презентация по МХК Литература и поэзия Востока 10 класс


Литература и поэзия ВостокаРощупкина Ирина Юрьевна учитель высшей категории музыки и МХК МБОУСОШ № 8 г.Ельца Липецкой областиУрок МХК в 10 классе Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеют аналогов в мировой литературе.Расцвету восточной миниатюры предшествовал период развития лирической поэзии. Поэтому большинство сюжетов миниатюры заимствовано именно из неё. Поэты воспевали радость бытия и красоту природы, в разных стихотворных жанрах:Касыды (торжественные панегирики);Газели (лирические стихи);Оды;Рубаи (четверостишья);Философско-дидактические стихи;Героический эпос. Примерно между 7-8 вв. на Востоке сложился единый литературный язык - фарсиОсновоположником таджикско-персидской литературы является Абу Абдулла Рудаки (860-941). Его стихи обладают поистине волшебной силой. Они прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. По преданию Рудаки сложил 1.300 000 стихов, но до нас дошло не больше 1000.Однажды время мимоходом отличный мне дало совет(Ведь время, если поразмыслить, умней, чем весь ученый свет)«О Рудаки, – оно сказало, – не зарься на чужое счастье.Твоя судьба не из завидных, но и такой у многих нет». * * *Всевышний спас меня от горя, четыре качества мне дав:Прославленное имя, разум, здоровье и хороший нрав.Любой, кому даны всевышним четыре качества такие,Пройдет свой долгий путь без горя, людских печалей не узнав. Великий азербайджанский поэт Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами (ок.1141 – 1209). Он поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджуна.Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов.Влюбленный слеп. Но страсти зримый след Ведет его, где зрячим хода нет. Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума.Дни свои влачить без друга — горшая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Потворствуй преданным друзьям, их за поступки не гони. Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки?Коль порою жало горя поражает в грудь, В эти дни броню терпенья, сын мой, не забудь.






Персидскую и таджикскую поэзию нельзя представить себе без творчества Омара Хайяма (ок.1048 – 1131),поэта, философа, математика, астронома, астролога. Его четверостишья (рубаи) отличаются изяществом, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, особой музыкальностью и ритмичностью. Это раздумья над Кораном, поиски духовных основ бытия.

Когда б в желаниях я быть свободным могИ власть бы надо мной утратил злобный рок,Я был бы рад на свет не появляться вовсе,Чтоб не было нужды уйти чрез краткий срок. *** Ты измучен, мой друг, суетою сует, А забот тебе хватит на тысячу лет. Не горюй о прошедшем - но не вернется, Не гадай о грядущем - в нем радости нет. Запрет вина – закон , считающийся с тем, Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем. Когда соблюдены все эти оговорки, Пить – признак мудрости, а не порок совсем *** Увы, не много дней нам здесь побыть дано,Прожить их без любви и без вина - грешно.Не стоит размышлять, мир этот - стар иль молод:Коль суждено уйти - не все ли нам равно? Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» («книга царей») персидского поэта Абулькасима Фирдоуси (ок.940 – 1030).Поэма состоит из 3 частей:Мифологическая (поэтическая обработка древних мифов)Богатырская (повествует о подвигах богатыря Рустема)Историческая ( о царствовании 28 царей из династии Сасанидов 226 – 651 гг.) Особое место в литературе классического периода занимает творчество поэта, учёного, философа, врача, Ибн Сины Авиценны (ок.980 – 1037) Главные философские труды — "Книга исцеления" (в сокращённом изложении — "Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений", " Книга знания" (на языке фарси). Сохранились немногочисленные стихи на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества — вечность материи, проповедь просвещения и науки. Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» – памятник средневековой арабской и персидской литературы, собрание рассказов, обрамленное историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада).
Занимательность сказокЗанимательность сказок заключается в искусстве композиции, разработанной в арабском народном творчестве с большим изяществом и изобретательностью. Ящищная композиция сказок.Это когда по ходу повествования вводится другая история, в свою очередь содержащая один или несколько вставных рассказов. Такой композицией объединён свод сказок «1000 и 1 ночь» Памятники народной литературы создавались арабскими уличными чтецами (мухаддисами), использовавшими в своём репертуаре сказки многих народов Востока.Жанры:Краткие анекдотыФантастические сказкиДидактические притчи,Бытовые новеллыМноготомные героические эпопеи. В книге содержатся много стихотворных отрывков, используемые как вставки-иллюстрации, характеризующие красноречие арабов.В сказках присутствует:Остроумие и находчивость (рассказ о Ширин и рыбаке);Мудрость и изобретательность (рассказ об Абу Юсуфе);Комическое (рассказ об Исхаке Мусульском)Романтичность и благородство (багдадские рассказы;Великодушие и самоотверженная любовь (рассказ о женщине с отрубленными руками)Любовные и эротические сюжеты. Интернет ресурсыhttp://info-shkola.ru/poeziya-omara-xajyama-vostochnaya-poeziya/http://ostrov.ucoz.net/publ/poehzija/rubai_khokku_tanka/30http://www.stihi.ru/2009/05/31/2466http://persian-poetry.livejournal.com/http://artsportal.ru/poetry/14975