Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературе для 10 класса
Задания по русскому языку для 10 класса. Задание 1.
Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.
Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.
Задание 2.
Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это:
а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?
Задание 3.
Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной.
Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.
Задание 4.
Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.
Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
Скажи, который час?
Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.
Задание 5.
Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка?
Задание 6.
Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.
Столовая – стая
Портной – герой
Рыбачий – рабочий
Лекторий - лисий
Задание 7.
В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним.
1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.
2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.
Задание 8.
Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?
- Чем заняты таланты?
Возвести!
- Да продолжают славный воз везти!
- А бездари?
- Те мнят,
Что делают погоду.
- А критики?
- Темнят
Или молчат по году.
Задание 9.
М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому? Что это за форма? Каково её значение?
Задание 10.
В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?
Задание 11.
В каких словах ударение поставлено верно?
БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.
Задание 12.
Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?
а) В то время был еще жених
Её супруг, но поневоле
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле.
б) Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.
Задание 13.
О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?
Мы говорим не «штормы», а «шторма» -
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра не ветры сводят нас с ума
Из палуб выкорчевывая мачты.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.
Задание 14.
Определите лексическое значение выделенных слов.
«Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)
Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)
Задание 15.
Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?
Стипндиальный, измороь, одохнуть, рзгрыш, крзина, плсадник, поджг (сарай), син(море), удостон.
Олимпиадные задания по литературе для 10 класса
1. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев, автора и название произведения. Объясните смысл названия произведения. Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?
"Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам"."Мой ... из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда"."Странное дело ... как родня на родню походить может... наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости".
2. В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы? Приведите примеры. С какой целью они это делают? 3. Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии? 4. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.
Взошла заря. Дыханием приятнымСманила сон с моих она очей;Из хижины за гостем благодатнымЯ восходил на верх горы моей;Жемчуг росы по травкам ароматнымУже блистал младым огнем лучей,И день взлетел, как гений светлокрылый!И жизнью все живому сердцу было.
Я восходил; вдруг тихо закурилсяТуманный дым в долине над рекой;Густел, редел, тянулся и клубился,И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,Задернулась окрестность пеленой,И, влажною пустыней окруженный,Я в облаках исчез, уединенный...
5. В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии". Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре". Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему? Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов? Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.