Методические указания к практической работе студентов по ПМ Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОМДК 02.01. «Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)»
Данные методические указания помогут студентам выполнять самостоятельную работу на основе деятельностного и компетентностного подходов, что соответствует требованиям ФГОС по специальности учитель начальных классов, рабочей программе по ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников (междисциплинарный курс 02.01. « Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)»).МДК 02.01. «Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)»
Составитель: преподаватель __Колесова Мария Алексанлровна______
Рассмотрено на заседании ПЦК (протокол №_____от___________)
Муром
2014Методические указания к практической работе студентов
по ПМ «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
группа Ш-2 ( 2 семестр)
Задания для практической деятельности студентов по теме
«Проектная деятельность в начальной школе» (1 час)
Цель: проверить уровень усвоения материала у студентов об организации творческой и проектной деятельности младших школьников.
Тестовая работа
Тест «Проектная деятельность, как средство формирования и оценки УУД у учащихся»
Соотнесите определения и типы проектов:
«самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью»
«совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта»
«это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта» социальный проект
учебный проект
телекоммуникационный проект
Выберите лишнее. Виды проектов:
ИсследовательскийИнформационныйПоисковыйСоциальныйРезультатами (результатом) осуществления проекта являются (является):
Подготовленный продукт работы над проектом
Формирование специфических умений и навыков проектирования
Личностное развитие учащихся
Все вышеназванные варианты
Определите общие и специфичные характеристики для проектной и исследовательской деятельности:
Общие
Специфичные
«Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям».
«Соотнесение результата (продукта) со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле».
«Практическая значимость целей и задач».
«Итогами деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников».
Определите роль учителя и ученика в проекте. Которая схема является наиболее верной?
1673225114302
002
-91440201930001-й этап Погружение в проект
160020317500
2324106032500
учитель ученик
-83185434975002-й этап Организация деят., 3-й этап Осуществление деят.
2597159715500
121285-317500
учитель ученик
4-й этап Презентация
107315-317500
2324107620000
учитель ученик
-340995114301
001
1659890323853
003
-26035201930001-й этап Погружение в проект
160020317500
2324106032500
учитель ученик
-34290374650002-й этап Организация деят., 3-й этап Осуществление деят.
160020-317500
2324105270500
учитель ученик
4-й этап Презентация
191770-317500
2324107620000
учитель ученик
-47625201930001-й этап Погружение в проект
2597156032500
121285317500
учитель ученик
-39370374650002-й этап Организация деят., 3-й этап Осуществление деят.
2597159715500
121285-317500
учитель ученик
4-й этап Презентация
2597157620000
176530-317500
учитель ученик
Организация проектно-исследовательской деятельности призвана, прежде всего, способствовать достижению следующих результатов:
Предметных
МетапредметныхЛичностных
В соответствии с требования ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:
Индивидуальный
Социальный
Групповой
Игровой
Критерии оценки итогового индивидуального проекта выпускника:
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем.
Сформированность предметных знаний и способов действий.
Сформированность личностных действий.
Сформированность коммуникативных действий.
На каких этапах проектной деятельности, какие УУД формируются? Соотнесите.
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели
Выполнение (реализация) проекта
Подготовка итогового продукта Самооценка, взаимооценка, планирование, целеполагание
Сотрудничество с учителем, со сверстниками, владение монологической речью
Работа с информацией, владение логическими операциями
Уважительное отношение к мнению других, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Определите формы представления продукта проектной деятельности:
Веб-сайт
Спектакль
Стендовый доклад
Умозаключение
Рекомендации:
Внимательно прочитайте задания. В некоторых заданиях подразумевается обвести синей ручкой несколько вариантов ответа. В первом задании нужно соединить стрелочками определения с типами проектов.
Критерии оценивания работы:
9-10 правильных ответов= оценка «5»
7-9 правильных ответов= оценка «4»
5-6 правильных ответов= оценка «3»
1-5 правильных ответов= оценка «2»
Задания для практической деятельности студентов по теме
«Особенности организации оформительской деятельности» (1 час)
Цель: развитие индивидуальности каждого студента средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды, знакомство с оформительской деятельностью.
1.Выполнить оформительскую работу на свободную тему, используя различные шрифты.
Рекомендации:
На формате А4 разноцветными гелевыми ручками оформить любую работу по теме на ваше усмотрение, например, «ВЕСНА ИДЕТ!!!»
«Наша семья», «С новым годом», «Мы на прогулке» и т.д.
Критерии оценивания работы:
1.творческая креативность.
2.калиграфичное оформление + шрифтовое.
3.соответствие выбранной вами темы и содержания работы.
Задания для практической деятельности студентов по темам
«Внеурочная деятельность и ее направления. КТД. Проектная деятельность в начальной школе» (1 час)
Цель: проверить усвоенные знания по пройденному материалу.
Рекомендации:
Заполните кластер, вписывая в каждый блок соответствующие данные.
Проверочная работа.
1.Задание №1 по теме «Проектная деятельность»
Заполните кластер, вписывая в каждый блок соответствующие данные.
3920490147955Этапы работы над проектом
00Этапы работы над проектом
-3276601479556 правил
6 правил
1177290287020
1177290269240ПРОЕКТ
00ПРОЕКТ
328231540005
11
22
33
44
5
3282315137160006
15011402667000
-280035145415Сформированные умения
00Сформированные умения
3787140145414Понятие проекта
00Понятие проекта
-43243511874500
_________________________________
__________________________________
__________________________________
___________________________________
--___________________________________
Задание №2 по теме «Внеурочная деятельность, основные направления ВД»
Заполните кластер, вписывая в каждый блок соответствующие данные.
996315108585Внеурочная деятельность
00Внеурочная деятельность
40728902222501310640222250
2720340508000
Понятие ВД Формы организации ВД Направления ВД
Задание №3 по теме «КИД»
1891665-3810КИД
00КИД
Понятие: Формы КИД:
______________________ ________________________
______________________ _________________________
______________________ _________________________
______________________
1891665295910КТД
КТД
Задание №4 по теме «КТД»
Понятие: ПОЭТАПНАЯ СТРУКТУРА КТД:
______________________ ________________________
______________________ _________________________
______________________ _________________________
______________________ _________________________
______________________ _________________________
_________________________
__________________________
__________________________
Критерии оценивания работы:
4 выполненных правильно заданий без погрешностей = «5»
3 выполненных правильно заданий, допуская небольшие неточности в 1 задании= «4»
2 выполненных правильно заданий без погрешностей = «3»
выполненное задание = «2»
Задания для практической деятельности студентов по теме
«Работа с портфолио» (2 часа)
Цель: создать портфолио студентов, подготовить документацию к сдаче экзамена по ВД.
1.Самостоятельно начать оформлять свое портфолио, прорабатывая каждый этап своей работы по практике.
Рекомендации:
Педагог направляет деятельность студентов, давая рекомендации по выполнению своего портфолио. К вниманию студентов представлена схема структуры портфолио. Педагог обращает внимание студентов на виды портфолио, его составляющие, приложения к портфолио (см.лекции №12)
Содержание портфолио.
Тип портфолио: портфолио смешанного типа.
Общая часть (фото; резюме (общие сведения о студенте); цель и задачи портфолио, содержание портфолио).
Накопительная часть.
Документы, соответствующие виду профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в области изобразительной деятельности и декоративно- прикладного искусства»:
- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;
Работы, соответствующие виду профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в области изобразительной деятельности и декоративно- прикладного искусства»:
- методические материалы (программы дополнительного образования; планы, конспекты внеурочных занятий, положения о проведении творческих конкурсов или проектов, наглядные пособия, электронные презентации и т.п.);
- анализ посещённых и проведённых занятий и мероприятий;
- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;
- - творческие, исследовательские, проектные работы студента;
- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, работы школьников и т.п.);
- дневник педагогической практики;
- «методическая копилка»: материалы периодической печати, образцы внеурочной продуктивной деятельности педагогов и младших школьников (эскизы оформления выставок, праздников, классных уголков, образцы поделок и т.п.);
Рефлексивно – проективная часть (самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетенций, освоенных на отдельном этапе образовательной программы (ПМ, МДК), определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).
При оценивании работы , должно учитываться полнота содержания всех трех частей портфолио.
Задания для практической деятельности студентов по теме
«Поиск информации по обеспечению внеурочной деятельности» (1 час)
Цель: развивать профессиональные умения работать с методической литературой, работать с информацией.
1.Работа с методической литературой по внеурочной деятельности. Просмотреть рекомендуемую литературу. Законспектировать важные рекомендации, сведения по педагогической практике по пробным урокам.
Рекомендации:
«Практическая работа студентов на уроке с методической литературой.» Студенты рассматривают рекомендованную методическую литературу, которая должна быть в аудитории на данном занятии. Знакомятся самостоятельно с программами ВД, рассматривают более подробно направления ВД, выписывают для педагогической практики полезную информацию, позволяющую дополнить уроки студентов.
Методический комплект:
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:Просвещение,2011.-223с.
2.Григорьев Д.В.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.:Просвещение, 2011.-96с.
3.Программа дополнительного художественного образования детей/Копцева Т.А., Гросул Н.В.,Красильников И.М., Некрасова Л.М., Гребенкин А.В., Баженова Л.М., Медкова Е.С., Коротеева Е.И.,Кулагина И.Е. Руководитель проекта – Школяр Л.В.-Изд./.:Просвещение, 2005.
4.Григорьев Д.В.Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.:Просвещение,2011.-80с.
5. Стандарты второго поколения «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, Москва, Просвещение,2011г.
6. Стандарты второго поколения «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова, Москва, Просвещение, 2011г.
7.Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
8.Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Режим доступа:[http://sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html]
9.Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109
10.Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22
11.Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48.
Интернет-ресурсы:
1.http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-izo-1-4-klassy
2.http://xreferat.ru/71/7209-1-formy-vneurochnoiy-vospitatel-noiy-raboty-s-det-mi-v-shkole.html
Критерии оценивания работы:
Студент законспектировал полезный материал к себе в тетрадь, подробно описывая для каких целей использовал данный материал – «5»
Студент законспектировал полезный материал к себе в тетрадь, но не дал разъяснения для чего он использовал данный материал – «4»
Студент законспектировал минимум информации без пояснений – «3»
Студент ничего не законспектировал – «2»
Задания для практической деятельности студентов по теме
«Защита портфолио по МДК» (2 часа)
Цель: формирование профессиональных умений вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников, проверить уровень усвоенного материала по данному модулю.
1.Устный опрос учащихся по темам в виде отчета.
Рекомендации:
Учитель вызывает каждого студента к себе и начинает устный опрос по следующим вопросам:
Понятие проект
Какова цель проектной деятельности?
Назови 6 правил проекта?
Понятие КИД, КТД?
Назови формы КТД?
Что такое ВД?
Какова цель ВД?
Назови основные направления ВД?
Какие формы ВД ты знаешь?
Какие программы по ВД ты знаешь, назови?
Понятие мастер-класс?
Особенности проведения мастер-классов?
Где встречаемся с оформительской деятельностью в жизни и как ее используют в школьной сфере?
Что такое педагогический контроль?
Назови виды педагогического контроля?
Остальные студенты в это время повторяют написанные лекции по всем разделам.
2.Практическая работа: защита портфолио по МДК.
Рекомендации:
Учитель перед прослушиванием портфолио студентов сначала давала требования к оформлению содержания портфолио. Защищая свое портфолио, студент на просто показывает его , но и комментирует каждый этап действий, рассказывая самые яркие и запоминающиеся моменты в его практике.
Содержание портфолио.
Тип портфолио: портфолио смешанного типа.
Общая часть (фото; резюме (общие сведения о студенте); цель и задачи портфолио, содержание портфолио).
Накопительная часть.
Документы, соответствующие виду профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в области изобразительной деятельности и декоративно- прикладного искусства»:
- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;
Работы, соответствующие виду профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в области изобразительной деятельности и декоративно- прикладного искусства»:
- методические материалы (программы дополнительного образования; планы, конспекты внеурочных занятий, положения о проведении творческих конкурсов или проектов, наглядные пособия, электронные презентации и т.п.);
- анализ посещённых и проведённых занятий и мероприятий;
- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;
- - творческие, исследовательские, проектные работы студента;
- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, работы школьников и т.п.);
- дневник педагогической практики;
- «методическая копилка»: материалы периодической печати, образцы внеурочной продуктивной деятельности педагогов и младших школьников (эскизы оформления выставок, праздников, классных уголков, образцы поделок и т.п.);
Рефлексивно – проективная часть (самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетенций, освоенных на отдельном этапе образовательной программы (ПМ, МДК), определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).