Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
__________О.Г.ХлоповаРассмотрено на ШМС
__________Г.Н.Михалева«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_________О.Я.ЗевакинаРабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность
младших школьников»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 8 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель: Михалева Галина Николаевна,учитель начальных классов
Программыобщеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методическийкомплект «Планета знаний»: Программа внеурочнойдеятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012
Программа проектно-исследовательской деятельностив начальной школе 2–4 классы Н.П. Кузнецова, Е.М. Петрова, Л.Н. Новикова, Н.А. Костенко, Е.Н. Бурылова— М.: Астрель, 2012
Учебный год: 2016-2017
г. Бородино
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности в начальной школе Н.П. Кузнецовой, Е.М. Петровойи др. «Проектно-исследовательская деятельности в начальной школе» (УМК «Планета Знаний»).Актуальность программы
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Важной задачей современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и прикладного характера. Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Поэтому так важно включить в проектную деятельность учащихся начальной школы. Ведь именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. У детей младшего школьного возраста начинают развиваться формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение научных знаний и развитие теоретического мышления.
Задача учителя — не просто передавать готовые знания, а помогать учащимся учиться и развиваться, создавать ситуации, чтобы они включались в самостоятельный поиск решения проблем, искали способы их решения. В этом случае начинается подлинно творческая деятельность самих учащихся, возникает исследовательский интерес. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно-исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.Цель программы:создатьусловия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
- формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
- содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
- содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
- формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Формыи режим занятий:
Данная рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 4 года обучения.
В учебном плане отводится 1 час в неделю. В год – 34 часа (1 класс – 33 часа), весь курс – 135 часов.
Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма интересной и значимой для самих «открывателей»:
- экскурсии;
- поисковая и аналитическая работа с информацией;
- дебаты, дискуссии;
- ролевые игры;
- музыкальные концерты;
- театральные постановки;
- наблюдения;
- интервьюирование;
- подготовка и представление презентаций.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности является участие в выставках, фестивалях, учебно-исследовательских конференции и т. пОценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит через:
•представление коллективного результата группы обучающихся;
•индивидуальную оценку результатов внеурочной деятельности обучающегося на основании личного портфолио.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№ Разделы Кол-во часов Форма занятий Виды работы учащихся Теория Практика
1 Введение. Знакомство с темой. 6 Работа общей группой Просмотр видеоматериалов, беседа 6 Раздел 1. Методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности (21 ч.)
2 Мы юные исследователи. Что можно исследовать?
Как можно исследовать?
Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. 7 Работа общей группой
Встреча с учащимися, проведшими интересное исследование Знакомство с исследованиями учащихся прежних лет
Работа со справочной литературой 4 3
3 Формулирование темы.
Постановка исследовательского вопроса.
Формулирование цели, задач исследования. 7 Работа общей группой Обсуждение
Деление на группы по исследовательскому вопросу. 3 4
4 Определение предмета и объекта исследования. Выдвижение гипотез. Составление плана работы. 7 Работа в малых группах Обсуждение Принятие решения 2 5
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа групп (43 ч.)
5 Поисково-собирательная работа в школьной библиотеке. 10 Работа малыми группами Поиск справочной, энциклопедической, популярно-научной литературы по теме исследования. Записи в дневник юногоисследователя. 4 6
6 Поисково- собирательная работа в музеях (школьном, городском). 10 Экскурсии общей группой или малыми группами Постановка вопросов по теме исследования экскурсоводу музея. Заметки в тетрадь. 3 7
7 Подготовка и проведение анкетирования или интервьюирования. 10 Работа общей группой
Групповая и индивидуальная работа Знакомство с такими формами сбора информации, как анкета и интервью, обсуждение вопросов Составление анкеты (вопросов интервью)
Проведение
Обработка данных 4 6
8 Обработка собранного материала, обсуждение итогов работы, планирование работы по оформлению результатов для публичного представления. 8 Работа в малых группах Представление собранного материала в группе. Выводы по итогам работы. Решение, о том, как будет представлен результат работы группы. Распределение обязанностей. 3 5
9 Итоговое занятие по теме «Поисково-исследовательская работа». 5 Общая работа всех групп Представление результатов работы от каждой группы. Рефлексия проделанной работы: что сделали, как работали, какие результаты получили, какие выводы сделали, какими творческими делами будет предоставлена эта работа. 5
Раздел 3. Творческая работа (40 часов)
10 Работа в компьютерном классе. Учимся готовить презентацию. 13 Работа общей группой или малыми группами Учащиеся осваивают работу в программе MSWord; PowerPoint 6 7
11 Реализация творческой работы. 12 Индивидуальные консультации Работа малыми группами Практическая работа. 2 10
12 Проведение творческих дел. 15 Викторины, экскурсии, выступления перед родителями, в группе продлённого дня, детском саду и др. Учащиеся публично представляют результаты работы своей группы. 4 11
Раздел 4. Презентация проектно-исследовательской работы (25 часов)
113 Подготовка общего
презентационного
мероприятия. 12 Работа общей группой. Продумывание формы мероприятия. Написание сценария. Распределение ролей. Организационная подготовка. Репетиции. 2 10
114 Проведение презентационного мероприятия. 8 Праздник, фестиваль, выставка, конференция и др. Организационные дела. Публичные выступления 8
115 Подведение итогов проектно-исследовательской работы. 5 Работа общей группой. Обсуждение. Оценка деятельности. Рефлексия. 5
Итого: 135 ч 43 92
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПроектно-исследовательская работаЗнакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работаФормы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.
Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними. Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флеш-накопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word (2 класс).
Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Wordпо созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3 класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop(Фо-тошоп). Работа с фотографией в Paint(декорирование). Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице (4 класс).
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работаПосещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Учащиеся научатся:
рассказывать об истории страны, города;
называть важнейшие исторические памятники, охраняемые ЮНЕСКО;
называть имена великих людей, их достижения, открытия;
рассказывать о традициях семьи, близкого окружения;
понимать, как история семьи связана с событиями в обществе, стране, мире;
признавать традиции, обычаи народов разных стран;
определять тему исследования в соответствии со своими интересами и объяснять свой выбор, формулировать цель;
оформлять информацию по заданной инструкции;
определять источники информации, соответствующие цели проекта (исследования);
анализировать собранную информацию;
владеть общими начальными технологическими навыками работы в программе Word;
представлять результаты проектно-исследовательской деятельности, в том числе используя программу Раint
оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;
работать с источниками разных типов: вещественными, письменными, устными; работать с научной и справочной литературой.
Учащиеся будут иметь возможность научиться:
рассказывать об особенностях жизни людей разных сословий и эпох;
различать периоды времени, цивилизации или культуры и их влияния на историю;
создавать мультимедийные презентации с элементами анимации и звуком;
применять приёмы внешнего и внутреннего анализа источников;
формулировать проблему, цели и задачи исследования;
формулировать и классифицировать исследовательские вопросы;
создавать сценарии экскурсий и проводить экскурсии для посетителей музеев;
отстаивать свою точку зрения, приводить доказательства;
оформлять экспонаты для выставки в музее;
публично представлять свою работу (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Личностные и метапредметныерезультатырезультаты формируемые умения средства формирования
личностные формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Материально-техническое обеспечение:
Литература
Господникова М., Самохвалова Е. и др. «Проектная деятельность в начальной школе» - М.: «Учитель», 2011
Детские энциклопедии, справочники и т.п.
Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012
Программа проектно-исследовательской деятельности в начальной школе 2–4 классы Н.П. Кузнецова, Е.М. Петрова, Л.Н. Новикова, Н.А. Костенко, Е.Н. Бурылова — М.: Астрель, 2012
Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Интерактивная доска
Интернет - ресурсы
http://schools.keldysh.ru/labmro— Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.http://stemcentre.ru - Сеть научных лабораторий для школьников и их руководителей.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
п/п Тема Содержание Дата
1 Что такое проекты.
Понятия: проект, информация Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация. 02.09
2 Что такое проблема.
Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.
Понятия: проблема, объект исследования 08.09
3 Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. 5людение за осенними изменениями в природе Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт 15.09
4 Школа почемучек.
Понятие о гипотезе Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». 22.09
5 Удивительный вопрос.
Виды вопросов Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ. 29.09
6 Вопросы. Ответы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ. 06.10
7 Источники информации. Информация. Источники информации. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации. 13.10
8 Экскурсия в библиотеку Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации. 20.10
9 Малая группа. Правила работы в малых группах Знакомство с такими формами сбора информации, как анкета и интервью,)27.10
10 Анкетирование Составление анкеты 10.11
11 Интервьюирование Проведение интервью 17.11
12 Сбор информации Обработка данных 24.11
13 Участие в Ярмарке проектных идей Вступление в школьный клуб исследователей «УникУм» 01.12
14 Проект. Новогодний праздник История праздника Новый год
08.12
15 Как встречают Новый год в разный странах.Традиции народов мира 15.12
16 Экскурсия в музей города История праздника Новый год 22.12
17 Новогодние подарки Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка 29.12
18 Проект. Подвижные игры Игра. Правила игры.
Понятия: игра, товарищ, друг. 19.01
19 Игры наших дедушек и бабушек. Игры прошлого. 26.01
20 Зимние забавы. Традиционные игры народов России. 02.02
21 Игры нашей семьи. Традиции семьи. 09.02
22 Играем на переменах Игры современных детей. 16.02
23 Презентация проекта Виды презентации: сообщение, выставки, электронные презентации 02.03
24 Проект. Моя любимая сказка. Сочиняем сказку 09.03
25 Театрализация сказки Готовимся к постановке сказки 16.03
26 Конкурс загадок о героях сказок Подбираем материал. Экскурсия в библиотеку 23.03
27 Викторины по любимым сказкам Работа в малых группах. Презентация работы 06.04
28 Сказочная страничка Иллюстрирование русских народных сказок 13.04
29 Презентация проекта «Моя любимая сказка» Театральная постановка 20.04
30 Что мы узнали и чему научились за год Систематизировать и обобщить знания по курсу изученного за год 27.04
31 Оформление выставки Отбор лучших работ.
Понятие: критерии 04.05
32 Моя лучшая работа Презентация работ учащихся 11.05
33 Рефлексия Проанализировать свою работу, вычленить проблемы 18.05
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п Тема Содержание, методические приемы Дата
Что можно исследовать? Формулирование темы Что можно исследовать? Формулирование темы Как задавать вопросы? Игра «Задай вопрос». Банк идей Составление «Банка идей». Тема Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.
Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Предмет, объект исследования Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.
Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы Цели и задачи исследования Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования. Учимся ставить цели Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания. Давайте вместе подумаем “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Организация исследования (практическое занятие)
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Наблюдение и наблюдательность. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. Наблюдение как способ выявления проблем Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. Что такое эксперимент Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Обобщение полученных данных Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите Составление плана подготовки к защите проекта. Как подготовить сообщение Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Подготовка к защите Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Проект «Моя малая Родина» Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях своего города Родной город Экскурсия в городской музей Экскурсия в музей СУЭК Развитие СУЭК Экскурсия в школьный музей История школы Фотоэкскурсия по городу Учимся фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины Анкетирование Составление анкеты и проведение опроса по теме «Мой город» Моя семья в городе Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины Обработка интервью составлять устный рассказ по полученной информации Рисуем город Подготовка выставки рисунков и фоторабот 30 Подготовка детских работ к публичной защите Работа в микрогруппах или индивидуально 31 Подготовка к защите проекта Коллективная творческая работа 32 Защита проекта «Моя малая родина» Презентация работы: выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии, слайды, рисунки 33 Рефексия работы по проекту оценивать результаты собственного труда и труда товарищей 34 Подведение итогов работы за год Анализ своей проектной деятельности. Календарно-тематическое планирование 3 класс
№п/п Темы Характеристика деятельности учащихся Дата
Занятие 1.
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Занятие 2-3.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Занятия 4.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Занятия 5-6.
Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Занятия 7-8.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Занятия 9-10.
Планирование работы Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Занятия 11-13.
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Занятия 14-15.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Занятия 16-18.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Занятия 19-21.
Анализ прочитанной литературы Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу ,используемую в проекте. Занятия 22-23.
Исследование объектов Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Занятие 24-25.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Занятие 26-27.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Занятие 28.
Как сделать сообщение о результатах исследования Составление плана работы. Требования к сообщению. Занятие 29-30.
Оформление работы Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Занятие 31-32.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации Работа на компьютере – создание презентации. Занятие 33.
Мини конференция по итогам собственных исследований
Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Занятие 34.
Анализ исследовательской деятельности Анализ своей проектной деятельности. Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п Тема Содержание, методические приемы Дата
Занятие 1.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Занятие 2-3.
Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Занятия 4-5.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Занятия 6-7.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Занятия 8-9.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Занятия 10-11.
Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Занятия 12.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Занятия 13-14.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Занятия 15-16.
Наблюдение и экспериментирование Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Занятия 17-18.
Техника экспериментирования Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Занятия 19-20.
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Занятие 21-22.
Правильное мышление и логика Задания на развитие мышления и логики. Занятие 23-24.
Обработка и анализ всех полученных данных
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Занятие 25-27.
Что такое парадоксы Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Занятие 28-30.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Занятие 31.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. Составление плана выступления. Занятие 32.
Защита исследования перед одноклассниками Выступление с проектами перед одноклассниками. Занятие 33.
Выступление на школьной конкурсе «Первые шаги в науку» Презентация проекта Занятие 34.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности Анализ исследовательской деятельности. Выводы.