Внеклассное мероприятие по математике Мистер Математик (9 класс)
«Мистер-Математик»
Цели:
привитие интереса к предмету математики;
осуществление практического применения математики;
развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;
воспитание трудолюбия и усидчивости.
Ход проведения конкурса
Внимание! Внимание!Приглашаем всех мальчиков и девочекОтправиться в весёлое шоу.Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,Находчивость, смекалку.
Не в театральном представление,А среди наших школьных стенМы увидим сейчасУвлекательное шоу!
Представление участников
Лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно будут бороться за звание Мистер математик. Итак, встречайте
Звучит музыка, и входят участники конкурса. №1 (Фамилия, имя, класс) и т. д.
Конкурс 1 «Кто быстрее».
Каждому участнику по очереди задается вопрос, если он не знает ответа, то отвечает другой участник. За каждый правильный ответ 1 балл.
отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана)
два созвездия, по форме напоминающие ковш (Большая и Малая Медведицы)
аппарат для подводного плавания (акваланг)
утверждение, требующее доказательства (теорема)
график квадратичной функции (парабола)
угол, смежный с углом треугольника при данной вершине (внешний угол)
прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
мера веса драгоценных камней (карат)
угол, меньший прямого (острый)
отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда)
утверждение, не требующее доказательства (аксиома)
множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки (окружность)
сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
зажим для присоединения, закрепления проводов (клемма)
самая большая хорда в круге (диаметр)
простейшее геометрическое понятие (точка)
часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой (полупрямая)
количество лет в веке (сто)
график линейной функции (прямая)
прибор для построения окружности (циркуль)
сколько нулей в записи числа «миллион» (шесть)
угол, больший прямого (тупой)
отрезок, соединяющий не соседние вершины многоугольника (диагональ)
самая большая сторона в прямоугольном треугольнике (гипотенуза)
устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания (стартер)
наименьшее простое число (два)
треугольник, у которого две стороны равны (равнобедренный)
в чем отличие окружности от круга (круг имеет площадь)
Конкурс 2 «Художник»
Участники , используя геометрические фигуры оформляют ворота « Своего дома». Придумывают орнамент. (Предложены фигуры для каждого классов: круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм)
Конкурс 3 «Третий лишний»
Участникам даются таблички с номерами и названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий нет. Участники должны выбрать какой объект не обладает свойством, которое присуще двум другим.
Уравнение, корень, число
Луч, прямая, полупрямая
Угол, прямая, отрезок
Катет, точка, гипотенуза
Конус, ромб, квадрат
Медиана, высота, ширина
Степень, уравнение, скорость
Хорда, диаметр, диагональ
Время, вес, год
Гектар, метр, сотка
Треугольник, трапеция, параллелограмм
Транспортир, линейка, угол
Конкурс 4 «Все на практику».
1 задание. Нужно «на глаз» отрезать 50 см, а остальную часть разрезать на три равные части. (Учитывается точность выполнения задания).
2 задание. На столе стоят в ряд 3 пустых стакана и 3 стакана с водой. Нужно сделать так, чтобы стаканы пустой и полный чередовались. (В руки можно брать только один стакан).
Ответ: Взять второй стакан и перелить воду в предпоследний пустой стакан. Второй поставить на место.
3 задание. Говорят, что Тортила отдала золотой ключик Буратино не так просто, как рассказал А. Н. Толстой, а совсем иначе. Она вынесла 3 коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зеленая коробочка пуста», а на зеленой – «Здесь сидит змея».
Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой змея, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он – твой»
Где же лежит золотой ключик?
Ответ: Золотой ключик в зеленой коробочке. Из надписи на синей коробочке следует, что в зеленой коробочке что-то находится. Это не змея, т. к. надпись на зеленой коробочке не верна. Остается принять, что там лежит золотой ключик.
4 задание. Длина крышки парты 110 см, ширина – 50 см. Сколько пронзенных сердец можно вырезать ножичком на парте. Если на каждое отдельно взятое сердце требуется 20 см2.
Ответ: Нельзя ни одного! Школьное имущество нужно беречь!
Конкурс 5 «Комплимент».
Мальчик должен сделать комплимент девочке, используя математические термины. Например, линия плеч, овал лица и т. д.
Жюри оценивает комплимент, учитывая, с какими чувствами он сделан, насколько необычен, оригинален, и то, как девочка воспринимает комплимент.
Конкурс 6 «Не знаю, что там будет».
Участники выбирают номинацию на вопрос которой будут отвечать.
Номинация “Алгебра”
Вопрос: Что общего в словах “полином”, “полифония”, “полиглот”. Зачеркните лишние слова, оставив только одно слово, которое имеет алгебраический смысл.
Ответ: В словах “полином”, “полифония”, “полиглот” общим является сочетание “поли”- много, например, “полифония” - многоголосье и т.д. Оставить нужно слово “полином”, которое в алгебре обозначает сумму одночленов, т.е. многочлен.
Номинация “Основы философии”
Вопрос: Кому принадлежат эти строки: “Я знаю, что я ничего не знаю”.
Ответ: Сократ – древнегреческий философ (470 лет до н.э.)
Номинация “Основы информатики”
Вносится поднос, на котором находится банка кофе, инструкция по эксплуатации стиральной машины, таблетки.
Вопрос: Что может быть общего между этими предметами?
Ответ: Общее то, что на каждом из предложенных предметов есть описание, как заварить кофе, как пользоваться стиральной машиной и как принимать таблетки, т.е. указан алгоритм - набор правил, предписаний.
Номинация “Иностранный язык”
Вопрос: Произведение среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось “Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала”. Переводчик перевел все слова, слово “аль джебр” просто записал латинскими буквами. У него получилось ? Так какое слово получилось у переводчика?
Ответ: У переводчика получилось слово “алгебра”. В ХII веке первый трактат по алгебре перевели с арабского на латынь.
Номинация “Начальная школа”
Каждый знает, как трудно заучивать наизусть таблицу умножения. Между тем эту работу можно существенно облегчить, если воспользоваться одним старым способом вычислением на пальцах.
Вопрос: С помощью пальцев рук покажите таблицу умножения на девять.
Ответ: Положите обе руки рядом на стол, по порядку занумеруйте пальцы обеих рук следующим образом. Первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, а затем 3, 4 до десятого пальца, который означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять, тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения.
Конкурс 7 «Буквослов».
Участникам нужно составить как можно больше слов из слова “математика”. (2 минуты )
Закончился конкурс,
Закончилась встреча,
Настал расставания час
Мы все чуть устали,
Но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз
Подведение итогов и награждение.
15