Функции игры в учебном процессе для обеспечения эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала

Функции игры в учебном процессе для обеспечения эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала.

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.

Методы контроля и самоконтроля в обучение - методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.

Устные методы контроля. Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу.

Уплотненный опрос - это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на одинаковый отрезок времени. К доске вызываются еще 2 ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй - ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке - другая половина.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Заключение


Мы рассмотрели процессы воспитания и обучения. Выяснили что понятие воспитание имеет два значения:

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Определили что, под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Нами были рассмотрены цели и задачи воспитания и обучения и выявлены наиболее важные из них: у воспитания - это формирование нравственности, формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности и формирование жизненных позиций у этой личности; у обучения - более адекватное восприятие действительности и более благоприятное отношение к ней; уважительное отношение к себе и другим; направленность на совершенствование себя и окружения; непосредственность; мотивация скорее внутренняя, чем внешняя другие.

В данной работе были четко обозначены средства и методы воспитания и обучения, среди которых наибольшую роль играют личный пример, образец поведения, а в обучении - мотивация и стимулирование учения. Так же были описаны движущие силы как воспитания, где проявляются все законы диалектики, так и обучения, где движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся - их умственного развития.

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. - М., 1993

2. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. - Пенза, 2000

3. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М., 1986

4. Педагогика: Учебное пособие / А.Г. Шебуняев и др., - Тамбов, 1999

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Школа - Пресс, 2000

6. Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Иваново, 2000

7. Фокин Е.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. - Хабаровск, 1998

8. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. // Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1. - М., 1993

9. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996

10. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., 1996

11. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.:Гардарики, 2007

воспитание обучение личность нравственный