся информации, средствами осуществления которой могут являться компьютер, магнитные носители, книги, теле и радиовещание, спутниковая связь и др.
С развитием и совершенствованием компьютера как средства осуществления информационных технологий, а также программного обеспечения, развивается и совершенствуется информационная технология обучения как составная часть общей технологической подготовки школьников.
В современных условиях одной из составных частей функциональной грамотности является компьютерная грамотность как неотъемлемая часть общего уровня образования населения. Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности заключается в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно – исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко – машинной коммуникативной системы.
Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются:
- учебная задача;
- система учебных действий;
- моделирование содержания объектов усвоения;
- преобразование модели;
- действия самооценки и контроля;
Преподавание основ любой науки предполагает в первую очередь формирование у учащихся методов научного познания мира и системы основополагающих понятий данной науки. Осознанное освоение системы понятий и методов познания играют важную роль в развитии мышления и формировании мировоззрения учащихся.
Воспитательная система класса
в условиях школьной информационной среды.
В последнее время общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. В XXI веке, в условиях бурного развития информации и коммуникации востребован новый человек, общество нуждается в инициативных высокообразованных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличивать потенциал страны, восстановить духовную культуру. Пэтому учащиеся средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, быть здоровым физически и психологически. И самое главное каждый ребенок должен быть способен к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя. Для выполнения этой задачи нужен педагогический, целенаправленный процесс сотрудничества педагогов, воспитателя, сущностью которого является создание условий для самореализации личности этого процесса, создание микроклимата.
Моя задача, как классного руководителя, помочь ребенку в этом выбора основных устойчивых жизненных ориентаций. Я уделяю особое внимание изучению индивидуальных особенностей детей, развитию гуманных отношений между ними.
1. В современном мире человеку нельзя без знаний, без образования, без культуры. Как известно, основы знаний ребенок приобретает в процессе обучения. Уделяю большое внимание самоподготовке, советую поискать дополнительные материалы в энциклопедиях, справочниках, интернете, держу связь с учителями-предметниками. Ребята очень многому помогли в создании буклета нашей школы, отметившей 75 – летний юбилей. В этом процессе ученики повысили интеллектуальный потенциал, информационную культуру, информационные технологии:
- находили интересные сведения, фотографии в школьном музее;
- использовали Интернет;
- поместили фотографии выпускников, работников школы в сайте;
- общались с родными выпускников, собирая сведения;
2. В школьные годы, особенно в среднем возрасте у ребят происходит поиск себя. У них бывает много увлечений. Занятие спортом мобилизует, дисциплинирует ребят. Только физически здоровый и морально устойчивый человек способен работать продуктивно, быть выносливым, целеустремленным. В классе спортом занимаются многие ребята. Среди них спортсмены-призеры улусных, республиканских соревнований по легкой атлетике, баскетболу, вольной борьбе, по шахматам.
3. Для воспитания активной личности нужно развивать самоуправление. Самоуправление начинается со сплоченности коллектива.
4. Ребенок не должен замыкаться в себе со своими проблемами, поэтому очень важно классному руководителю вести часы общения в виде собеседования, ток-шоу, встреч с интересными людьми.
5. В нашем классе есть традиции, связанные с овладением информационной культуры:
- создание семейного альбома-презентации, в котором развиваются дизайнерские методы, новые открытия, взгляды;
- мини-фильм о жизни класса, отражающие интересные, незабываемые моменты;
- портфолио ученика, где ребята сами включают свои успехи, мысли, результаты тестов;
Возрастающий интерес к новым информационным технологиям дает возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Каждый ученик стремится расширить свой кругозор, повысить интерес к определенным областям науки, к фотографии, кино, телевидению, видео, активно участвовать в общешкольных, улусных и республиканских мероприятиях.


15