Научно-исследовательская методическая работа по волейболу на тему Влияние занятий волейболом на развитие физических двигательных качеств старшеклассников

Управление образования администрации
муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кыштын муниципальнцй юкцнлцн администрацияса
йцзцс велцдцмцн веськцдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска
«5 №-а шцр общеобразовательнцй школа»
муниципальнцй бюджетнцй общеобразовательнцй велцданiн Усинск кар





Научно-исследовательская методическая разработка
по волейболу

Влияние занятий волейболом на развитие физических двигательных качеств старшеклассников




Учителя физической культуры:

Бургоч Игоря Дмитриевича_








Усинск
2014
Содержание
1. Введение
2. Современное состояние вопроса
2.1. Характеристика динамики проявления двигательных качеств
школьников старших классов
2.2. Влияние занятий волейболом на развитие двигательных
качеств школьников старших классов
3. Задачи, организация и методы исследования
3.1. Задачи исследования
3.2. Методы исследования
3.3. Организация исследования
4. Обсуждение результатов исследования
5. Выводы
6. Практические рекомендации
7. Приложения
8. Список литературы













1.Введение

Спортивные игры, и особенно волейбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-волейболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе волейбольного матча. Специфика этого вида спорта, характер и содержание двигательных действий, а также условия, в которых они проводятся, в значительной мере определяют уровень специальной подготовки, как отдельных игроков, так и волейбольных команд в целом.
Физическая подготовленность волейболистов во время игры сложна и разнообразна и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы, включение значительного числа различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются действия с мячом (обводка, передачи, нападение), а также перемещения по площадке в различных направлениях и различными способами (нашагивание, бег, падения) предъявляют высокие требования к уровню подготовленности каждого волейболиста, вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником.
Процесс становления мастерства волейболистов занимает длительный промежуток времени и, как известно из данных литературы, его основу составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является обеспечение физической и технической пригодности спортсмена к занятиям волейболом.
Актуальность. Многочисленные исследования позволяют говорить о том, что рост спортивного мастерства волейболистов во многом определяется уровнем скоростно-силовых качеств. Развитие этих качеств является одной из важных задач подготовки в волейболе.
Опыт спортивной практики и экспериментальные исследования по волейболу показывают, что дальнейшие повышения уровня специальной физической подготовленности высококвалифицированных волейболистов требует поиска новых, более эффективных методических путей. Совершенствование скоростно-силовой подготовленности волейболистов 15-16 лет в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов подготовки в различные периоды годичного цикла тренировки. Для этого также необходимо иметь объективные данные об уровне развития скоростно-силовых способностей, что достигается надежными и информативными тестами. Кроме того, представляет интерес выявление факторной структуры скоростно-силовой подготовленности волейболистов. Однако эти вопросы в рассмотренных нами научных трудах решены в недостаточной степени.
В этой связи решение данной проблемы является весьма актуальной в подготовке волейболистов высокого класса.
Волейбол - одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры. Особенно полезны занятия волейболом для тех, кто только начинает приобщаться к физической культуре и спорту. Играя в волейбол, занимающиеся вырабатывают глазомер, выдержку, внимание, развивают силу, быстроту, ловкость, т.е. умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности.
Развитие специальных двигательных качеств часто решается сопряженным методом, т.е. одновременно с овладением спортивной техникой (1). Вместе с тем в научно-методической литературе недостаточно обращается внимание на особенности использования волейбола как на средство физической подготовленности школьников, как на урочных занятиях, так и на внеурочных занятиях.
Цель исследования. Цель научно-методической работы заключается в совершенствовании методики организации тренировочного процесса no волейболу с целью улучшения физических показателей у учащихся старших классов.
Практическая значимость. Проведение исследования позволяет разработать и рекомендовать для применения в практике научно-обоснованных тестов для развития физических качеств волейболистов.
Объект исследования. Динамика физической подготовленности школьников 15-16 лет занимающихся волейболом.
Предмет исследования. Физическая подготовленность волейболистов в учебно-тренировочных группах и учащиеся школьников школы
Научная новизна. В работе были изучены уровни развития физических качеств у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
























2. COBPEMEHHOE СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
2.1. Характеристика динамики проявления двигательных качеств школьников.
Одной из основных задач физического воспитания является обучение школьников двигательным действиям.
Среди большого многообразия средств решения задач обучения в школе важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только ее доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств.
Важным требованием в волейболе является развитие необходимых физических качеств. Физическими или двигательными качествами принято называть качественные стороны двигательных возможностей человека, т.е. силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Уровень развития этих качеств определяется не только физическими возможностями организма, но и волевыми.
Волевые качества определяют функциональные возможности человека.
Спортивная деятельность характерна непрерывным для организма режимом поведения и организм приспособлено реагирует на него всем комплексом систем составляющих центральную нервную систему соматическую, вегетативную и психическую сферы. Соответствующие сдвиги в этих сферах находятся в определенной взаимосвязи, которая и обеспечивает эффективную деятельность организма в целом. Развитие двигательных качеств у детей школьного возраста во многом определяется функциональным созреванием таких физиологических систем организма, как дыхательная, кровообращение, система энергетического обеспечения мышечной работы и некоторых других функций организма.
В школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.
Структура физической подготовленности не может оставаться постоянной в ходе становления спортивного мастерства. Она меняется по мере изменения внешних отношений организма. Это означает, что связи между отдельными двигательными способностями изменяются по мере роста мастерства школьников и довольно существенно. Те, которые играли ведущую роль в начале учебного процесса, могут оказаться менее существенными на следующих этапах обучения и наоборот(16).
В ходе развития различных функций организма существует критические периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом, под которой понимается совокупность физических качеств, двигательных умений и навыков, этот период находится в диапазоне 7-12 лет.
В процессе воспитания физических качеств у детей школьного возраста особенно остро проявляется необходимость реализации дидактических принципов.
Воспитание физических качеств сопряжено, как правило, со значительными физическими нагрузками. Дети и подростки в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста нагрузки, учета их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относиться к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению физических качеств у детей-подростков.
Уровень физического и психического развития старшеклассников значительно выше, чем у учащихся среднего и младшего школьного возраста.
В этом возрасте завершается развитие центральной нервной системы, в частности, намного улучшается анатомическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к точному воспроизведению движений. Учащиеся 10-х - 11-х классов способны выполнить по заданиям учителя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки способны определить, из каких фаз и элементов состоят сложные движения, достаточно подробно указывать ошибки, допущенные при выполнении движения. Эти способности самостоятельного анализа двигательных действий учитель должен всемерно развивать. Обучение двигательным действиям можно строить, опираясь на знания, приобретенные учащимися на других уроках.
Значительное место в занятиях со старшеклассниками следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в частности, упражнениям на развитие точности пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, а также упражнениям на координацию. Некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, еще наблюдается в старшем школьном возрасте, у некоторых учащихся порождает неловкость, скованность движений, особенно при выполнении упражнений в полную силу. При систематическом применении упражнений на точность, координацию, расслабление мышц. Это явление предотвращается ими, в значительной мере ослабляется. Старшеклассники обладают высоко развитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. Однако у некоторых наблюдается недостаточное развитие этих способностей. Старшеклассники, боясь казаться неуклюжими и смешными, могут избегать игр, гимнастики, акробатических и других сложных упражнений.
В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей и девушек. Мышцы у них эластичные, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. Благодаря всему этому на занятиях с ними допустимы в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса. Наиболее полезны упражнения с отягощениями, выполняемые с ускорением. Они дают наибольший прирост скоростно-силовых качеств. При этом в поперечнике мышцы увеличиваются немного. Это обстоятельство очень важно для занятий с девушками, многие, опасаясь прироста мышечной массы, избегают регулярных занятий с отягощениями для развития мышц рук, ног, туловища.
Силовые упражнения обязательно надо чередовать с разнообразными упражнениями для расслабления мышц. С помощью последовательных сочетаний напряжений и расслаблений вырабатывается способность выполнять движения свободно и экономично. Важное значение имеет совершенствование гибкости тела. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 14-15 годам и в дальнейшем ее необходимо постоянно поддерживать, т.к. она может без тренировки уменьшаться.
Темпы роста выносливости к длительной силовой работе в старшем школьном возрасте, ниже, чем в среднем. Чтобы развить выносливость к статическим напряжениям, следует использовать упражнения в виде длительного удержания определенных поз. Для развития выносливости в работе длительного характера полезны многократно повторяющиеся упражнения.
Приросты показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте также менее выражены и требуют значительного объема соответствующих упражнений, чтобы указанное качество продолжало развиваться. Труднее всего развивается быстрота простых двигательных реакций ответных действий на какой-либо сигнал. Лучше развивается быстрота сложных двигательных реакций, в частности на движущийся объект, в которых основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами (глазодвигательная реакция) и реакция - выбора нахождение наилучшего способа действия. Это свойство двигательной реакции имеет большое значение в спортивных играх, где игровая ситуация постоянно меняется.
Быстрота реакции в большой степени зависит от типа нервной системы и является наследуемым качеством, но ее можно развивать во всех возрастах.*
Частота движений при локомоторных действиях (беге, плавании и т.п.) в значительной мере зависит от состояния мышц, производящих эти движения. Сократительная способность мышц в старшем школьном возрасте продолжает улучшаться, частота движений, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений может быть повышена с помощью специальных упражнений на скорость.
________________________________________________________________

* «Уроки физической культуры», под редакций Г.П.Богданова, 1992г.
В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего возрастает ударный минутный объем крови при одновременном уменьшении частоты сердечных сокращений, улучшается нервная и гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее на длительное напряжение. Система дыхания тоже совершенствуется, увеличивается периметр грудной клетки, ее экскурсия, объем легких, сильнее становятся дыхательные мышцы, улучшается регуляция дыхания, повышается утилизация кислорода организмом.
Упражнения для повышения общей и скоростной выносливости служат основой повышения физической работоспособности школьников, а косвенно также и умственной (поскольку способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают волевые качества.
Следует подчеркнуть огромную возможность этих упражнений не только для юношей, но и для девушек. Нерегулярность и недостаток упражнений на выносливость приводит к ухудшению работы сердца и любая интенсивная работа может привести к его перегрузки и болезни.
При проведении занятий по физической культуре или тренировок следует помнить, что процессы роста и развития детей все еще не закончены, несмотря на высокий уровень развития высшей нервной деятельности в этом возрасте наблюдается повышенная реактивность. В связи с этим возможны нарушения двигательной координации, затруднения в удвоении и упрочении навыков. Большая эмоциональность учащихся в состоянии с критическим восприятием указаний учителей и высказываний товарищей, приводит к горячности, склонности к спорам, у старшеклассников часто меняется настроение.
Развитие костно-мышечного аппарата, а также и связок у старшеклассников еще продолжается. Поскольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него. Например, поднятие тяжестей. Частые поднятия тяжестей могут привести к уплощению стопы.
Развитие нервной регуляции работы сердца у старшеклассников также еще окончательно не завершено, поэтому надо избегать больших нагрузок, которые могут привести к расстройству его работы. При слишком интенсивных нагрузках быстро снижается содержание кислорода в крови. Возникающая кислородная недостаточность может явиться даже причиной обморочного состояния. В этом возрасте дети часто берут слишком высокий темп. Это также влияет неблагоприятно на организм. Нужно разъяснять детям о вредности перенапряжения сил. Никогда не надо заставлять детей тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью, нагрузка, как правило, должна быть не выше 85-90% средне- соревновательной.
Половое созревание у девушек положительно сказывается на развитие двигательных способностей только тогда, когда прирост силы пропорционален приросту мышечной массы. После 14 лет у девушек сила увеличивается в меньшей степени, чем масса тела. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. В результате девушкам становится труднее, чем юношам выполнять все упражнения, требующие преодоление собственного веса. Однако эти упражнения нельзя исключать из занятий, а наоборот, надо использовать в возможно большем объеме. Следует лишь облегчать условия выполнения силовых упражнений. Кроме того нагрузки следует устанавливать по возможности индивидуально для каждой девушки, принимая во внимание массу тела девушки.
Девушкам противопоказаны упражнения, связывающие сильное внутриутробное давление и сотрясение внутренних органов, но обязательны упражнения с умеренными нагрузками для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна.
Девушки располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большие изменения пульса, но меньше повышается кровяное давление, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.
В общем, физическая подготовленность школьников слагается из показателей здоровья, физического развития двигательных навыков и качеств. Учащиеся, имеющие хорошее или среднее физическое развитие, как правило, имеют соответственно высокий или средний уровень.
По характеру физического развития среди школьников выделяются два типа равномерно растущие или с преобладанием какого-либо одного-двух размеров тела длины, массы, окружности груди. По скорости прироста размеров тела различают: замедленные, средние, ускоренно растущие. Естественно рослые гармонично развитые дети имеют преимущества при выполнении физических упражнений перед столь же гармонично развитыми, но менее высокими. Однако акселерированные юноши и девушки негармонического развития (вытянувшиеся, но узкие в груди, со слабо развитой мускулатурой) показывают худшие результаты при выполнении большинства физических упражнений, чем их сверстники среднего уровня физического развития.
Тип телосложения школьников также должен приниматься во внимание учителем физической культуры и тренером.
Для успешного решения задач урока физической культуры и тренировки, дифференцированного подхода к занимающимся, осуществления постоянной взаимосвязи физического и психического развития детей, необходимо учитывать не только физические особенности каждого, но и психологические.
При проведении упражнений по определениям нагрузки для слабых, средних и хорошо подготовленных учащихся. При этом учитель или тренер руководствуется приобретенным опытом или ориентируется на разработанные рекомендации .
Школьный возраст - самый благоприятный период для развития двигательных качеств. Естественный прирост результатов на различных ступенях обучения в школе имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

2.2. Влияние занятий волейболом на развитие физических двигательных качеств старшеклассников.
Волейбол - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейболом способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма.
Первые успехи в волейболе достигаются за счет ОФП, как следствие разрешения границ функциональных возможностей организма. На этом этапе фиксирование специальной подготовленности может иметь отрицательные последствия так как приведет к резкому несоответствию в темпах совершенствования тех или иных двигательных способностей.
Ибо двигательный аппарат - сложная биомеханическая система, о функционировании и управлении которой известно еще очень мало.
Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, базирующиеся на беге, прыжках и метаниях, применяемые в волейболе, носят естественный характер, поэтому при правильном обучении дети усваивают их совершенно легко.
Двигательная активность волейболистов, хотя и характеризуется высокой интенсивностью, почти полностью исключает высококачественные беговые нагрузки.
Все движения волейболистов носят либо ударный, либо амортизационно-точностный характер.
Для волейболиста характерно умение взаимодействовать с движущимися предметами (мячом) здесь особое значение приобретает зрительный анализатор. Правильная оценка удаленности мяча и скорости его приближения отмечает общую координацию в выполнении игровых приемов. В дальнейшем при занятиях волейболом эти качества все более совершенствуются.
Деятельность волейболиста характеризуется также сменой игровых ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной интенсивностью, что дает детям усиленно овладевать игровыми приемами.
Следует отметить, что многообразие движений при игре в волейбол является в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего периода обучения в школе или занятий в спортивной секции волейбола.
Необходимо отметить, что волейбол, органично сочетая в себе бег, прыжки и метания, является хорошим средством физической подготовленности.
Волейбол, как и другие спортивные игры развивает у детей умение выполнять сложные по координации двигательные акты, умение действовать максимально целесообразно в соответствии с внезапно изменяющимися условиями и задачами по овладению ловкостью.
Особое место в организации двигательной деятельности волейболиста занимает экстраполяция, когда на основе центральных компонентов двигательного навыка, путем экстраполирования создаются программы действий для решения новых двигательных задач, возникающих в игре. Причем экстраполяция может осуществляться как сознательно так и автоматизировано.
Занятия волейболом учат соразмерить свои движения с полетом мяча, что способствует выработке хорошего глазомера. Умение ориентироваться на поле связано с развитием периферического зрения и способности произвольно сосредотачивать, переключать и распределять внимание. Постоянная смена игровых ситуаций, внезапные переходы от защиты к нападению и обратно совершенствуют быстроту зрительно-двигательных реакций и развивают тактическое умение у играющих.
Ha организм занимающихся волейболом наиболее разносторонне воздействуют упражнения скоростно-силового характера. Упражнения на силу и особенно на выносливость оказывают менее широкое воздействие.
Следует учитывать, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть доступны лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитывать физические качества необходимо так, чтобы они были гармонично развиты в необходимом соотношении, зависящем от особенностей избранной деятельности. Для развития необходимых физических качеств в основном подбираются ациклические упражнения, выполняемые в сочетании с различными приемами игровой техники.
Ha занятиях специальной физической подготовкой решаются весьма разнообразные задачи: развиваются физические качества, совершенствуются сложные двигательные навыки и игровые приемы.
Основные двигательные действия волейболистов это быстрые перемещения, прыжки, падения.
Выполнения их связаны с определенным риском и требует от игрока смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игроков исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.
Почти все действия волейболистов происходят на основе зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложившихся условиях - важнейшие качества волейболистов. Это предъявляет весьма высокие требования к объему поля зрения игроков и точности их глазомера.
Анализ действия волейболистов показал, что игровые навыки настолько высоко автоматизированы, что те действия, которые казалось, бы должны были строиться по типу сложной реакции, строятся по типу простой. Внезапность точность действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой скоростью полета мяча.
Под влиянием тренировки у игроков до минимума сводятся такие составные части латентного периода реакции, как момент различия, узнавания и особенно выбора действий, за счет выработки соответствующего динамического стереотипа.
Ho в волейболе нельзя довериться только одной быстроте реакции. Совершенствуя, необходимо вырабатывать умения предвидеть возможные игровые моменты.
Игра в волейбол требует от каждого занимающегося максимальной скорости реагирования. Следовательно, деятельность волейболиста связана с готовностью выполнения отдельных действий в условиях острого дефицита времени.
Для развития быстроты реакции необходимо выполнять большое количество скоростных упражнений, требующих быстрого перемещения с одного действия на другое, упражнений с различными неожиданными и не логическими продолжениями, упражнений, в которых надо сокращать расстояние, увеличивать скорость.
Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке, все это вызывает сдвиги вестибулярного аппарата.
В связи с тем, что в волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от которой зависит эффективность выполнения технических приемов, нужно применять широкий комплекс упражнений, направленных на развитие силы мышц и скорости их сокращения.







3. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Задачи исследования.
Исходя из анализа доступной нам литературы, мы поставили следующие задачи:
1. Изучить уровень развития физических качеств у учащихся старших классов общеобразовательной школы (15-16 лет).
2. Разработать методы контроля физической подготовленности учащихся.
3. Экспериментально обосновать методику использования секционных занятий по волейболу для совершенствования физических качеств учащихся общеобразовательной школы.
3.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
3.2.1. Анализ и обобщение литературных данных.
В процессе работы изучалась методическая литература по волейболу, литература по педагогической, общей и спортивной психологии, а также по методам исследования в указанных дисциплинах и смежных науках с помощью контект-анализа. Это позволило более точно определить цель работы, поставить конкретные задачи и интерпретировать полученные данные.
3.2.2. Педагогические наблюдения за динамикой школьников занимающихся волейболом.
С целью всестороннего изучения соревновательной деятельности школьников с позиций анализа и оценки ее сторон, особенностей спортивной борьбы проводились педагогические наблюдения, в которых учитывались особенности физической подготовленности действий волейболистов. Эффективность подготовки волейболистов должна регулярно проверяться по контрольным показателям модельных характеристик соревновательной деятельности. Эти показатели педагогические ориентиры, рычаги педагогического воздействия на спортсменов и средство их самоконтроля.
Скоростные качества оценивались по тесту бег на 60м. Бег проводился с высокого старта по дорожке, покрытой резиной. Результаты фиксировались по секундомеру. Испытуемые пробегали дистанцию по двое.
Для определения прыгучести испытуемых использовались следующие тесты: прыжок вверх по В.М.Абалакову, позволяет измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двух ног. Отталкивание и приземление не должны выходить за пределы квадрата 50х50см. Минимальное число попыток - две. Засчитывался лучший результат. При проведении испытания соблюдаются единые правила (руки на поясе или взмахом руками, исходное положение - стоя на всей ступне и т.д.).
Тестирование в метании проводились теннисным мячом, вес которого был равен 240 гр. Метание проводилось с места. Испытуемым давалось по 3 попытки. Из трех пробных бросков высчитывался средний результат.
Выносливость определялась по пробе Рудье-Диксона. Измерялся пульс в покое до физической нагрузки в положении лежа на спине. Результат фиксировался. Затем измерялся пульс после нагрузки. Полученные данные обрабатывались математическим путем.
3.2.3. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований в течение 2013/2014 учебного года. В состав экспериментальной группы входили учащиеся МБОУ «СОШ №5» 15-16 лет (юноши и девушки).
Экспериментальное обследование проводилось по параметрам, обеспечивающим динамику физической подготовленности волейболистов 15-16 лет
сенсомоторным, индивидуально-психологическим и специальным спортивно-
психологическим.
3.2.4. Математическая обработка полученных данных. Обработка результатов исследования осуществлялась с применением методов математической статистики. Рассчитывались основные статистические параметры: среднее арифметическое значение (х);
среднеквадратическое отклонение ; достоверность различий средних арифметических (р).
3.3. Организация исследования
Исследования проводились в период 2013-2014 учебного года. В исследовании приняло участие 40 школьников. Работа включала в себя 3 этапа. Первый этап проводился в начале эксперимента 9.09.13г., второй через 4 месяца 9.12.13г., 3 этап проводился через 9 месяцев 20.05.2014г. Эксперименты проводились на базе школы №5. В эксперименте участвовали юноши и девушки. В течении этого времени в экспериментальной группах проводились занятия по волейболу по программе первого и второго года обучения. Дети занимались 2 раза в неделю по полтора, два часа в день.
В экспериментальных группах изучались стойки, перемещения, верхняя и нижняя передачи мяча двумя руками, верхняя прямая подача, принимались следующие средства физической подготовки:
- прыжки с пола через гимнастическую скамейку;
-прыжки в «глубину» с тумбы высотой 30 см c последующим выпрыгиванием вверх, легкоатлетические упражнения для развития быстроты, координации движений выносливости, упражнения на атлетических тренажерах.
Работа с контрольными группами проводились на уроках физической культуры по программе общеобразовательной школы. Для развития двигательных качеств в контрольных группах использовались те же средства и методы физического воспитания, что и в экспериментальных группах, но только на уроках физической культуры два раза в неделю.







4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ


Анализ полученных результатов исследования показывает, что занятия волейболом с юношами и девушками в возрасте 15-16 лет (10-11 кл) благоприятно влияют на развитие физических качеств подростков. Экспериментальные данные, полученные в ходе практических исследований выявил, что у подростков существенно улучшаются показатели быстроты реакции, скорости, координации движений, выносливости прыгучести. Причем в экспериментальных группах динамика этих качеств идет интенсивнее, чем в контрольных группах.
В таблице №1 представлены данные изменения физических качеств по тестам (бега на 60м с высокого старта, метание теннисного мяча, прыжка в высоту по Абалакову и оценка выносливости пробы Руфье-Диксона), в экспериментальной и контрольной группах мальчиков в ходе всего эксперимента.
Таблица 1: Динамика показателей физического подготовленности мальчиков
Группа

Номер экспер. и дата его проведения

Бег на 60м с высокого старта

Метание теннисного мяча

Прыжок в высоту с места

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


Экспер.

I 9.09.13 II 9.12.13 III 20.05.14

9,55 - 8,9 - 8,5

37- 38,7- 39,3

43,4 – 46 - 48.7

7,8 - 7,0 - 5,2


Контр.

I 9.09.13 II 9.12.13 III 20.05.14

9,49 - 9,2 - 8,7

38,6 - 39- 39.9

40,3 - 41,3 - 41.6

6,3 - 6,1 - 5,8



В таблице №2 представлена динамика изменения физических качеств в экспериментальной и контрольной группах девочек за эти же периоды.







Таблица 2: Динамика показателей физической подготовленности девушек
Группа

Номер и дата проведения

Бег на 60м с высокого старта

Метание теннисного мяча

Прыжок в высоту с места

Оценка вы-носливости проба Руфье-Диксона


Экспер.

I 9.09.13 II 9.12.13 III 20.05.14

10,46 9,7 9,3

26,4 29,4 29,4

39,5 41
42.2

6,1 7,0 5,1


Контр.

I 9.09.13 II 9.12.13 III 20.05.14

10,5 9,9 9,9

28,4 29,3 29,2

39,6 39.8 39,8

5,9
5,7 5,4



Бег на 60 м с высокого старта в начале эксперимента у мальчиков в среднем составляет в экспериментальной группе 9,55 сек., в контрольной группе 9,49.
В контрольной группе этот показатель на 0,14 сек. лучше, чем в экспериментальной группе, что достоверно не значительно для таких исследований. Через 4 месяца занятий эти показатели соответственно улучшились в экспериментальной группе на 0,65 сек., с 9,55 до 8,9 секунды прирост составил к концу эксперимента 6,8%, а в контрольной группе на 0,29 сек. с 9,49 до 9,2 сек. - 3,6%. Через 9 месяцев занятий в экспериментальной группе эти показатели стали равны 8,5 сек. или 11%. В контрольной группе - 8,7 сек., разница результатов составила - 0,79 секунд или 8,9 %. Причем в первые 4 месяца занятий средний показатель интенсивнее в экспериментальной группы, чем в последующие 6 месяцев: в экспериментальной 0,65 сек и 0,4 сек. А в контрольной группе наоборот: в первой половине эксперимента на 0,29 секунд, во второй на 0,5 секунд.
Эту неравномерность результатов в равные периоды контроля можно объяснить тем, что на тренировках в экспериментальной группе регулярно использовались средства развития быстроты, а в контрольной группе в связи со специфичностью школьной программы эта цель достигалась не на каждом уроке. И на тренировках по волейболу развитию физических качеств в группе начальной подготовки первого года обучения уделялось больше времени, чем в школьном уроке.
Результаты метания теннисного мяча на дальность в экспериментальной группе 38,6 м. В контрольной группе средний результат был на 1,6м. На втором этапе тестирования соответственно увеличились.
В экспериментальной группе до 38,7м прирост с исходной составил 1,7м.
В контрольной группе до 39м прирост составил 0,4м.
На третьем этапе тестирования наблюдается продолжения прироста результатов.
В экспериментальной группе до 39,3м разница с исходным результатом составила 2,3м.
В контрольной группе до 39,9м разница с исходным результатом составила 1,3м.
В контрольной группе результат в конце эксперимента выше на 0,6м, чем у экспериментальной. Но если сравнивать разницу прироста результатов в начале и в конце эксперимента, то видно, что развитие детей, занимающихся в секции волейбола, интенсивнее, чем у детей, занимающихся на уроках физической культуры в школе (2,3м 1,3м).

Таблица 3: Прирост динамики показателей физической подготовки
мальчиков
Группа

Номер и дата

Бег на 60м %

Метание теннисного мяча %

Прыжок в высоту
%

Оценка
%


Экспер.

I 19.12.13 II 20.05.14

6,8 1.7

4,6 6,2

6,6
12.2

10,3 33,3


Контр.

I 19.12.13 II 20.05.14

3,6 8,3

1
3,4

2,5 3,2

3.2 7.9





Таблица №4: Прирост динамики физической подготовки девушек в экспериментальной группе

Группа

Номер и дата

Бег на б0м

Метание теннисного мяча

Прыжок в высоту

Оценка


Экспер.

I 19.12.13 II 20.05.14

7,3 11,1

11.4 11,4

3,8 6,8

13.3
37


Контр.

I 19.12.13 II 20.05.14

5,7 0

3,2 6,0

0,5 0,5

3.4 8.5



Как видно из таблицы 3 прирост no данному показателю составил в экспериментальной и контрольной группе соответственно 6,2% и 3,4%. Очевидно, незначительный прирост показателя, характеризующего скоростно-силовые качества у юношей в этом возрасте, связан с особенностью развития организма. Как известно из научно-методической литературы, этот период характеризуется незавершенностью развития, что влияет на проявление скоростно-силовых возможностей.
Средний показатель высоты с места в экспериментальной группе составил 43,4см, в контрольной 40,3 см.
На втором этапе эксперимента прирост результата в экспериментальной группе составил 2,6 см (с 43,4 см до 46 см) в контрольной группе наблюдается наоборот спад в результатах в прыжках в высоту с 40,3см до 38,4 см. На третьем этапе тестирования результаты равнялись:
- в экспериментальной группе 48,7 см, разница с исходными данными составила 5,3 см;
- в контрольной группе 41,5 см, разница с исходной равна 1,2см.
Из этих данных видно, что в экспериментальной группе развитие прыгучести было быстрее, чем в контрольной. Это можно объяснить специфичностью волейбола. Высокий прыжок волейболисту так же необходим, как хорошая координация. Что в повседневной жизни людям, не занимающихся волейболом, не обязательно. Поэтому у учащихся общеобразовательной школы, не занимающихся в секциях волейбола, развитие этого качества идет более медленно.
Выносливость в ходе эксперимента развивалась в экспериментальной группе с 8 условных единиц в начале эксперимента до 4,8 условных единиц в конце. Разница составила 3,2.
В контрольной группе прирост составил с 6,3 до 5,8. Разница составила 0,5.
Как видно из таблицы 3, тестовый показатель выносливости улучшился в экспериментальной группе на 33,3%. Из научно-методической литературы известно, что этот возрастной период у юношей характеризуется значительным усилием морфо-функциональных возможностей организма, что способствует развитию выносливости.
Наблюдения, проведенные за этот же период в группах девушек показали следующую динамику развития физических качеств. Так, например, в тесте на скорость «бег на 60м» в экспериментальной группе средне групповой результат был равен 10,46см, в контрольной группе - 10,50 сек. Через 4 месяца занятий прирост результатов в экспериментальной группе составил 7,3%, в контрольной 5,7%, разница равна 1,6% (таблица 2, 4). В конце эксперимента в экспериментальной группе прирост составил 11,1%, в контрольной так и остался на 5,7%.
Результат метания теннисного мяча в экспериментальной группе в начале эксперимента составил 26,4м., в конце эксперимента прирост составил 11,4%, в контрольной группе в начале эксперимента результат был равен 28,4м в конце эксперимента прирост составил 2,8%.
Прыжок в высоту с места в экспериментальной группе равнялся 39,5 см, в конце эксперимента прирост составил 6,8%, в контрольной группе в начале эксперимента был равен 39,6 см, в конце прирост составил 0,5%.
Оценка выносливости в экспериментальной группе равнялась 8,1, прирост в конце составил 37%.
В контрольной группе эти результаты соответственно равнялись 5,9 и прирост составил 8,5%.
Из этих данных видно, что прирост результатов в беге на 60м в экспериментальных группах юношей составил 11%, у девушек 11,1%. Это можно обосновать тем, что под действием спортивной тренировки развитие быстроты в 15-16 лет идет равномерно у юношей и у девушек, что соответствует физиологическим возможностям в этом возрасте.
Прирост результатов у ·юношей в тесте на метание составил 6,2%, у девушек 11,4%. В тесте «Прыжок в высоту с места» у юношей результат увеличился на 12,2%, у девушек на 6,8%.
Оценка выносливости: у юношей прирост шел медленнее, чем у девушек (33,3% и 37%). Это можно объяснить тем, что у девушек и упражнения для развития выносливости оказывают на организм более благоприятное влияние. У юношей этот процесс еще не закончен. Поэтому развитие выносливости у них идет медленнее.
Все это говорит о том, что динамика развития физических качеств школьников 10-11 классов, занимающихся в секции волейбола в экспериментальных группах, как у мальчиков, так и у девочек идет интенсивнее, чем у их сверстников, занимающихся только на уроках физкультуры.
Таким образом, в ходе проведенных исследований выявлено важное значение использования специализированных занятий спортом в период формирования морфофункционального анализа школьников старших классов.
Анализ научно-исследовательской литературы и фактического материала настоящих исследований показывает, что развитие физических качеств протекает по определенной закономерности.
Так, например, для старшеклассников обоего пола характерен значительный прирост показателя выносливости в условиях специфических физических нагрузок. Прирост результатов составляет у юношей 33,3%, у девушек 37%. В то же время по показателям скорости (тест: бег на 60м), взрывной силы (тест при метании мяча и прыжок в высоту) у юношей прирост составил 11 %, 6,2%, 12,2%, у девушек 11,1%, 11,4%, 6,8%.
Таким образом, этот возрастной период весьма чувствителен к влиянию физических нагрузок.
Выносливость играет весьма важную роль в формировании жизненно важных функциональных систем, обеспечивающих энергопотребности организма.
Развитие выносливости, средствами физической культуры и спорта, улучшает морфофункциональное состояние организма.
В то же время все это в целом позволяет заключить о чувствительности организма старших школьников к физическим нагрузкам, направленным на развитие выносливости. И в этой связи, очень важное значение имеет оптимальное использование, в частности, волейбола, для развития выносливости, a также и для других качеств.





















5. ВЫВОДЫ
5.1. Анализ научно-методической литературы (обобщение передового практического опыта проведения школьных уроков физической культуры и современных тенденций развития системы физического воспитания свидетельствует, что для эффективной организации физического воспитания школьников целесообразно учитывать следующие положения:
- процесс развития основных физических данных школьников старшей возрастной группы протекает гетерохронно;
- в условиях специальных физических нагрузок интенсивность прироста показателей силы выносливости, скорости не зависит от половых особенностей старших школьников.
5.2. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что использование физических нагрузок на уровне требований программы для первого и второго года обучения по волейболу в физической подготовке старшеклассников эффективно влияет на интенсивность развития основных физических качеств. Выявлено, что тестовый показатель скоростных качеств у девочек улучшается на 11,1 %, у мальчиков на 11,0%, тестовый показатель скоростно-силовых качеств улучшается соответственно на 11,4% и 6,2%. Особенно эффективно развивается в экспериментальных условиях выносливость. Так, например, через 9 месяцев занятий этот показатель улучшается у девочек и мальчиков соответственно на 37,0% и 33,3%.
5.3. Занятия волейболом способствуют совершенствованию функциональной деятельности мышечного аппарата сердечнососудистой, дыхательной систем, снижению умственной утомленности.
5.4. Для контроля за динамикой физической подготовленности целесообразно использование следующих тестов; бег на 60м с высокого старта, метание теннисного мяча, прыжок в высоту с места, проба Руффье-Диксона.


6. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для эффективного развития специальных физических качеств необходимо использовать наиболее благоприятные онтогенетические периоды. Полученные результаты позволяют предположить, что в этой возрастной группе наиболее целесообразно будет использовать комплексы упражнений для развития специальной выносливости, так как именно показатели выносливости имеют наибольший прирост в %. Однако при подборе упражнений необходимо учитывать, что волейболисты – девушки реагируют на нагрузку более лабильно, что проявляется в большом приросте положительной динамики.
Для контроля за динамикой физической подготовленности целесообразно использовать следующие тесты:
- бег 60 м с высокого старта, челночный бег
- метание теннисных и набивных мячей;
- прыжок в высоту с места.


















7.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Исходный уровень физической подготовленности мальчиков
экспериментальной группы 9.09.13г.
№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места (см)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Водяха Е.

9,91

36

40

8


2.

Григорян А.

9,86

34

38

8


3.

Виноградов И.



9,02

39

42

8


4.

Зубок Р.

9,05

38

47

7


5.

Романов А.

9,64

39

49

8


6.

Сычёв Д
9,90

35

37

10


7.

Радионов Г.

8,84

42

54

6


8.

Карпов А.

9,51

39

48

7


9.

Мишарин А.

10,00

34

35

9


10.

Ирушкин А.

9,73

38

44

7




Х сред

=9,55

=37

=43,3

=7,3




13 EMBED Equation.3 1415

0,41

2,6

6,07

1,09




р

>0,05

^0,05




















Приложение№2

Исходный уровень физической подготовленности девочек
экспериментальной группы 9.09.13г.

№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места (см)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Лаврентьева

11,67

25

39

8


2.

Филиппова Ю.

11,50

28

38

б


3;

Коваленко А.

10,95

15

42

7


4.

Прокопенко А.

9,72

28

40

10


5.

Мирошниченко А.

9,62

29

42

8


6.

Орлова Е.

9,48

27

41

8


7.

Бобкова Ю.

10,17

30

38

8


8.

Батенкова Е.

9,96

29

40

10


9.

Климкина Д.

10,11

28

38

8


10.

Терентьева А.

11,52

25

37

8




Х сред

= 10,46

=26,4

=39,5

=8,1




13 EMBED Equation.3 1415

0,8

4,26

1,7

1,19




р




















Приложение №3
Исходный уровень физической подготовленности мальчиков
в контрольной группе 9.09.13г.
№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту места
(CM)

Оценка выносливости проба Руфье- Диксона


1.

Буляков А.

9,92

38

42

9


2.

Величко Г.

8,43

36

49

8


3.

Табанаков И.

8,94

38

46

б


4.

Чистов М.

10,29

40

39

9


5.

Уляшов Н.
9,94

34

39

3


6.

Любитов Ю.

8,42

32

37

5


7;

Драчёв Н.
8,76

42

41

8


8.

Сергета Д.

8,54

47

44

5


9.

Пичко К.
9,02

38

36

6


10.

Яшин Д.
10,57

41

40

4




Х сред

=9,49

=38

=41

=6




13 EMBED Equation.3 1415

0,8

4,2

3

3




p

>+0,5

^0,05

0.5

>0.05
















Приложение №4
Исходный уровень физической подготовки группы девочек 9.09.13г.
№ п/п

Фамилия, имя
.

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в
высоту с места (см)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Лысак О.

10,64

30

40

4


2.

Хисамова А.

11,60

29

40

7


3.

Мухамедова Д. Динара

14,46

29

37

5


4.

Табунщик М

10,93

25

35

5


5.

Мухамешенова Д.

10,32

27

42

б


6.

Иванова Я.

10,50

25

40

б


7.

Корякина М.

9,60

31

47

9


8.

Мисетова А.

9,87

34

49

7


9.

Манькова Ю.

10,02

26

41

5


10.

. Ципилёва А
i

10,10

28

27

5




Х сред

=10,5

=28

=40

=6




13 EMBED Equation.3 1415

1.43

2,4

6,1

1,4




Р

























Приложение№5
Динамика физической подготовленности мальчиков экспериментальной группы через 4 месяца занятий
№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места
(CM)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Водяха Е.

8,70

37

42

9


2.

Григорян А.

8,92

33

39

7


3.

Виноградов И.

8,00

40

44

8


4.

Зубок Р.

8,00

39

48

5


5.

Романов А
8,30

41

52

9


6.

Радионов Г
9,72

37

40

10


7.

Сычёв Д.
7,93

44

58

3


8.

Карпов А.

9,04

41

51

6


9.

Мишарин А.

9,52

35

39

8


10.

Ирушкин А.

9,06

40

47

4




Хсред

-8,9

=39

=46

=7,0




Процентный показатель

7,8

4.6

6,2

11,3




13 EMBED Equation.3 1415

0,7

3,2

6

2,3




p






















Приложение №6
Динамика физической подготовки девочек экспериментальной группы через
4 месяца занятий
№ п/п

Фамилия, имя


Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места (см)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Лаврентьева

10,12

28

40

6


2.

Филиппова Ю.

10,22

29

39

6


3.

Коваленко А.




























10,00

24

44

8


4.

Прокопенко А.

9,03

32

43

7


5.

Мирошниченко А
8,96

30

43

6


6.

Орлова Е
8,90

28

41

7


7.

Бобкова Ю
9,37

30

40

8


&.

Батенкова Е.
8,90

30

42

9


9.

Климкина Д.

9,85

29

39

7


10.

Терентьева А.

10,96

24

39

6




Х сред

=9.7

=29

=41,0

-7,0




Процентный прирост

7.3

11,4

3,8

13,6




13 EMBED Equation.3 1415

0,7

3

1,8

1,05




р






















Приложение №7
Динамика физической подготовки мальчиков контрольной группы
через 4 месяца занятий
№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча
(N)

Прыжок в высоту с места (см)

Оценка выносливости проба Руфье· Диксона


1.

Буляков А
9,91

37

42

8


2.

Величко Г
8,44

36

49

6


3.

Табанаков И.

8,85

41

48

б


4.

Чистов М.

9,51

42

40

9


5.

Уляшов Н.
9,90

34

38

3


6.

Любитов Ю.

8,34

34

38

5


7.

Драчёв Н.
8,60

45

42

7


8.

Сергета Д.
8,50

45

45

5


9.

Пичко К.
9,02

35

36

6


10.

Яшин Д.
11,0

41

38

45




Х сред

=9,25

=39

=42

=6




Процентный показатель

3,1

1.1

0,03

3.2




13 EMBED Equation.3 1415

0,8

4.3

4,4

1,05




p






















Приложение №8
Динамика физической подготовки мальчиков контрольной группы
через 4 месяца занятий

№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места
(CM)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Лысак О.


10,6

30

40

4


2.

Хисамова А.
10,82

30

40

7


3.

Мухамедова Д

10,91

30

35

4


4.

Табунщик М

10,82

25

36

5


5.
i

Мухамешенова Д
9,95

30

42

5


6'.

Иванова Я.

9,14

28

40

6


7.

Корякина М.

9,00

31

47

9


8.

Мисетова А.
.

9,96

33

49

7


9.

Манькова А.
10,02

28

40

5


10.

Ципилёва А.

10,15

28

30

5




Х сред

=9,9

=29

=49

=6




Процентный показатель

0.4

3.16

23.1

3.4




13 EMBED Equation.3 1415

0.7

2.1

9.3

1.5




Р





















Приложение №9
Динамика физической подготовки экспериментальной группы
через 9 месяцев занятий
№ п/п

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места
(CM)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Водяха Е.

8,24

37

4<

6


2.

Григорян А.

8,0

35

44

б


3.

Виноградов И.

8,0

40

49

4


4.

Зубок Р.

7,93

40

49

9


5.

Романов А
8,42

37

54

7


6.

Радионов Г
9,72

44

42

4


7.

Сычёв Д
7,41

42

59

4


8.

Карпов А.

9,01

41

52

6


9.

Мишарин А
9,50

35

39

6


10.

Ирушкин А.

8,68

42

51

3




Х сред

=8,5

=39

=49

-5,1




Процентный показатель

4.7

1,2

5,9

35,8




13 EMBED Equation.3 1415

0,73

3,1

5JI

1,8




Р






















Приложение №10
Динамика физической подготовки у девочек экспериментальной группы
через 9 месяцев занятий
№ п/п


Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места (см)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Лаврентьева А.

10,0

28

40

4


2.

Филиппова Ю.

10,15

29

40

3


3.

Коваленко А.

9,96

29

46

5


4.

Прокопенко А.

9,0

33

45

б


5,

Мирошниченко А

i

8,54

30

44

5


6.

Орлова Е
8,72

30

44

б


7.

Бобкова Ю
9,0

30

41

4


8.

Батенкова Е.
8,12

31

41

7


9,

Климкина Д.

9,9

28

40

7


10.

Терентьева А.

10,0

26

40

4




Х сред

=9,3

=29

=42

=5




Процентный прирост

42

0,1

43,3

28,1




13 EMBED Equation.3 1415

0,8

1,8

2,3

1,2




p






















Приложение №11
Результаты контрольных испытаний мальчиков контрольной группы
через 9 месяцев
№ п/п


Фамилия, имя


Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча
(м)

Прыжок в высоту с места
(CM)

Оценка выносливости проба Руфье-Диксона


1.

Буляков А
. 9,05

40

42

7


2.

Величко Г

8,0

37

47

8


3.

Табанаков И.

8,32

42

48

9


4,

Чистов М.

9,50

42

46

3


5,

Уляшов Н.
9,52

36

40

5


6;

Любитов Ю.

8,0

34

38

6


7.

Драчёв Н.
8,0

47

40

5


8.

Сергета Д.

8,38

45

44

5


9:

Пичко К.
8,75

36

36

6


10.

Яшин Д.
9,94

40

36

4




Х сред

=9,9

=39,1

=40

=5,5




Процентный прирост

0,1

9,9

9,9

3,8




13 EMBED Equation.3 1415

1,4

4.2

4.7

1,8




Р






















Приложение №12
Результаты контрольных испытаний физической подготовки девочек контрольной группы через 9 месяцев
№ п/л

Фамилия, имя

Бег на 60м с высокого старта (сек)

Метание теннисного мяча (м)

Прыжок в высоту с места
(CM)

Оценка выносливости проба Руфье- Диксона


1.

Лысак О.
10,54

29

40

4


2.

Хисамова А.
10,50

30

39

б


3,.

Мухамедова Д

10,76

30

36

5


4.

Табунщик М

10,80

25

36

5


5.

Мухамешенова Д
9,60

27

42

4


6.

Иванова Я.

9,0

30

40

6


7.

Корякина М.

9,0

32

47

8


8.

Мисетова А..

8,90

32

47

7


9.

Манькова А.
10,05

30

42

4


10.

Ципилёва А
10,15

27

30

5




Х сред

=9,9

=29

=39

=5




Процентный показатель

0,1

9,9

9,9

3.8




13 EMBED Equation.3 1415

0,8

20

5,2

1,4




р





















8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Ахеров А.К. Волейбол для начинающих. Минск. 1985г.
2.Айриянц М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990г.
3.Айриянц А. Спортивные игры. М., ГЦОЛИФК. 1985г.
4. Беляев А.В. Методика воспитания ф.к. волейболистов. М., 1990г.
5. Бабушкин В.3. Подготовка юных волейболистов. Киев. Здоровье. 1985г.
6. Бабушкин В.3. Учет психологических показателей при определении игровой специализации баскетболисток// В сб. Научно-методические основы подготовки баскетболистов. М., 1986г.
7. Бабушкин В.3. Специализация в спортивных играх. Киев, Здоровье. 1991г.
8. Баскетбол: Поурочная программа для ДЮСШ. - М., 1996г.
9. Боженар В.А., Корягин В.М. Оптимизация для системы подготовки спортивных резервов в баскетболе// Научно-спортивный вестник. 1994г.
10.Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием. М., 1982г.
11.Баранов И.Г. Механографический метод изучения прыгучести. М., Теория и практика ФК.№1, 1965г.
12.Ботагариев Т.Б. Особенности скоростно-силовой подготовленности высококвалифицированных баскетболисток разных игровых амплуа; Автореф. дис. к.п.н.. М., 1990г.
13.Ботагариев Т.Б. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (нормативная часть). М., Советский спорт, 1989г.
14.Бриль М.С. Основные принципы исследования отбора в спорт. //Проблема юношеского спорта: М., 1973г.
15.Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М., ФиС, 1984г. 16.Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы. М., 1985г.
17.Гераськин А.А. Методика развития быстроты и точности игровых действий квалифицированных волейболистов. Омск, 1984г.
18.Григорьев Г.Н. Исследование факторов, определяющих эффективность начальной подготовки юных баскетболистов. Ленинград, 1976г.
19.Дукальская А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов. Ростов-на-Дону, 1993г.
20.Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. М., ФиС, 1979г.
21.Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных
резервов в игровых видах спорта. М., 1981г.
22.3уоза А. Влияние целенаправленных уроков физической культуры с элементами волейбола на повышение уровня физической подготовки младших школьников. Минск, 1989г.
23.Ивойлов А.В. Очерки по биомеханике и методике тренировки. М., ФиС, 1981г.
24.Кондак А.Н. Развитие прыжковой выносливости у волейболисток на основе моделирования ответных реакций организма. Киев, 1987г.
25.Комис Атхам. Контроль физической подготовки гандболистов различного игрового амплуа в учебно-тренировочных группах ДЮСШ. М., 1999г.
26.Керанский А.Р. Юный волейболист. М., 1983г.
27.Клещев В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., Советская Россия, 1985г.
28.Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., Советская Россия. 1985г.
29.Лемейко В.Ф. Динамика развития прыгучести у детей школьного возраста и ее значение в физическом воспитании. М., 1974г.
30.Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. М., Просвещение, 1989г.
31.Меньшиков А.Г. Спортивные игры. М., 1990г.
32.Нарамиев A.M. Факторная структура и методика совершенствования
скоростно-силовой подготовленности волейболистов. М., 1987г.
33.0рлова Д.М. Педагогический контроль за подготовкой юных баскетболистов 16-17 лет. М., 1986г.
34.Перельман Н.Р. Специальная физическая подготовка волейболистов. М., ФиС. 1989г.
35.Сатин А.Б. Физическая подготовка квалифицированных волейболистов в годичном цикле. РГАФК, М., 1987г.
36.Сергеев Э.А. Исследование методов отбора юных волейболистов и прогнозирование роста их спортивных достижений. М·, 1989г.
37.Фомин Е.Ф. Спортивные игры. М., №5,1979г.
38.Фидлер М. Волейбол, ФиС, 1982г.
39.Фурманов А.Г. Юный волейболист. М., ФиС, 1989г.
40.Филин В.П. Воспитание физической культуры у юных спортсменов. М., ФиС, 1990г.
41.Милен Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. М., Просвещение, 1989г.
42.Шерстнев С.Ю. Повышение специальной выносливости игровой деятельности высококвалифицированных волейболистов. М., 1994г.












13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 14815




Root Entry