План – конспект открытого занятия в творческом объединении «Радуга» (вокал)
План – конспект
открытого занятия
в творческом объединении «Радуга» (вокал)
Дата проведения – 22 февраля 2014 г.
Количество детей – 10 человек
Педагог – Дзуцева Э. Б.
Концертмейстер – Апостолиди С. И.
Тема занятия: Понятие об атаке звука. Твердая и мягкая атака.
Цель занятия: формирование сознательного отношения к овладению певческим дыханием.
Задачи занятия:
закрепление знаний о нижнереберном, диафрагмальном дыхании и вокальной артикуляции, достижение правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики, подготовка дыхательной системы и голоса к вокальной работе, использование при пении мягкой атаки;
развитие певческого дыхания, гибкости мягкого нёба, умения преодолевать мышечные зажимы, развитие художественно – эстетического вкуса;
воспитание интереса к певческой деятельности, настойчивости, выдержки, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности, воли, высокой исполнительской культурыОборудование:
Зал, оборудованный зеркалами
фортепиано,
музыкальный центр,
фонограммы песен,
нотный материал,
компьютер,
проектор,
экран
Ход занятия:
I.Организационный момент. Приветствие, ознакомление присутствующих с темой и задачами занятия.
II. Основная часть.
1.Вступительное слово педагога.
Ребята, об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Но сила влияния музыки зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Из всех видов музыкального искусства вы выбрали вокальное пение. Я очень рада, что вы испытываете тягу к творчеству. Творчество обогащает внутренний мир, расширяет ваше общение с окружающим миром. Вокальное пение служит хорошим средством не только для получения эстетического наслаждения. Оно развивает, укрепляет здоровье исполнителя. Упражнения на дыхание улучшают деятельность мозга, легких, кровообращение. Сценическое движение улучшает внешнюю форму человека. Тексты песен обогащают культуру речи. Участие в конкурсах или концертах помогает вам быть коммуникабельными и адекватными в обществе.
Но искусство пения требует многих знаний и усердия. Вы занимаетесь вокалом не первый год и уже успели убедиться в том, скольких усилий требует красивое, правильное звучание вокального произведения. Сегодня нам предстоит продолжить работу над темой «Певческое дыхание». Как бы вы не обладали хорошим голосом, музыкальным слухом и хорошими внешними данными, приучить себя к терпению, быть скромным и требовательным к себе, постоянно обновлять свои знания вы обязаны. Поэтому и сегодня мы продолжим работать над дыханием, ибо оно является о с н о в о й техники пения.
2. Актуализация опорных знаний. Беседа педагога с обучающимися:
Вопросы:
для чего нужны дыхательные упражнения? (для воспитания и закаливания мышц);
какие органы участвуют в образовании звука? (гортань, глотка, нёбо, голосовые связки, легкие);
какие типы дыхания различают? (ключичное, грудное, нижнереберное, брюшное или диафрагматическое)
объясните значение слов «штрихи» - «легато» (связное пение), «нон легато» (несвязное пение), «стаккато» (отрывистое пение) Педагог: Ребята, каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. Ребенок, появляясь на свет, возвещает о себе криком, и чем громче крик, тем он здоровее. Голос – это самый тонкий музыкальный инструмент, который таит в себе богатые краски и различные оттенки. И уникальность его состоит в том, что у каждого человека свой неповторимый голос.
Для обучения вокалу необходимы не только певческий голос, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов, но и наличие здорового голосового аппарата.Рассказ о гигиене голоса: (болезни, уход за голосовым аппаратом).
Главная часть голосового аппарата – голосовые связки. Воздух, вбираемый при вдохе, посредством голосовых связок резонирует в гортани и ротовой полости. Явление это называется звуком человеческого голоса.
Рассказ о строении голосового аппарата (показ иллюстрации строения голосового аппарата на экране).
Практическая часть.
Педагог: Для воспитания и закаливания мышц языка рекомендуются скороговорки. Такая работа нам открывает возможность произносить слова четко, выразительно.
Речевой тренинг – артикуляционная гимнастика, скороговорки:
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа».
«Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».
Педагог: На первый взгляд пользоваться дыханием кажется делом простым, выбирай дыхание, удобное твоему певческому организму, и пой. На самом деле все гораздо сложней. И неудачи многих из вас связаны с неправильным дыханием во время пения. Вы должны четко знать, пользоваться ключичным дыханием (во время которого участвуют плечи) недопустимо. Наилучшим дыханием считается нижнереберное диафрагмическое дыхание. Оно обеспечивает глубокий вдох, самый большой запас воздуха. Для того, чтобы дать хороший, полный звук, надо дать опору: глубоко вдохнуть воздух, задержать на мгновение, открыть рот на букву А или О, затем постепенно, спокойно, плавно, медленно выдохнуть. От выдыхания зависит сила и продолжительность звука. Чем медленнее выдыхание, тем продолжительнее звук. Дышать нужно незаметно и естественно, не двигать ни животом, ни грудью. Давайте сейчас проделаем это.
( Дети исполняют предложенное дыхательное упражнение. Педагог охватывает всех, комментирует работу каждого). Педагог: Мы с вами на наших занятиях не раз говорили о том, что перед атакой звука дыхание нужно на одно мгновение задерживать, затем точно дать толчок воздуха и гортани в связки. Струя воздуха должна выходить равномерно, спокойно без толчков. Атака звука должна быть энергичной, но не жесткой и грубой. Звук надо брать точно, без подъездов, не выдавливать, не выжимать. Он должен проходить через совершенно открытую глотку, свободно направляться в купол, в твердое небо. Звук должен быть ярким, округленным, чем шире, глотка, тем ярче звук. Нужно помнить, что при пении нельзя делать гримас, не кривить рот, нужно открывать его естественно. Не следует во время пения вытягивать шею или на высоких нотах вытягивать шею или поднимать голову. Подбородок нужно держать спокойно, чтобы не дрожал.
Следующим условием является твердая стойка на ногах и ощущение опоры всего корпуса. Грудь чуть – чуть приподнять, выпрямить спину, расправить плечи, взгляд устремить вперед поверх голов воображаемых слушателей.
.
Основным недостатком при пении является неясная дикция. Непонятное, невыразительное пение текста песни это главный бич певца. Необходимо выделять соответствующее слово с большей силой. Старайтесь при этом не забывать о четкости в произношении.
Очень важную роль в пении играют гласные звуки. «А» в пении не звучит как ясное «а», а несколько приближается к «о», а «о» к «у». Согласные же звуки в пении являются некоторым тормозом, они будто ограничивают течение гласных звуков. Особенно им нужно обеспечивать четкое произношение в конце слова. Замыкающий слово согласный звук обязательно должен быть услышан. Словом, «музыкальное слово» зависит от способности поющего соблюдать фонетику во время пения.
Совершенствование вокальных навыков невозможно без владения основами звукоизвлечения, чистого интонирования, не соблюдая штрихов.
(Дети работают над штрихами, исполняя распевки).
Распевки:
1 распевка – «нон легато»
2 распевка – «легато»
3 распевка - «нон легато»
4 распевка – «стаккато»
Во время распевки проводится работа над дыханием, образованием звука (положение артикуляционного аппарата – рот, челюсти, верхнее и нижнее нёбо, атака звука), штрихами, посылом звука.
Объяснение нового материала:
Педагог: Но помимо штрихов вы должны знать, что момент звукообразования после взятия дыхания называется а т а к о й.
Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.
1) Твердая атака - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
2) Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.
3) Придыхательная атака - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения
Таким образом, эти виды «атак звука» необходимы, чтобы передать характер произведения.
Педагог:
Эти виды атак мы сейчас будем использовать в работе над произведением – песней «Солнце 21 века». Подумайте, ребята, в какой из фраз какой вид атаки мы будем применять.
Работа над песней «Солнце 21 века» (по фразам, индивидуально с солистами, потом - хором)
Выводы:
Педагог: Ребята, наши занятия показывают, что обучение вокальному пению – это кропотливый труд, и очень важным является ваш осознанный подход к обучению пению, ваше максимальное внимание.
Мы сегодня продолжили работу над голосовым дыханием. Умение осуществлять правильное дыхание во время пения является основой техники пения. Тренировались правильно, продолжительно вбирать воздух, задерживать его на мгновение, а затем спокойно, плавно, медленно выдохнуть. Также проделали дыхательные упражнения, которые необходимы для закаливания мышц голосового аппарата. Поработали над образованием звука. Повторив ранее изученный материал, мы вспомнили приемы дыхания. Пополнили свои знания новыми, необходимыми для чистоты интонирования песни «Солнце 21 века».
Прежде, чем попрощаемся, скажите:
что нового узнали сегодня на занятии?
что понравилось?
что запомнилось?
какое настроение?
Используемая литература:
В. В. Емельянов. Основные принципы вокальной педагогики.
И.И. Добровольская. Вокально – хоровые упражнения
М.Соколов. Методика работы над дыханием
Л. П. Дмитриев. Основы вокальной методики.