Проект Малая Родина: прошлое и настоящее. Царское село Шолаксай
ГУ «Докучаевская средняя школа
отдела образования акимата Наурзумского района»
Малая Родина: прошлое и настоящее. Царское село Шолаксай.
Краеведение
Авторы: Ахамбаева Айгерим, Янчук Дмитрий,
10 класс, ГУ «Докучаевская средняя школа
отдела образования акимата Наурзумского района»
Научный руководитель: Омарова А.Ш.,
замдиректора по ВР, учитель самопознания
ГУ «Докучаевская средняя школа
отдела образования акимата Наурзумского района»
2016 г.
Аннотация \ AnnotationЗадача современной школы – воспитание гражданина и патриота своей родины, формирование нравственных качеств учащихся, то есть нравственного отношения к себе, людям, природе. Данная работа по изучению истории родного Наурзумья даст учащимся не только знания об истории и культуре малой родины, но и поможет воспитать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти. Это и определило актуальность данной работы.
Целью нашего проекта стало совершенствование работы по краеведческой, поисково-исследовательской деятельности, способствующей формированию патриотических чувств, развитию познавательной активности; изучение истории Наурзумского района, в частности с. Шолаксай; развитие и пропаганда туризма, здорового образа жизни и активных форм отдыха.
В работе решались следующие задачи: привитие участникам проекта навыков исследовательской работы; восстановление забытых страниц истории района и их жителей; активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность в изучении истории Наурзумья.
Гипотеза: если я изучу историю родного края, то, возможно, я заинтересую моих одноклассников вопросом, как воспитать ответственность за сохранение исторической памяти, самореализоваться и социально адаптаптироваться.
Основными методами исследования выступили теоретический анализ и обобщение литературных источников, туристская экспедиция.
Структура и содержание работы позволяют полностью рассмотреть поставленную тему. Работа состоит из двух глав. В первой главе рассказывается об историческом прошлом села Шолаксай. Во второй части приведены исторические факты жизни села до и после Великой Отечественной войны, описана его современная жизнь. Участниками проекта совершена туристская экспедиция в Шолаксай.
При выполнении данной работы использованы литературные источники, архивные материалы из фонда музея села. Данная работа может быть использована как учебный материал на уроках истории, факультативных занятиях, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Работа рассчитана на учащихся средних и старших классов.
The task of modern school is - education of the citizen and patriot of the motherland, formation of moral qualities of pupils, that is the moral attitude towards yourself, towards people and the nature. This work on studying of history of native Naurzum will give to pupils not only knowledge of history and culture of the small motherland, but also will help to cultivate respect for the roots, responsibility for preservation of historical memory. It has also defined relevance of this work.
The aim of our project became the perfection of work of the Local Lore, search and research activity, promoting the formation of patriotic feelings, development of informative activity, studying of history of Naurzum district, in particular the Sholaksay village, development and promotion of tourism, a healthy way of lifestyle and active forms of rest.
In our work the following problems were solved: attracting in participants of the project the skills of research work, recovery of the forgotten pages of history of the area and their inhabitants, activization of self-development and self-education of children by means of involvement their search and research activity in studying of history of Naurzum.
Hypothesis: if I study the history of the native land, perhaps, I will interest my schoolmates in a question how to bring up the responsibility for preservation of historical memory, to self-actualize and socially to adapt.
The theoretical analysis and synthesis of literature references, tourist expedition has acted as the main methods of research. The structure and content of work allow to consider completely our project. Our work consists of two heads. In the first chapter it is told about the historical past of the village Sholaksay. Historic facts of life of the village before the Great Patriotic War are given in the second part. Participants of the project have made tourist expedition to Sholaksay.
When performing this work were used literature references, archival materials from fund of the museum of the village. This work can be used as an educational material on history lessons, facultative lessons, class hours, out-of-class actions.
This work is designed for pupils of primary and secondary classes.ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… Глава 1. Историческое прошлое села Шолаксай……….……………………. 1.1. История села в период Столыпинской реформы ……………….. 1.2. История населения села - интереснейшая составная часть человеческой судьбы ………………………………………………….. 1.3. Партизанский отряд Л. Тарана в Шолаксае………….………… Глава 2. До и после войны……………………………………………………….
1.1. Участие шолаксайцев в Великой Отечественной войне…...........
1.2.Поднятие целины – еще одна историческая веха в истории села...
1.3. Шолаксай в наши дни ……………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. Список использованной литературы……………………………………………… Приложение………………………………………………………………………….. Введение
Понятие Родины для многих людей священно, но само по себе оно ни у кого не формируется. В наше время сложно возродить деятельностного и мыслящего человека, человека – гражданина и патриота своей родины. Сегодняшний ученик – пленник современной цивилизации. Его жизнь протекает в основном у экранов телевизора и компьютеров, где в большей степени показывают зарубежные фильмы, игры и вовсе не воспитывают гражданина и патриота Родины.
Активная поисково-исследовательская деятельность позволяет нам, школьникам, самореализоваться и быть услышанными. Походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, работа с разными источниками информации расширяют кругозор, учат терпению, настойчивости в достижении цели.
Очень важным моментом в реализации данного проекта является то, что он стал одним из направлений в деле воспитания чувства гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. При реализации воспитательной цели важно формирование нравственных качеств учащихся, то есть нравственного отношения к себе, людям, природе. Надо понимать, что патриотизм к Родине идет от материнского тепла, от тех хороших и верных друзей, которые окружают нас. Особенно остро стоят сегодня проблемы памяти и нравственности и одной из главных проблем, которую решает наш проект, является воспитание гражданина своего Отечества и его патриота. Именно поэтому мы взяли направление: изучение истории родного Наурзумья. Это дает не только знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти.
Объектом исследования мы выбрали село Шолаксай.
Предмет исследования – история села.
Цель работы – изучение истории Наурзумского района, в частности с. Шолаксай.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
сбор и анализ литературных источников, интернет-сайтов по вопросу изучения истории с. Шолаксай;
восстановление забытых страниц истории населенных пунктов района и их жителей;
формирование навыков исследовательской работы.
Исходя из вышесказанного, мы выдвинули следующие гипотезы:
изучение истории родного края способствует воспитанию патриота и гражданина Республики Казахстан, ответственности за сохранение исторической памяти;
создает условия для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности школьников.
Основные методы, которые мы использовали, - это изучение литературы, беседа, анализ, обобщение, туристская экспедиция.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы классными руководителями и учителями истории при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, уроков, направленных на изучение истории страны, расширение личного кругозора.
Глава 1. Историческое прошлое села Шолаксай.
1.1. История села в период Столыпинской реформы.
История с. Шолаксай насчитывает 119 лет. Сначала оно называлось Чулак-Сай, современное звучание названия поселок получил в 1957 году. Название села происходит от двух казахских слов «шолак» и «сай», что в переводе означает короткий яр, овраг. В конце XIX века в этой местности жили и кочевали казахи рода байназар племени аргын.
Село Шолаксай – это особый маленький мир, в котором живут бок о бок люди разных национальностей и поколений. У каждой семьи собственная колоссальная история, как у самого поселка, основанного в далеком 1897 году переселенцами во время столыпинской реформы и повидавшем на своем веку разные передряги. Поэтому старожилы величаво зовут его Царским селом, свидетельством чему является сохранившееся до наших времен здание старой школы – первый раз ее двери распахнулись для учеников в 1904 году. С тех пор прошло 112 лет.
1906 год был ознаменован началом Столыпинской реформы, и в Казахстан отправились тысячи крестьян из Воронежской, Рязанской, Курской, Саратовской, Ставропольской и Черниговской губерний, с Дона, Кубани, Астрахани. Итак, сначала давайте остановимся на том, кто такой Столыпин П.А. и что такое «столыпинская реформа»?
Петр Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911 гг.) 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство (Председатель совета Министров). Суть его реформы заключалась в разрушении крестьянской общины. Столыпин П. А. считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчит работу большевикам – революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенным по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет очень трудно поднимать на бунт. Но основной целью реформы было стремление отвлечь внимание крестьян от революции снизу. Он страшно боялся идеи крестьян отчуждения помещичьих земель. Особое внимание Столыпин уделял окраинам империи, в том числе и Казахстану – благоприятному для хлебопашества региону. Поэтому одним из важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал и Казахстан. Целью столыпинской аграрной реформы было усиление переселенческого движения.
Именно в те годы в с.Шолаксай были переселены представители различных этносов, большинство которых составляли украинцы, белорусы, немцы, татары и другие.
Первыми новоселами были выходцы из Чимкента Сырдарьинской области, по происхождению крестьяне Ставропольской губернии. В 1908 году в Чулак-сае насчитывалось 778 человек, из них 92 семьи. Чулак-сай представлял собой единственную улицу с землянками (ныне улица Ленина). Самым выдающимся человеком на то время был Коробко Никита, имеющий большое количества скота.
Люди вспоминали, каким долгим и сложным был путь до казахских степей: добирались по железной дороге до Челябинска, а потом – на волах и лошадях до Чулак-Сая. По прибытии переселенцы арендовали землю у местного населения. Обосновавшись, они начали осваивать земли, сеять хлеб, заниматься животноводством. Разводили калмыцкий рогатый скот и овец породы меринос, или, как ее называли, «шпанка», выращивали пшеницу, овес и лен. Шолаксай стал единственным русским земледельческим поселком в Тургайской волости.
Все эти сто с лишним лет Шолаксай радует земледельцев богатым и устойчивым урожаем. История Чулак-Сая подробно описана в книге «Царское село Шолаксай», которую написал Умурзак Ихтиляпов – первый руководитель селообразующего хозяйства.
1.2. История населения села - интереснейшая составная часть человеческой судьбы
История населения поселка Шолаксай, как и всего многонационального народа республики, - интереснейшая составная часть человеческой судьбы. Об этом убедительно говорят факты прошлого. Оглянемся же назад, разделим страдания и мечты ушедших поколений, восстановим местную историю, возродим забытые имена.
Жители села участвовали в I мировой войне, пережили Гражданскую и Великую Отечественную войны. В архивах сохранились сведения о тех семьях, с кого начиналась заимка Чулак-Сай: Сурины, Ковтуны, Малухи, Пятовы, Тарасенко, Динекины, Колесниковы, Бугаевы, Коноваловы и другие. Они многое отдали этой земле, не только работали, но и проливали кровь за Шолаксай, который считали своей родиной. Все эти фамилии вплелись в историю Костанайской области, а, значит, и в историю Казахстана. Потомки многих из них до сих пор живут на этой земле.
Коновалов Трофим Дмитриевич был одним из старожилов Шолаксая и долгожителей Костанайской области. Он прожил 102 года и ушел из жизни в начале этого года.
Коновалов Т.Д. родился в семье крестьян-переселенцев с Дона. Во время столыпинской аграрной реформы брат его отца Павел решил перебраться в Казахстан. Заманчивыми казались перспективы: послабление налогов и километры привольных пастбищ, где можно разводить скот. Вместе со своими четырьмя братьями, среди которых был отец Трофима Дмитриевича, они три месяца перегоняли скот с Дона в село Чулак- Сай. Богато не жили, но на хлеб хватало. Здесь они построили дом. Он сохранился до сих пор.
В 16 лет он ушел пешком в строящийся совхоз «Сулукольский», работал пастухом. Позже получил там серьезную травму позвоночника. Полтора года он не мог встать с постели. Убежден, что восстановиться ему помогли аулиекольский доктор и труд. Тяжелый, ответственный труд, к которому его с детства приучили родители. В колхоз он вернулся только в 1938 году, где проработал трактористом до 1941-го. Его собирались отправить на фронт, но затем оставили по брони. В ту первую зиму войны стояли такие морозы, что техника не заводилась. А он съедал свою норму будана (кипяток с мукой), и в поле – фронт нуждался в хлебе.
Разговаривая с Коноваловым Т.Д., можно было проверять достоверность современных учебников истории. Он помнил точные даты ключевых событий, войн и реформ. Он мог детально, опираясь на точные даты, рассказать об урожайности в Шолаксае за те годы, что он здесь прожил. В 1942-м он женился на Анне Михайловне Колесниковой. Увидел ее, когда та пришивала пуговицу на пальтишко своему брату. Он оценил ее трудолюбие и врожденное чувство вкуса. Его дети и сегодня не устают повторять, что родители всегда были для них примером и опорой.
В годы целины Трофим Дмитриевич работал бригадиром. У себя на квартире принимал молодежь, приехавшую сюда по путевке из Измаила. У его бригады всегда были лучшие показатели. В 1956 году за высокий урожай был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За освоение целинных земель». Также в копилке его наград – медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне и медаль «Ветеран труда».
Когда рассказываешь о долгожителях, вопрос о том, как прожить сто лет, задают всегда. Трофим Дмитриевич в Карловых Варах не бывал. Питался, как все. Любил физическую работу. Пока был на ногах, никаких стогометов не признавал – сено сам складывал. В огороде любил работать. И ни с кем не ссорился. Он умел быть старым – это искусство не каждому дается. Перед смертью просил, чтобы женщины не «кричали», то есть, не плакали. Бог дал длинную жизнь - век и даже больше – жалеть не о чем. Село провожало Трофима Дмитриевича в последний путь, как говорится, в полном составе и жалело, что он ушел, последний Трофим Шолаксая.
В Шолаксае в 2013 году открыт краеведческий музей, куда жители принесли самое дорогое и ценное, что сохранилось от их дедушек и бабушек: старинную посуду, одежду, предметы обихода. В каждой маленькой вещи – большая и интересная история, которая благодаря музею стала общей не только для шолаксайцев, но и для всех тех, кто побывал в его стенах, в том числе и для нас.
1.3. Партизанский отряд Л. Тарана в Шолаксае.
В истории Шолаксая есть еще одна историческая веха. Сам Лаврентий Таран здесь бывал. Помнят его, пожалуй, только тополя, ровесники школы. Таран, являясь активным участником установления Советской власти на Кустанайщине, находился на стороне большевиков с первых дней Октябрьской социалистической революции.
События, которые когда-то переворачивали жизни и изменяли судьбы, сегодня – увы, мало кому интересны.
Та историческая эпоха известна нам как война «белых» и «красных». В марте 1919 года партизаны оставили город Кустанай и отступили по направлению Юго-Восточного фронта через Челкар, Наурзум, Тургай. Все, кто был пешком, приобрели лошадей, уздечки сделали кто из чего мог, помогли ремни от вещевых мешков, а кое-кто порвал запасное белье на ленты, вили веревочкой и сделали уздечки, таким образом добрались до с. Чулак-Сай, где остановился штаб партизанского отряда. В Чулак-Сае сделали небольшую передышку, так как отступление было как раз в самую весну, снег смешался с водой, все ложбинки, лога были заполнены водой, и отступление было связано с большими трудностями.
В Шолаксае руководители отрядов Таран и Жиляев разделились – Жиляев остался в Чулак-Сае, а Таран вышел на Тургай.
Вслед за тарановским отрядом, у которого было четыреста с лишним человек, выступил из Чулак-Сая и отряд Колодко в числе 750-800 человек, который двигался по следам Тарана. Причина отделения отряда Тарана, заключалась в том, что он с отрядом в 300 человек был послан в Семиозерку для задержки и разгрома белобандитов, которые отступили в Семиозерку и по сведениям собрались из других пунктов уезда, группировали там свои силы для наступления на Кустанай. Вот с этой целью был послан Таран в Семиозерку с отрядом. Когда Кустанай оставили, он отступил на Шолаксай, безусловно расправился с белобандитами, какие были в Семиозерке, не оставив их в покое, а когда собрались в Чулак-Сай, Таран предложил сразу двигаться на Тургай, не задерживаясь в Чулак-Сае. Жиляев с этим был не согласен, предлагал сделать передышку в Чулак-Сае, собрать силы, какие остались. К тому же дороги были очень плохие, ни санями, ни верхом, ни пешком невозможно двигаться, так как самый разлив воды, вернее наполнились все низкие места и вода пробила даже снега и это правильно, что надо было выждать малость, тем самым временем собрать силы.
К сожалению, в Тургае Тарана ждали алаш-ординцы, которые разоружили его и убили вместе с другими руководителями отрядов, а партизанам пришлось бежать по голодным степям. В числе таких партизан был Зимовец Д.А. житель с. Алешинское Боровского (ныне Мендыкаринского) района, который рассказывал, что приходилось питаться чем только попало, лишь бы остаться в живых, так как белогвардейская милиция их преследовала, охотилась, как за партизанами кустанайского восстания, с целью доставить их в тюрьму в лучшем случае, в худшем – расправиться с ними на месте. Но все же товарищу Зимовцу удалось через голодные степи добраться до северо-восточного фронта. Еле живой пришел он и долгое время был в госпитале, пока поправился, а потом стал бить врагов, мстить им за все и за Тарана.
Кстати сказать, что деревянное здание старой школы служило штабом, где заседали то «красные», то «белые». Гражданская война обходилась без школ, но не без штабов. В Шолаксае сохранился обелиск расстрелянным красногвардейцам - шолаксайцам.
Глава 2. До и после войны
Участие шолаксайцев в Великой Отечественной войне
Более 70 лет прошло с той самой страшной Великой Отечественной войны. В годы войны в Казахстане были сформированы 12 стрелковых дивизий, 4 кавалерийских дивизий,7 бригад, 50 полков. Героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны и шолаксайцы. Целыми семьями уходили они на защиту Родины и не вернулись на родную землю.
Золотыми буквами в Книгу Памяти вписаны имена братьев Динекиных, Шавлака М.С., Клименко Григория Ефимовича, награжденного за мужество и героизм орденами Славы всех трех степеней, орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.
Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих людей. Ищут выросшие дети своих отцов. Ищут своих дедов и внуки. Так, директор ТОО «Шолаксай – 1» Ихтиляпов У.Б. нашел могилу своего дяди Еркимбаева Султана у села Студенок Изюмского района Харьковской области, установил ему памятник и поддерживает связь с братьями-украинцами.
Прошло лишь несколько недель, как ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны Золин Иван Михайлович, уроженец с. Шолаксай, не дожив до своего 90-летия. Работать он начал в 1941 году в Шолаксайском МТМ трактористом. В 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Подготовку молодого бойца проходил в составе 13 пехотного полка, затем в 36 артиллерийском полку, а позже был курсантом воздушно-десантной бригады, с аэростата и самолета совершил 23 прыжка. Затем был направлен в 8 (107) гвардейскую Первомайскую Краснознаменную ордена Суворова воздушно-десантную дивизию 352 полк, где получил первое боевое крещение, участвуя в Яссо-Кишиневской операции. Принимал участие в боях за освобождение Венгрии, при форсировании реки Дунай участвовал в бою у озера Балатон, за которое награжден боевым орденом Красной звезды.
При взятии Вены 11 апреля 1945 года Иван Михайлович был ранен, до февраля 1946 года находился в госпитале. После демобилизации в 1952 году он работал в Семиозерной автобазе шофером, а затем переехал в село Шолаксай, где 28 лет проработал инженером по снабжению. Имеет военные и трудовые награды: орден Славы 3 степени, орден Красной Звезды, медаль за отвагу, за взятие Вены, медаль за Победу, медаль маршала Г.К. Жукова, медаль за доблестный труд, медаль 10 лет Астаны. Память об Иване Михайловиче сохранят его дети, внуки и правнуки.
Всего на фронт ушли 127 шолаксайцев. Молодых ребят военному делу в Чулак-сае обучали опытные солдаты: Шавлак Мирон Прокопьевич и Кухтий Федор Наумович. Будущих воинов сюда везли со всей округи. Кроме того колхозникам надо было производить продукцию для фронта, для победы. Каждый двор, как и в I мировую войну, обложили военным налогом. Государству нужно было сдать в год 50 кг мяса, 8 кг сливочного масла, 80 штук яиц. Чулак-сай в военные годы был бедным, но всё-таки люди помогали фронту, вязали носки, варежки. Некоторые делились своим имуществом и скотом. В архиве сохранились данные о том, что Павел Журавлев из 150 собственных ягнят 148 отдал для фронта. Впоследствии он был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Для восстановления народного хозяйства после войны Правительством Казахстана было принято решение помочь братскому народу, пострадавшему от немецко-фашистских захватчиков. В 1948 году большую помощь оказал и Чулак-сай. Через военный комиссиариат было получено задание гнать скот на Украину в Ворошиловградскую область. Старшим скотником был назначен Бегала Дузельбаев, вместе с ним отправили работниц фермы Стоногину Т. и Пелихову Н. Они вышли в мае, гнали 5 гуртов, дорога заняла 6 месяцев. Возвращались домой в октябре, обратный путь занял полтора месяца.
Поднятие целины – еще одна историческая веха в истории села.
В летописи каждой страны есть события, имеющие эпохальный характер. Для Казахстана и других независимых государств бывшего Союза, таким событием стало освоение целинных земель. Одна из следующих страниц истории Шолаксая – это тяжелые послевоенные годы, освоение целины. Снова в степное село прибыли новоселы, посланцы из разных уголков Советского Союза. В 1954-1956 годы Шолаксай стал настоящей «фабрикой зерна». В шолаксайском целинном хлебе – труд нескольких поколений. С целинной эпопеей связаны их судьбы, самоотверженность, дружба. Целина стала для них школой жизни. В свое время многие целинники были награждены орденами и медалями, среди них: Цаплин Сергей Иванович, Сероженко Иван Иванович, Лычак Анатолий Николаевич, Койшин Галым, Чеповский Николай Яковлевич, Каргабаев Сейдахмет Кунтиевич, Моисеев Петр Иванович, Каргабаев Терекбай, Клинк Альберт Александрович, Амиров Мырзагали, Бабич Анатолий Лукьянович, Шрейдер Армин Герминович и многие другие. А сегодняшние хлеборобы, специалисты высокого класса – это дети тех, кто поднимал целину, кто работал на ней.
1.3. Шолаксай в наши дни
В настоящее время с. Шолаксай является динамично развивающимся хозяйством и уже приобрело известность как центр по производству сельскохозяйственной продукции. Во многом это произошло благодаря успешной деятельности аграрного предприятия ТОО «Шолаксай №1», считающегося лучшим в Наурзумском районе. Директор компании Умурзак Бекдильдинович Ихтиляпов — сильный, талантливый управленец и один наиболее социально ориентированных руководителей региона. Он возглавил предприятие в тяжелейшие для страны 1990е годы. Несмотря на все сложности, на катаклизмы, подобные суровой зиме 1998 года, сумел сохранить производство, всеми силами поддерживал население. Посёлок выжил, но самое главное — не разъехались люди, поверившие в лучшее. В те времена не было понятия «социальные программы» — Умурзак Бекдильдинович просто трудился в соответствии с традициями казахского народа, мусульманской веры и теми принципами, которые были в него заложены с детства. Он любит повторять народную мудрость предков: «Если в ауле есть хоть один голодный, не верь, что этот аул сытый». Директор ТОО «Шолаксай №1», по его собственным словам, сверяет свою жизнь и работу с политикой Президента РК Н.А. Назарбаева. У.Б. Ихтиляпов неоднократно участвовал в совещаниях, проводимых главой республики с аграрниками. Умурзак Бекдильдинович признаётся: «Слушаю Нурсултана Абишевича и думаю: ведь именно так я и понимаю свой долг, именно в этом направлении стараюсь действовать! Такое совпадение в намерениях большого государства и маленького посёлка всегда настраивает меня на позитивное отношение к жизни, к профессии». Ежегодно здесь засевают зерновыми более 18 тысячи гектаров и получают хороший урожай. В селе прекрасная школа, больница, детский сад, музей, столовая. Поселок располагает садово-огородным хозяйством и фермой, где разводятся крупный рогатый скот, свиньи, овцы, гуси, лошади. Здесь поставлено на откорм 150 бычков драгоценной аулиекольской породы, которую в Костанае называют «породой XXI века». В распоряжении товарищества имеется собственный самолёт АН-2, с его помощью ТОО борется с саранчой и ведёт химическую прополку. Всё это — стратегический резерв маленького, но жизнеспособного экономического формирования.
Основа местной сельской экономики — хлеб. Наурзумский район не является самым плодородным в области, но качество зерна, выпускаемого шолаксайцами, всегда превосходное. Даже в те годы, про которые жители села говорят, что они «без лета», шолаксайский хлеб — неизменно безупречен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Чувство любви к Родине – чувство патриотизма, вызванное любовью к малой Родине, героическому прошлому и славному настоящему. Данный проект помог нам понять эти чувства, проникнуться ими и мы уверены, что пронесем их дальше по жизни в непрерывной связи с любовью, глубоким уважением к своей Родине – Республике Казахстани малой Родине – Наурзумью. Знакомясь поближе с историей, людьми Наурзумского края, мы прониклись чувством глубокого уважения ко всему познанному.
Данный проект помог:
объединить ребят по интересам, расширить возможности детской самодеятельности и инициативы, проявить творчество, придал общественную направленность и значимость выполненных ребятами работ;
совершенствовать систему воспитательной работы Докучаевской средней школы средствами краеведения;
формировать опыт организации социально значимой деятельности детско-юношеской организации;
приобрести бесценный опыт самостоятельной жизни;
адаптироваться к условиям окружающей жизни;
приобрести опыт исследовательской деятельности и профессиональной ориентации.
По окончании деятельности в рамках данного проекта нами, участниками, изъявлена инициатива по его продолжению за счет того, что мы не только осознали в процессе реализации его поисково-исследовательскую значимость, но и поняли, что те умения и способности, которыми мы обладаем, приносят реальную пользу. Наши села сегодня являются единственными хранителями истиной истории Наурзумья. С их исчезновением уходит не только память, но и важные события из жизни людей, территории, события, о которых подрастающее поколение не знает ничего.
В проекте принимала участие группа подростков, которые ведут активный здоровый образ жизни. Надеемся, что общение с нами поможет ребятам, склонным к вредным привычкам, последовать положительному примеру сверстников.
И вторая важная сторона проблемы - мы научились разумно использовать свободное время и организовать свою полезно - значимую деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://kagro.kz/stati/vypuski-gazety/45-308/118- html Региональная газета «Костанайские новости»
http://kstnews.kz/newspaper/49?node=16875 Региональная газета
«Костанайские новости»
Л. Фефелова. Царское село Шолаксай.
Архивные данные музея с. Шолаксай.
Дневник научно-исследовательской работы
Ахамбаевой Айгерим и Янчука Дмитрия по теме
«Малая Родина: прошлое и настоящее. Царское село Шолаксай»
Этапы Задачи Деятельность учащегося Сроки
Подготовка
Определение темы и цели научно-исследо-вательской работы Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цель. октябрь
2015 г.
Планирование Определение источников информации к главе «История села в период Столыпинской реформы», определение способов ее сбора и анализа. Вырабатывают план действий, изучают литературу.
Оценка собранных фактов. ноябрь
2015 г.
Определение источников информации по темам «История населения села - интереснейшая составная часть человеческой судьбы» и «Партизанский отряд Л. Тарана в Шолаксае». Вырабатывают план действий, изучают литературу.
Оценка собранных фактов. декабрь
2015 г.
Определение источников информации ко 2 главе «До и после войны»,
определение способов ее сбора и анализа.
Работа по теме «Участие шолаксайцев в Великой Отечественной войне». Вырабатывают план действий, изучают литературу.
Оценка собранных фактов. январь
2016 г.
Определение источников информации по темам
«Поднятие целины – еще одна историческая веха в истории села» и «Шолаксай в наши дни». Вырабатывают план действий, изучают литературу.
Оценка собранных фактов. февраль
2016 г.
Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. март
2016 г.
Туристкая экспедиция в с. Шолаксай. Фотографирование материала, встречи с жителями села. апрель
2016 г.
Коллекционирование, подборка фотоматериалов Фотографирование материала апрель
2016 г.
Подготовка презентации «Царское село Шолаксай» Распечатка презентации Составление фотоприложения к работе, подборка рекомендаций Составление и оформление фотоприложения и буклета с рекомендациями Анализ и обобщение Анализ информации,
Оформление результатов, формулировка выводов Анализируют информацию,
Обобщают результаты.
апрель
2016 г.
Оценка Анализ выполнения проекта. Анализ достижений, поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта апрель
2016 г.
Защита проекта Подготовка доклада. Защищают работу, участвуют в коллективной оценке результатов. апрель
2016 г.