Особенности межличностных отношений младших школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140005, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 118
тел./факс. 503-62-11e-mail: mousoshn6@rambler.ru web: http://s6.lubertsy.mosreg.fcior.edu.ru
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выступление на педагогическом совете
протокол № __ от 05 декабря 2016г.
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Егоровой Ольги Викторовны
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. В школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость – оценками, спортивные успехи – определенными разрядами.
Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.
Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим количеством сверстников;
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии сотрудничества;
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.
Дети, получившие малое количество симпатий и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.
Школьники, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для первоклассников наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классовому активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план. Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудно исправимое. Кто и почему становятся изгоями? Изгоями в классе, в коллективе, в обществе?
Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все. Что может не понравится или семь причин стать изгоем:
Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки).
Проявления энуреза, энкопореза (недержание).
Тихость и бесконфликтность, не в состоянии за себя постоять.
Чрезмерно опекаемый мамочкой и шумными бабушками ребенок.
Часто пропускающий школу.
В начальной школе - слабо успевающий, в средней и выпускных классах с точностью до наоборот - отличник, «ботаник».
Ябеда, стукач.
Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и поставить себя в новом коллективе. Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».
Как можно заподозрить учителю и родителям, что ребенок — изгой?
Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.
Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.
Радуется, если заболел.
Не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашние задания. Или ни в какую не хочет никому звонить.
Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.
Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.
Приходит из школы взвинченным, нервным.
Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».
Даже если ребенок аккуратен, пропадают и быстро портятся вещи.
Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой. Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале. Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.
Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо. Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Однако я наблюдала, как зачинщиками становились и вполне благополучные ребята. Они были настолько уверены в своем превосходстве, что считали себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция детей во многом объяснялась позицией их родителей, которые полагали, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. В личной беседе со мной эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы проливает). Они активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата (действительно, пострадавшие часто провоцируют недоброжелательное к себе отношение).Итак, инициаторами травли могут стать:- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих" (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);- эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;- максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).Зачинщиков, как правило, отличает высокая самооценка и высокий уровень притязания,стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания, стремление добиться справедливости.Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно. Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса. В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки). В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства. И наконец, небольшой процент преследователей таким образом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:- Не самостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.- Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).- Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).- Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).- Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения.- Неуверенны в себе, очень дорожат "дружбой", оказанным доверием со стороны лидеров класса.- Трусливы и озлоблены. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими. О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Как избежать подобного рода проблем в классном коллективе?
(из опыта работы)
Обзывания. (Не поддаваться на провокацию, отговориться «Приятно познакомиться. А меня зовут…» или «Кто так обзывается, тот сам так называется»)
Вот основные причины обзывания детьми друг друга: Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника). Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих):- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);- провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);- шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих);- самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию).
Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).
Национальное неприятие. (Сказка «Три котёнка», выдающиеся люди разной национальности, литературные произведения разных народов)
Любимчики и отличники. (Не должны избегать заслуженного наказания за проступок – недостойное поведение или неподготовленное задание)
Неуспевающие (Выделять любую успешность. Похлопать за успешный ответ, вывесить спортивную грамоту, дать поручение, с которым сможет справиться).
Новенький (попросить детей помочь познакомиться со школой).
Безынициативный ребёнок (давать разовые поручения – набрать воды, собрать тетради, помыть доску).
Ябеда (не реагировать на жалобу не разобравшись, возможно сам виноват).
Маменькины детки (беседы с родителями, приучать к самостоятельности).
Дразнилки по внешнему виду (выделять успешность, сравнивать с лучшими с подобной внешностью, выделять лучшие качества)
Этические беседы и уроки толерантности.
Вывод: Поведение учителя выступает регулятором межличностного общения с детьми. На своем примере он учит культуре эмоционального самовыражения, ибо неоправданное нарушение дистанции оборачивается бесцеремонностью, неуважением партнера. Отношения, в которые вступает учитель с учащимися, характеризуются взаимозаражением. Как лидер педагогического взаимодействия, он заражает их не только интересом к науке, настроением увлекательного поиска истины, но и радостью общения, доброжелательностью. В свою очередь своими эмоциональными реакциями школьники способны поднять или снизить его жизненный тонус.