СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Государственные символы России- прошлое и настоящее»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 Копейского городского округа
456604 , Челябинская область, г. Копейск, проспект Победы,42, телефон 8(35139)3-67-63, email: 21_ school @inbox.ru
Конкурс на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся образовательных организаций в 2016-2017 учебном году
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Государственные символы России- прошлое и настоящее»
Номинация «Конкурс социальных проектов».
Разработчики проекта:
учащиеся МОУ СОШ № 21
Колонюк Данил 9 кл,
Буценина Каролина 9 кл,
Кузнецов Николай 9кл,
Мелькова Алена 9 кл,
Руководитель проекта:
Шпакова Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
Копейск
2016 г
Паспорт. Информационная карта проекта
Субъект Российской Федерации Челябинская область
Полное и сокращенное название участника Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 (МОУ СОШ №21)
Почтовый адрес, телефон, факс, E-mail, Web-адрес участника 456604 , Челябинская область, г. Копейск, проспект Победы,42, телефон 8(35139)3-67-63, email: 21_ school @inbox.ru
Руководитель проекта Шпакова Елена Владимировна, преподаватель истории и обществознания МОУСОШ №21,
Название Проекта «Государственные символы России- прошлое и настоящее»
Команда проекта учащиеся 5-9 классов МОУСОШ №21,
Срок реализации проекта апрель 2016г.- 4 ноября 2016г. В дальнейшем - внедрение проекта в практику работы общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 21.
Краткое описание проекта С целью формирования гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения через изучение государственной символики РФ и социально-значимую деятельность планировалось в период с апреля 2016г. по ноябрь 2016г организовать и провести:
- анкетирование и социологический опрос на тему: «Роль государственных символов страны в формировании патриотизма и гражданственности», который показал, что существует проблема, для решения которой предстоит провести определенную работу с обучающимися и взрослыми по популяризации государственных символов Российской Федерации.
-составление плана реализации проекта
-проведен комплекс мероприятий по активизации и популяризации государственных символов Р. Ф. среди взрослых и подростков как образа жизни, способствующего формированию у подрастающего поколения осознанного отношения к прошлому и будущему своей страны, через привитие интереса к истории государственных символов страны и своего города, осознание ответственности за судьбу страны и сопричастности деятельности предыдущих поколений.
-обозначены дальнейшие перспективы. Проект «Государственные символы России- прошлое и настоящее» проводится в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России» и является одной из его составляющих. Он направлен на необходимость изучения истории символов государства, направленного на формирование чувства любви и гордости за свою Родину.
Основная цель проекта -Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, обучающихся через изучение государственной символики РФ.
Задачи проекта -формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
-популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
-формирование представлений о предназначении государственных символов;
-расширение исторических знаний и представлений обучающихся.
-приобщение учащихся к богатейшему наследию и уникальному опыту прошлых поколений своих соотечественников;
-воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к истории России и ее государственной символике.
Целевая аудитория проекта обучающиеся 1-9 классов; педагоги общеобразовательного учреждения; родители (законные представители) обучающихся МОУ СОШ № 21.
Методы и механизмы реализации проекта Информационный;
Репродуктивный;
Метод проблемного изложения;
Эвристический;
Исследовательский;
Метод контроля
1.Тематические занятия в рамках образовательной программы.
2.Проведение бесед: «Государственные символы России: прошлое и настоящие».
3.Исследовательская деятельность учащихся.
4.Социологические опросы, тестирование, анкетирование
5.Подготовка и защита ученических проектов.
Календарный план реализации проекта 1 этап. Организационный (Подготовка, обсуждение темы,
выдвижение основополагающего вопроса и
проблемных вопросов, а также постановка
цели и задач.)- Апрель-май 2016г.
2 этап. Аналитический (Составление плана реализации проекта,
разработка сценариев проведения классных часов, внеклассных мероприятий, создание презентаций.) - Июнь- август 2016г.
3 этап. Реализационный (Проведение мероприятий по популяризации государственных символов РФ.)- май 2016г.-октябрь 2016г.
4 этап Заключительный (Размещение на школьном сайте
информации о ходе реализации проекта. Подведение итогов проекта. Основные выводы. Перспективы.) - сентябрь- октябрь 2016г.
Ожидаемые результаты -Непосредственное прикосновение учащихся к отечественной истории на основе изучения государственной символики.
-Воспитание детей в духе патриотизма.
-Формирование у подрастающего поколения осознанного отношения к прошлому и будущему своей страны.
-Защита ученических проектов по теме: «Государственная символика России».
- Тесное сотрудничество обучающихся с преподавателями и родителями при проведении мероприятий, включение подростков в среду общения со сверстниками и проведение мероприятий с участием родителей «Герб моей семьи».
-Возрождение культурных и духовных традиций Родины.
Партнеры проекта -Родительский коллектив МОУ СОШ №21
-Совет ветеранов г.Копейска.
-Городской музей
-Администрация КГО
Руководитель проекта___________________/Е.В.Шпакова
Актуальность, проблема, цель и задачи
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей историей горжусь.
Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной
И счастливою, Россия, будь!
Введение:
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании, от знания символов своей страны нужно идти к правам, интересам, достоинствам личности, к обязанности, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем у молодежи любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Участники проекта: обучающиеся 1-9 классов; педагоги общеобразовательного учреждения; родители (законные представители) обучающихся МОУ СОШ № 21.
Сроки реализации проекта: апрель 2016г.- 4 ноября 2016г. В дальнейшем - внедрение проекта в практику работы общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 21.
Актуальность проекта – необходимость формирования патриотического сознания подрастающего поколения. Представленный проект привлечет интерес к гражданско-патриотическим и социальным проблемам, позволит учащимся участвовать в их решении, сможет повлиять на формирование патриотических, гражданских и социальных ценностей.
Актуальность проекта состоит в том, что она:
усиливает взаимодействие с муниципальными образовательными учреждениями и другими культурно-просветительскими организациями по вопросам гражданско-патриотического воспитания
отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, духовно-нравственного патриота с активной жизненной позиции.
позволяет развивать личность каждого ребёнка
помогает формировать своё мировоззрение, познать себя и окружающий их мир
Цель проекта: Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, обучающихся через изучение государственной символики РФ.
Задачи проекта:
формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
формирование представлений о предназначении государственных символов;
расширение исторических знаний и представлений обучающихся.
приобщение учащихся к богатейшему наследию и уникальному опыту прошлых поколений своих соотечественников;
воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к истории России и ее государственной символике.
Место реализации проекта: МОУ СОШ №21
Основные направления и ценностные основы проекта:
Проект «Государственные символы России- прошлое и настоящее» проводится в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России» и является одной из его составляющих. Он направлен на необходимость изучения истории символов государства, направленного на формирование чувства любви и гордости за свою Родину. История символов России включает в себя не только даты, события, факты, исторические личности – она включает в себя чувства человека, которые он испытывает, глядя на развивающийся флаг, под звуки гимна своей страны. Основным содержанием гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических и культурных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Новизна проекта состоит в том, что она объединяет:
гражданско – патриотическое направление,
краеведческое направление,
культурно – эстетическое направление
каждое направление тесно связанно между собой, всесторонне раскрывает стороны гражданско-патриотического и духовно - нравственного развития личности гражданина России и учитывает реальные условия. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их подростками.
Теоретическая значимость проекта состоит в формулировке новых методов по проблеме гражданско-патриотических, нравственных и духовных ориентиров, в определении оптимальных путей их реализации. Эти результаты могут быть использованы в области социологии и социальной работы для создания новых эффективных путей по социальной адаптации подростков в учебно-воспитательном процессе.
Целесообразность проекта обусловлена социальной значимостью воспитания любви к своему Отечеству и уважения к Малой Родине, через изучение символов России, формированием у учащихся и воспитанников широкого мировоззрения с развитым интеллектом, высоким уровнем знаний, развитием духовной личности с патриотическим сознанием и потребностью творить и совершенствоваться на мероприятиях проекта, учитывающих потребности и возрастные особенности детей.
Основные формы работы:
- экскурсионная работа
- исследовательская работа
- историко - патриотические мероприятия
- культурно- познавательные мероприятия, выставки
- встреча с интересными людьми
- проведение викторин и конкурсов
-музыкально - литературные композиции
-экспозиции к мероприятиям
-просмотр кинохроники, документальных фильмов
-беседа с участниками
- разработка и оформление методических мультимедийных презентаций
- разработка и оформление методического материала
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта у обучающихся:
сформируется понятие любви и уважения к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России;
выявится уровень знаний учащихся о государственных символах РФ;
сформируется представление о предназначении государственных символов;
дополнятся знания, каким изменениям и когда подвергалась символика страны;
сформируется умение находить необходимую информацию в сети Интернет.
При разработке и внедрении проекта в жизнь у обучающихся будет постоянно происходить:
Непосредственное прикосновение учащихся к отечественной истории на основе изучения государственной символики.
Воспитание в себе и других чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей Родине
Формирование у подрастающего поколения осознанного отношения к прошлому и будущему своей страны.
Привитие интереса к истории государственных символов страны и своего города, осознание ответственности за судьбу страны и сопричастности деятельности предыдущих поколений.
Защита ученических проектов по теме: «Государственная символика России».
Тесное сотрудничество обучающихся с преподавателями и родителями при проведении мероприятий с участием родителей, такими как: «Герб моей семьи», «Моя семья в истории страны» и т.д..
Возрождение культурных и духовных традиций Родины.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовка, обсуждение темы, выдвижение основополагающего вопроса и проблемных вопросов, а также постановка цели и задач.
Государственные символы - герб, флаг, гимн являются обязательным атрибутом любого суверенного государства. Они - его визитная карточка, отражают национальные особенности, традиции населения.
Поэтому государственным символам страны отводится особая роль в формировании патриотизма и гражданственности. Уровень знаний о них, знание правил размещения государственной символики определяют в определенной степени уровень патриотизма населения..
В ходе социологического опроса обучающихся и взрослых по вопросам знания государственной символов Российской Федерации была выдвинута проблема: не все опрошенные владеют знаниями о государственной символике нашей страны. Как можно считать человека русским, если он не представляет, как выглядит Герб, путает слова Гимна, а Флаг считает бесполезным полотнищем?
Любой уважающий себя гражданин Российской Федерации должен знать её Государственные символы и их историю. Герб РФ стоит на важнейших документах, Флаг РФ развевается на официальных зданиях, Гимн РФ звучит на международных спортивных соревнованиях.
В целях определения сильных и слабых сторон работы по изучению, пропаганде, отношению и применению главных атрибутов страны, задач по совершенствованию работы по формированию у населения стабильного уважительного отношения к ним в мае 2016 года в МОУ СОШ №21 и населения города Копейска был проведен социологический опрос на тему: «Роль государственных символов страны в формировании патриотизма и гражданственности».
Проведенный опрос позволил определить отношение обучающихся и родителей к государственной символике, знание их содержания и роль в формировании патриотизма, гражданственности у населения области.
Результаты социологического опроса:
Социологический опрос был проведен среди обучающихся и родителей 5-9 классов, а также случайных прохожих по пр.Победы. Всего в опросе участвовало 120 человек. ( Приложение 1)
Так как знание, отношение к государственным символам есть составная часть патриотизма и гражданственности, респондентам было предложено оценить себя как патриотов России.
Результаты опроса показали, что абсолютное большинство опрошенных (85.1%) считает себя патриотами страны: 54,9% - «да», 30,2% - «скорее да». Каждый десятый (9,5%) респондент утверждает, что он не патриот. Опрос обучающихся показал, что существует проблема, для решения которой предстоит провести определенную работу с обучающимися и взрослыми по популяризации государственных символов Российской Федерации.
2 этап. Составление плана реализации проекта, разработка сценариев проведения классных часов, внеклассных мероприятий, создание презентаций.
План реализации социального проекта
Этап Наименование мероприятий Сроки выполнения Ответственные
1 этап. Организационный 1.Подготовка учащихся к работе над проектом, выбор проблемы, разработка плана мероприятий реализации проекта. апрель 2016г. Разработчики и руководитель проекта
2.Разработка, тиражирование анкет и проведение анкетирования среди учащихся 3-11 классов на выявление актуальности проблемы данного проекта Апрель-май 2016г. Педагог- организатор
3. Ознакомление с социальным проектом педагогов и родительскую общественность. май 2016г. Руководитель проекта
2 этап. Аналитический 1.Составление плана реализации проекта Июнь, август 2016г. Разработчики проекта
2. Разработка сценариев, презентаций для проведения классных часов, внеклассных мероприятий по изучению государственной символики РФ. Август-сентябрь 2016г. Педагоги ОУ
3. Создание презентаций о государственной символике РФ. Август-сентябрь 2016г. Руководитель проекта, педагоги, обучающиеся ОУ
3 этап. Реализационный Проведение мероприятий по популяризации государственных символов РФ:
изучение государственной символики на уроках истории и обществознания; внеурочной деятельности
изучение гимна РФ на уроках музыки; на занятиях ДО;
проведение торжественных мероприятий, линеек с пением государственного Гимна РФ;
проведение классных часов:
«Символы России»;
«Наш флаг»;
«История Гимна РФ»;
«Что мы знаем о своей стране»;
«Наша Родина- большая и малая»;
«12 декабря. – День Конституции РФ»;
«Конституция моей страны», «Герб и флаг РФ»;
проведение в ОУ выставки рисунков « Символы России»;
участие в городских мероприятиях ( День России, Деньнародного единства, День государственного флага и т.д.)
Разработка методической продукции (сценарии мероприятий; конспекты уроков; классных часов, презентации, и др.) по использованию государственных символов России, Челябинской области и г. Копейска при организации и проведении мероприятий, посвященных Дням воинской славы и памятным датам истории России.
Наличие постоянно действующих выставок и передвижных экспозиций, посвященных истории государственных символов России, Челябинской области и г. Копейска май 2016г.-октябрь 2016г.
В течение учебного года.
В течение учебного года.
В течение учебного года. Педагог-организатор,
педагоги, обучающиеся ОУ, родительская общественность. Руководитель проекта
4 этап
Заключительный
Размещение на школьном сайте информации о ходе реализации проекта, проведение PR-кампании проекта сентябрь 2016г. Разработчики проекта Руководитель проекта
2.Подведение итогов проекта. октябрь 2016г. Разработчики
проекта
Реализация плана проекта:
3 этап. Проведение мероприятий по популяризации государственных символов РФ.
Проект «Изучаем символику своего государства» был отмечен общешкольным советом ученического самоуправления, как нужный, важный, почетный и актуальный для обучающихся общеобразовательного учреждения, поскольку в школе гражданско-патриотическое воспитание – одно из ведущих направлений воспитательной работы.
В ходе реализации проекта по популяризации государственных символов Российской Федерации отмечено, что в общеобразовательном учреждении:
установлены символика Российской Федерации, (2 этаж ОУ), создаются переносные выставки « Моя Россия», «Символы России», « Россия и твой выбор», памятка маленького гражданина России.(1 этаж ОУ),( Приложение 2);
размещена символика РФ и в учебных кабинетах:
проводятся торжественные мероприятия патриотической направленности с исполнением Гимна Российской Федерации ( «1сентября»; «Последний звонок»; «День Конституции» «День защитника Отечества»; «День Победы», «День народного единства»; «День Гражданской обороны», «День Героев России», митинги, Всероссийская акция «Голубь мира» и др.)
проведен концерт для родителей и общественности «Моя Россия», гражданско-патриотической направленности (Приложение 3)
проведены классные часы, викторины, общешкольные и городские мероприятия по формированию знаний обучающихся о государственной символике РФ(Приложение 4)
«Символы России»;
«Наш флаг»;
«История Гимна РФ»;
«Что мы знаем о своей стране»;
«Наша Родина- большая и малая»;
«Герб и флаг РФ»;
используется государственная символика при проведении мероприятий гражданско-патриотической, военно-патриотической направленности
для большей заинтересованности обучающихся о государственной символике РФ для младших школьников (1-4кл.) и детей детского сада, учащимися 5-9 классов совместно с родителями придуманы сказки о символах России: Сказка «Кто лучше» -9кл., Сказка «Символы матери-России» 5 кл., и видеоролик «Моя Россия»-уч-ся 7кл
разработан информационный буклет о символах государства Российского (Приложение 5)
Изучена история появления современных символов власти на уроках истории и обществознания;
Учащимися разработан совместно с преподавателями тест по теме «Государственные символы России» (Приложение 6)
Организуется участие обучающихся в зарницах и олимпиадах по истории и обществознанию, включающих вопросы государственных символов РФ
4 этап. Размещение на школьном сайте информации о ходе реализации проекта, Подведение итогов проекта.Основные выводы. Перспективы.
Патриотическое воспитание школьников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, к своей школе, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно - обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
В ходе проектной работы повысился уровень знаний учащихся о государственных символах РФ, сформировалось четкое представление об их предназначении, осознанное отношения к прошлому и будущему своей страны, понятие любви и уважения к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Стали воспитываться такие качества личности, как доброжелательность, настойчивость, воля к победе, умение рассчитывать на свои силы, умение общаться в коллективе, работать на результат.
При разработке и внедрении проекта в жизнь у обучающихся стал проявляться все больший интерес к истории государственных символов страны, области и города, осознание ответственности за судьбу страны и сопричастности деятельности предыдущих поколений.
Очень важным моментом в ходе проектной работы явилось тесное сотрудничество обучающихся с преподавателями и родителями при проведении мероприятий, включение подростков в среду общения со сверстниками. В совокупности с общей, увлекательной деятельностью создаются условия для снятия напряженности, стресса, агрессии, проявления положительных качеств личности, стремление «тянуться» к лучшему.
Результативность по классам(Приложение 7)
Учебный год Качество знаний о символах государства
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
2015-2016 уч.г.
Апрель--май 75% 67% 52% 60% 68%
2016-2017 уч. г.
сентябрь 86% 73% 63% 67% 80%
Так как проект в действии и незавершен, то планируется:
сделать постоянный стенд государственных символов Российской Федерации, Челябинской области и города Копейска (фойе 1 этаж);
Выучить с обучающимися 1-9 классов гимн Российской Федерации на уроках музыки и во внеурочной деятельности;
Проведение круглых столов, митинга, тематических классных часов по изучению символики РФ к Дню Единства России -«День народного единства».
Проведенное в проекте исследование подтвердило значимость работы по изучению государственных символов России, их исторического прошлого и настоящего. (Приложение 7)
Критерии эффективности реализации проекта
№ показатели 2016
апрель 2016
сентябрь
1. уровень знаний учащихся о государственных символах РФ 30% 52%
2. четкое представление о предназначении государственных символов 80% 100%
3. осознанное отношения к прошлому и будущему своей страны, понятие любви и уважения к своей Родине, 60% 80%
4. Разработка и внедрение проектов (кол-во,шт.) 1 4
5. Количество проведенных акций, мероприятий (кол-во,шт.) 2 5
6. гордость за принадлежность к гражданам России 80% 100%
7. Удовлетворение от разработки и внедрения в жизнь проекта 100% 100%
8. Позитивные отзывы (количество благодарностей) 1 15
9. Процент, покинувших проект через 3 и 6 месяцев - -
10. Процент привлеченных дополнительных средств 0% 10%
Участники проекта постарались представить достоверную картину необходимости формирования патриотического сознания подрастающего поколения. Представленный и частично реализованный проект привлек интерес к гражданско-патриотическим и социальным проблемам, позволил учащимся участвовать в их решении, а также повлиял на формирование патриотических, гражданских и социальных ценностей жизни и культуры современной жизни молодежи. Вскрыл истоки проблемы, привлек внимание к необходимости вдумчивого решения социальных проблем молодежи и показал, что на долю именно молодого поколения выпала великая честь доказать и словом и делом, что государственную символику нашей страны нужно знать, любить и гордиться так же как и нашей Родиной – большой и малой.
Так как государственные символы Родины – это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны.
134302520320
ЛИТЕРАТУРА
Федеральные законы о государственных символах России:
Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации»;
Указ о Дне государственного флага Российской Федерации;
Указ о Знамени Победы.
Список литературы:
1.Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993.
2.Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М.. 2003.
3.Лакиер. А.Б. русская геральдика. М., 1990.
4. Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002.
5.Романовский В.К. Символы российской государственности. М.2002.
6.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» .М., 2004.
7.Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. Справочник школьника. СПб., 2006.
8. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М., 1993.
9 .Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы социологического опроса
«Роль государственных символов страны в формировании
патриотизма и гражданственности»
Социологический опрос жителей г.Копейска о символах государства и раздача буклетов
Информация для населения «Славные символы России- знаем, ценим, гордимся!»
Основополагающий вопрос:
Как прошлое влияет на настоящее?
Проблемные вопросы:
1.Какова история гимна России. Слова гимна России.
2.Что такое герб государства? Что изображено на гербе России?
3.Что означают цвета российского флага?
4.Кто выбирает президента нашего государства?
5.Знаете ли вы слова гимна? Кто автор слов?
6.Какие государственные символы вы знаете?
7.Как называется наше государство?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Переносные выставки « Моя Россия», «Символы России», « Россия и твой выбор»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КОНЦЕРТ «Моя Россия»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Проект «Государственная символика России» направлен на необходимость изучения истории символов государства, направленного на формирование чувства любви и гордости за свою Родину. История России включает в себя не только даты, события, факты, исторические личности – она включает в себя чувства человека, которые он испытывает, глядя на развивающийся флаг, под звуки гимна своей страны.
Впервые бело-сине-красный флаг
появился во времена царствования
Алексея Михайловича, отца Петра I
(XVII век). В апреле 1918 года
трёхцветный флаг был заменён
красным полотнищем – флагом СССР.
Лишь 22 августа 1991 года был возвращён прежний бело-сине-красный
флаг.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, совершенство;
Синий – веру, верность и постоянство;
Красный – энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество.
Свет добра, величие и силу Сквозь века несла народам Русь. Жизнь моя, любовь моя Россия, Я твоей историей горжусь. Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь. Вечно будь, страна моя, свободной И счастливою, Россия, будь! Уважаемые взрослые!
Мы будем Вам благодарны за совместную деятельность над проектом.
Любой уважающий себя гражданин Российской Федерации должен знать её Государственные символы и их историю.
Герб РФ стоит на важнейших документах, Флаг РФ развевается на официальных зданиях, Гимн РФ звучит на международных спортивных соревнованиях.
Как можно считать человека русским, если он не представляет, как выглядит Герб, путает слова Гимна, а Флаг считает бесполезным полотнищем?
Текст Гимна СССР был создан
С. Михалковым ещё в 1940-е годы. Тогда
же А. Александров написал музыку на
эти слова. Гимн просуществовал до 1993
года и на некоторое время был заменён
«Патриотической песней» М. Глинки.
В 2000 году Указом В. Путина был
возвращён гимн на музыку А. Александрова с новым текстом С. Михалкова. Тема проекта: Государственные символы России-прошлое и настоящее
3905253175Государственные символы Родины – это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц,
отражение многовековой жизни народов нашей страны.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21
Копейского городского округа
Буклет подготовлен
Учащимися МОУ СОШ №21
Государственный герб – это
официальная эмблема государства,
изображаемая на печатях, бланках
государственных органов, денежных
знаках и т. д.
Впервые герб с двуглавым орлом
начал использоваться во времена
правления Ивана III (XV век). Изображение орла было заимствовано из
Византии. Золотой цвет орла символизирует
благородство, знатность, богатство, силу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ТЕСТ по теме «Государственные символы России»
Методические рекомендации для учителя
На ответы рекомендуется отвести 7-10 мин.
Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности:
уровень А – (необходимый) базовый,
уровень В - (программный) средней сложности,
уровень С – (максимальный) повышенной сложности.
К каждому заданию даются три варианта ответа. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.
Что проверяет тест:
1 линия развития (умение объяснять мир)
Знать: термины (государственные символы, герб, флаг, гимн).
Уметь: узнавать современные государственные символы России.
Умение работать с информацией и медиасредствами.
2 линия развития (умение определять своё отношение)
Уметь: объяснить своё отношение к современной государственной символике России.
Умение мыслить критически и системно.
Ключ к тесту
А 1 2 3 4 Б 1 2 3 4 В 1 2
б в б б а в а а в г а б
Оценка теста в баллах
А 1 2 3 4 Б 1 2 3 4 В 1 2 3
1 1 1 1 2 2 2 2 5 5 5
макс
«5» - 100 – 97%
«4» - 77 - 96%
«3» - 50 - 76%
«2» - <50%
Карточка ученика___________________________________
Инструкция к заданиям уровней А, В: прочитать задание, выбрать один вариант ответа и выделить цветом
А 1. Что относится к характеристике страны?
а) цвет кожи
б) государственные символы
в) свой язык
2. Кто является главой нашего государства?
а) император
б) король
в) президент
3. Что относится к символам государства?
а) язык
б) герб
в) танец
4. Торжественная хвалебная песня
а) ода
б) гимн
в) марш
В 1. Эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну). О каком государственном символе идёт речь?
а) герб
б) денежная единица
в) флаг
2. Какой цвет флага символизирует храбрость, удаль, красоту?
а) красный
б) синий
в) белый
3. Среди флагов найди флаг нашего государства.
а)
б)
в)
4. Один из почётных знаков носителя верховной власти в правой лапе орла на гербе.
а) жезл
б) держава
в) корона
Инструкция к заданиям уровня С: прочитать задание, выбрать верные варианты ответов и выделить их цветом.
С 1. Какие исторические события могут повлиять на государственную символику.
а) революция
б) смена власти
в) война
г) народный праздник
2. Среди символов разных эпох найди символы современной России.
а)
б)
в)
г)
3. Какие строки в тексте современного гимна ты считаешь самыми важными? Напишите эти строки в первую колонку таблицы, а во второй колонке объясните, почему вы так считаете.
Позиция (твоё мнение) Аргумент (объяснение)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Подведение итогов проекта.Основные выводы
Результативность по классам(Приложение 7)
Учебный год Качество знаний о символах государства
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
2015-2016 уч.г.
Апрель--май 75% 67% 52% 60% 68%
2016-2017 уч. г.
сентябрь 86% 73% 63% 67% 80%
Критерии эффективности реализации проекта
№ показатели 2016
апрель 2016
сентябрь
1. уровень знаний учащихся о государственных символах РФ 30% 52%
2. четкое представление о предназначении государственных символов 80% 100%
3. осознанное отношения к прошлому и будущему своей страны, понятие любви и уважения к своей Родине, 60% 80%
4. разработка и внедрение проектов (кол-во,шт.) 1 4
5. количество проведенных акций, мероприятий (кол-во,шт.) 2 5
6. гордость за принадлежность к гражданам России 80% 100%
7. удовлетворение от разработки и внедрения в жизнь проекта 100% 100%
8. позитивные отзывы (количество благодарностей) 1 15
9. процент, покинувших проект через 3 и 6 месяцев - -
10. процент привлеченных дополнительных средств 0% 10%