Разработка открытого занятия Введение в образовательную программу
План-конспект открытого занятия.
Время проведения: 15 сентября 2015 года, 15.00.
Место проведения: КМЖ «Спарта», кабинет № 3.
Группа первого года обучения, возраст обучающихся: 7-11 лет.
Тип занятия: введение в образовательную программу, комбинированный урок.
Методы: 1) Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2) Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3) Практический: музыкально-дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Приемы: словесный, наглядный, объяснение, беседа, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных записей.
Цель занятия:
Познакомить обучающихся с различными музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Задачи занятия:
1)Образовательные: познакомить обучающихся с шумовыми и мелодическими звуками.
2) Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.
3) Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, развивать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.
Средства: музыкальные инструменты, дидактический материал, наглядные пособия, нотные тетради, ноутбук, карта памяти с музыкальными записями, пюпитры, стулья, подставки для ног.
Применение педагогических технологий:
1.Здоровьесберегающая:
-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.
2.Технология личностно-ориентированного обучения:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
3.Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
План открытого занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление цели и задач занятия.
3. Приветствие
4. Изложение теоретического материала.
5. Прослушивание музыкального материала
6. Игра на музыкальных шумовых инструментах.
7. Сказка про кота (работа с дидактическим материалом).
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание.
Ход занятия
Педагог проверяет присутствие участников объединения, их готовность к занятиям, наличие необходимого инвентаря.
Объявление темы, цели и задач занятия. Тема занятия: «Введение в образовательную программу». Цель занятия: Познакомить обучающихся с различными музыкальными инструментами и приемами игры на них. Задачи: познакомит обучающихся с шумовыми и мелодическими звуками. развивать музыкальный слух, память , чувство ритма, воспитывать любовь к музыке, развивать эстетический вкус.
Приветствие педагога.
Изложение теоретического материала: сказка, игра на музыкальных шумовых инструментах.
Прослушивание музыкального материала.
Игра на музыкальных шумовых инструментах под музыкальное произведение "Калинка" (русская народная песня).
Чтение "Сказки про кота": педагог отмечает различные динамические оттенки голосом, работа с дидактическим материалом, игра на инструментах.
Рефлексия (подведение итогов): что нового узнали на сегодняшнем уроке? Какие бывают звуки и инструменты? Какие бывают динамические оттенки? Их названия и показ на карточках и инструменте.
Домашнее задание: найти в интернете русские народные песни и послушать их вместе с родителями.
Открытое занятие.
Добрый день, уважаемые обучающиеся, родители и педагоги! Меня зовут Светлана Владимировна. Я буду учить вас музыке.
На наших занятиях мы с вами научимся играть на различных музыкальных инструментах - гитаре, балалайке, фортепиано, на различных ударных шумовых инструментах - ложках, трещотках, бубне, треугольнике.
Давайте проверим, кто присутствует на занятии, а кто отсутствует (педагог проверяет).
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Введение в образовательную программу».
Цель занятия: Познакомить обучающихся с различными музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Задачи: : познакомить обучающихся с шумовыми и мелодическими звуками. развивать музыкальный слух, память , чувство ритма, воспитывать любовь к музыке, развивать эстетический вкус.
А сейчас послушайте небольшое стихотворение:
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавле прощальный клекот,
самолета громкий ропот.
Гул машины во дворе,
лай собаки в конуре.
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые,
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука -
Музыкальные есть звуки.
Прежде всего, давайте разделим все звуки на две группы - звуки шумовые (от слов - шум, шуметь) - их можно извлекать из разных ударных инструментов. Давайте с вами попробуем пошумим.
- играют -
Также звуки бывают музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, мелодия. У таких звуков и название особое - мелодичные звуки.
А сейчас посмотрите внимательно на эти картинки и скажите мне, когда вы слышите музыкальные звуки, а когда - шумовые?
Как я уже сказала, на наших занятиях мы научимся играть различные мелодии. Вы будете играть не только соло (то есть по одному), но и в ансамбле. А что значит "ансамбль", вы знаете?. Это когда несколько человек играют одновременно музыкальное произведение. Вот сейчас мы с вами это и попробуем сделать.
- играют -
А вы знаете, что есть звуки громкие и тихие. Я думаю, что вы их никогда не спутаете. Если внимательно прислушаться к тому, как мы говорим, можно заметить, что мы никогда не говорим только тихо или только громко. Благодаря динамическим оттенкам, наша речь становится более красочной (рисунок - бабочки).
Также и в музыке - динамические оттенки - это краски, которые раскрашивают мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.
В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков: f (форте)- громко, p (пиано) -тихо, mf (мецце форте)- немного тише, чем f, mp (мецце пиано)- немного громче, чем p, pp (пианиссимо) - очень тихо, ff (фортиссимо) - очень громко.
- показать картинки с обозначениями -
Сказка про кота.
Хотите расскажу вам сказку про кота? Тогда слушайте, каким он был и что с ним приключилось.
Жил кот Василий. Ленивый был кот.
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил,
Громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел -
Вот вам и все, что он делать умел.
Вот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой,
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!" -
И врассыпную они понеслись.
Давайте с вами вместе прочитаем сказку еще раз, но вместо слов "громко", "тихо" будем произносить слова "пиано" , "форте" и другие.
- читают сказку -
Ну что ж, очень хорошо. А сейчас давайте с вами попробуем воспроизвести динамические оттенки на музыкальных инструментах.
- играют -
Ну что ж, давайте с вами подведем итоги, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие бывают динамические оттенки? Назовите мне их и покажите (на карточках).
Мы сегодня с вами хорошо поработали. Дома, пожалуйста, зайдите в интернет и поищите русские народные песни и послушайте их вместе с родителями.
Ну что ж, вы сегодня молодцы. На этом наш урок закончен, я жду вас на следующем занятии.
До свидания!
- включить фрагмент русской народной песни, под музыку обучающиеся выходят из класса -