Рабочая программа Юные туристы
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа № 512
Невского района г. Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО школы №512
Невского района Санкт-Петербурга
______________Г. А. Тихонова
Протокол педсовета №
от
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юные туристы»
возраст обучающихся 9-17 лет
срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Лемницкий Андрей Владиславович,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа"Юные туристы" модифицированная, имеет туристско-краеведческую направленность.
Данная программа разработана на базе типовых Программ, подготовленных Центром детско-юношеского туризма Минобразования России, утверждённых Исполкомом международного туристско-спортивного союза и рекомендованных для использования в системе дополнительного образования:
"Юные судьи туристских соревнований"- (автор Константинов Ю.С., судья всесоюзной категории по туризму, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации)
"Юные туристы-краеведы" – (автор Смирнов Д.В., судья республиканской категории по туризму, кандидат педагогических наук).
Правильно организованное и хорошо проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование туристов, расширяет их кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу Природа всегда давала человеку психическое и физическое здоровье. Совершая туристские путешествия, юные туристы должны быть всесторонне подготовлены: быть физически развиты, психологически подготовлены для действий в условиях похода, владеть основами техники туризма, иметь топографические знания, уметь ориентироваться на местности, освоить туристские навыки по организации бивака, быть готовыми к ночлегу и приготовлению пиши в полевых условиях и т. п.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Заниматься могут все желающие, начиная с 9 лет. Обязательным условием для обучающихся является отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям активными формами туризма.
Цель программы: создание необходимых условий для подготовки туристских организаторов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности и дальнейших занятий туризмом.
Основные задачи программы:
Обучающие:
обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях.
расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в школе.
Развивающие:
интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся
развитие творческой, познавательной, и созидательной активности
расширение знаний об окружающем мире
укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием
Воспитательные:
воспитание патриотизма посредством занятия краеведением
воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению, охране, воспроизведению.
Условия реализации программы
Время, отведенное на обучение, составляет 108, 144, 216, 288, или 324 часа в год, из расчета соответственно 3, 6, 8 или 9 часов в неделю, причем, практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения - 15 человек, второго года - 12 человек, 3-й год - 10 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Программой предусмотрено проведение индивидуальных, групповых занятий и занятий по подгруппам (звеньям).
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста подготовленности занимающихся и усложнения стоящих задач следует уделять большее внимания на занятия по подгруппам (2-3 человека) и индивидуальные занятия.
Режим работы объединения строится в соответствии с учебно-тематическим и календарным планами. Приемлемы такие варианты:
1 вариант
108 часов в год
(3 часов в неделю)
1 раз в неделю
по 3 учебных часа
2 вариант
144 часа в год
(4 часа в неделю)
2 раза в неделю
по 2 учебных часа (4 часа)
3 вариант
216 часов в год
(6 часов в неделю)
2 раза в неделю
по 2 учебных часа (4 часа)
1 раз в месяц -
однодневный поход или занятия на местности в течение 8 часов
4 вариант
288 часов в год
(8 часов в неделю)
2 раза в неделю
по 2 учебных часа (4 часа)
2 раза в месяц –
однодневный поход или занятия на местности в течение 8 часов
5 вариант
324 часа в год
(9 часов в неделю)
2 раза в неделю
по 2 и 3 учебных часа
(5 часов)
2 раза в месяц –
однодневный поход или занятия на местности в течение 8 часов
Формы занятий и методы обучения
Для освоения программы используются теоретические и практические занятия: традиционное занятие в аудитории, практические занятия на местности, учебные соревнования. Практические занятия проводятся в спортивном зале и на улице (в парках, на стадионах города). Практикуются выезд за город, на местность. Теоретические занятия проводятся, как правило, в виде беседы. Учащимся предлагается домашняя работа на самостоятельную подготовку и расчет маршрута, составление меню-раскладки продуктов и т. п.
Методы обучения
Словесный - беседа, рассказ, лекция, устное изложение материала.
Наглядный - схемы, плакаты, образцы, показ.
Практический - тренинг, выполнение практической работы.
Прогнозируемый результат
Освоив программу, обучающиеся
должны знать:
правила и нормы поведения юных туристов
основные требования к месту привала и бивака
меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров
меры безопасности при организации подъемов и спусков
порядок подготовки к походу
принципы составления меню и списка продуктов
правила движения на маршруте
условные знаки различия спортивных и топографических карт
понятия ориентирования
медицинскую аптечку
правила оказания доврачебной помощи
значение физической подготовки;
должны уметь:
составить перечень личного и группового снаряжения для похода выходного дня
укладывать рюкзак
ухаживать за снаряжением
одевать ИСС
работать с карабинами, жумарами и ФСУ
проходить дистанции 1 класса
выбрать место для привала, бивака
развести костер, заготовить дрова
составлять план-график похода
составлять меню, раскладку продуктов
приготовить на костре каши, супы
вязать узлы: прямой, булинь, восьмерку, встречный, ткацкий, проводник
читать и изображать топографические знаки
двигаться по азимуту с компасом и картой
измерять расстояние по карте
обеззараживать воду
выполнять нормативы по физической подготовке, принятые в школьной программе, с превышением их на 10-15 %
управлять средствами сплава
получат развитие такие качества личности как:
целеустремлённость, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.
будут совершенствоваться
коммуникативные навыки, умение организовать себя и свое время
Виды и формы контроля
Контроль состояния здоровья. Входное врачебное тестирование и диагностика. Врачебный контроль и самоконтроль туриста. Осуществление врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.
Контроль уровня физической работоспособности и функционального состояния организма. Проводится в рамках текущего комплексного обследования. В него включаются тестовые забеги, тестирование силы мышц, скоростных и скоростно-силовых качеств.
Контроль уровня психической работоспособности. Тестирование оперативного мышления, переключения, распределения и объема внимания. Уровень развития наглядно-образной и оперативной памяти.
Анализ деятельности и результатов соревнований.
Текущая психолого-педегогическая диагностика и тестирование. Цель выступления. Результат. Время и анализ действий победителей и призеров. Систематизация ошибок. Причины ошибок. Место совершения ошибок. Работа над исправлением ошибок.
Контроль позволяет выявить уровень освоения учащимися программы и дать рекомендации для дополнительных занятий учащимся, слабо усвоившим материал. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в организацию учебного процесса.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Организация учебно-тренировочного процесса по программе предусматривается в течение 9 месяцев учебного года. Вместе с этим, педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием занимающихся. Рекомендуется использовать методику "погружения" детей в проблему, для решения которой необходимо коллективно-командное решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией сил и средств.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, поло-возрастного, морально-волевого и функционального развития.
Распределение учебной нагрузки по годам обучения при нагрузке в неделю 3 часа
№
Наименование разделов
Всего
теория
практика
1
Введение
3
1
2
2
Туристско-бытовые навыки юного туриста
21
4
17
3
Основы топографии
8
2
6
4
Туристское и экскурсионное ориентирование
22
3
19
5
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
11
3
8
6
Основы краеведения
12
2
10
7
Спортивно-оздоровительный туризм
18
2
16
8
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
13
1
12
ИТОГО:
108
18
90
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Распределение учебной нагрузки по годам обучения при нагрузке в неделю 4 часа
Год обучения
1-й год
2-й год
3-й год
№
Наименование разделов
Всего
теория
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1
Введение
3
1
2
3
1
2
3
1
2
2
Туристско-бытовые навыки юного туриста
28
2
24
28
2
24
28
2
24
3
Основы топографии
11
2
9
11
2
9
11
2
9
4
Туристское и экскурсионное ориентирование
28
4
24
28
4
24
28
4
24
5
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
13
2
11
13
2
11
13
2
11
6
Основы краеведения
15
2
13
15
2
13
15
2
13
7
Спортивно-оздоровительный туризм
26
2
26
26
2
26
26
2
26
8
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
20
1
19
20
1
19
20
1
19
ИТОГО:
144
16
128
144
16
128
144
16
128
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Распределение учебной нагрузки по годам обучения при нагрузке в неделю 6 часов
Год обучения
1-й год
2-й год
3-й год
№
Наименование разделов
Всего
теория
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1
Введение
6
2
4
6
2
4
5
2
3
2
Туристско-бытовые навыки юного туриста
42
8
34
30
8
22
30
6
24
3
Основы топографии
18
4
14
17
2
15
8
2
6
4
Туристское и экскурсионное ориентирование
44
7
37
43
4
39
45
4
41
5
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
19
5
14
15
4
11
12
0
12
6
Основы краеведения
24
4
20
18
4
14
15
2
13
7
Спортивно-оздоровительный туризм
37
5
32
59
6
53
73
7
66
8
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
26
2
24
28
1
27
28
1
27
ИТОГО:
216
37
179
216
31
185
216
24
192
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Распределение учебной нагрузки по годам обучения при нагрузке в неделю 8 часов
Год обучения
1-й год
2-й год
3-й год
№
Наименование разделов
Всего
теория
Практика
Всего
теория
Практика
Всего
теория
практика
1
Введение
6
2
4
6
2
4
5
2
3
2
Туристско-бытовые навыки юного туриста
56
8
48
50
8
42
46
6
40
3
Основы топографии
23
4
19
18
2
16
18
2
16
4
Туристское и экскурсионное ориентирование
55
7
48
67
4
63
69
4
65
5
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
25
5
20
23
4
19
20
20
6
Основы краеведения
30
4
26
28
4
24
25
2
23
7
Спортивно-оздоровительный туризм
53
5
48
54
6
48
60
7
53
8
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
40
2
38
42
1
41
45
1
44
ИТОГО:
288
37
251
288
31
257
288
24
264
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Распределение учебной нагрузки по годам обучения при нагрузке в неделю 9 часов
Год обучения
1-й год
2-й год
3-й год
№
Наименование разделов
Всего
теория
Практика
Всего
теория
Практика
Всего
теория
практика
1
Введение
6
2
4
6
2
4
5
2
3
2
Туристско-бытовые навыки юного туриста
52
8
54
50
8
42
50
6
44
3
Основы топографии
28
4
24
18
2
16
18
2
16
4
Туристское и экскурсионное ориентирование
67
7
50
67
4
63
69
4
65
5
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
27
5
22
23
4
19
20
20
6
Основы краеведения
34
4
30
28
4
24
25
2
23
7
Спортивно-оздоровительный туризм
64
5
59
84
6
78
89
7
82
8
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
46
2
44
48
1
47
48
1
47
ИТОГО:
324
37
287
324
31
293
324
24
300
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Туристские путешествия, история развития туризма.
Туризм средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.
Краеведение, туристско-краеведческое движение "Отечество", основные его направления.
Туристско-бытовые навыки юного туриста
2.1. Туристское снаряжение
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, кухонное оборудование. Самодельное снаряжение. Ремонтный набор, аптечка.
Практические занятия
Распределение группового снаряжения между участниками группы, его весовые характеристики, удобство транспортировки. Уход за личным и групповым снаряжением. Ремнабор, комплектность и использование.
2.2. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).
Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Установка палаток, размещение вещей в них, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Свертывание лагеря. Уборка мест лагеря. Противопожарные меры.
Типы костров. Правила разведения костра.
Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.
Практические занятия
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Уход за одеждой и обувью в походе, сушка и ремонт.
Организация ночлегов в помещении.
Игры в пути и на привале. Туристская песня.
Нормы поведения туристов в населенных пунктах.
Питание в походе
Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Практические занятия
Составление раскладки продуктов и меню. Практика приготовления пищи в полевых условиях. Особенности приготовления пищи на костре.
Подготовка и организация путешествия
Права и обязанности участников похода.
Подбор группы. Должности в группе: постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.
Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода.
Практические занятия
Разработка маршрута, составление плана-графика движения.
Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник.
Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформление собранного материала. Написание отчета.
3. Основы топографии
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт. Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы.
Изображения рельефа на топографических картах.
Практические занятия
Практика работы с топографическими и спортивными картами в помещении и на местности.
4. Туристское и экскурсионное ориентирование
Практика ориентирования.
Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. "Путешествие" по карте.
Упражнения на запоминание условных знаков.
Ориентирование на местности
Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Практические занятия
Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Движение с использованием карты и компаса. Действия при потере ориентировки.
Основы спортивного ориентирования.
Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Практические занятия
Учебные соревнования по спортивному ориентированию.
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста.
Соблюдение правил личной гигиены в туристских походах, при приеме пищи в полевых условиях, перекусах во время прогулок или экскурсий. Соблюдение личной гигиены при занятиях физической культурой, спортом и туризмом. Зарядка, закаливание, душ, парная баня, сауна, солнечные ванны. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение правил личной гигиены при выполнении физических упражнений.
Обязанности санитара туристской группы.
Оказание первой доврачебной помощи.
Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах, переломах конечностей. Характеристики травм. Венозное и артериальное, капиллярное кровотечения и способы их остановки. Открытый и закрытый перелом. Наложение жгута и шины. Отработка способов транспортировки пострадавшего.
Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов. Химических жидкостей, газов. Способы обработки и промывания глаз.
Ожоги, обморожения. Причины, виды, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Профилактика солнечных ожогов.
Пищевые отравления, признаки отравления. Сроки хранения пищи и продуктов. Ядовитые растения, ягоды и грибы. Промывание желудка и оказание первой помощи при отравлениях. Меры профилактики.
Солнечный и тепловой удар. Причины, признаки, оказание необходимой помощи. Профилактические мероприятия.
Укусы клещей, пчёл, других насекомых, змей. Обработка ран и наложение повязок, оказание первой помощи, необходимость обращения к врачу. Профилактические мероприятия. Средства защиты от кровососущих насекомых.
Определение травм и способов оказания первой доврачебной помощи.
Практические занятия
Практические занятия по использованию мед. аптечки при различных диагнозах.
Наложение шин и повязок. Отработка различных способов транспортировки пострадавшего.
6. Основы краеведения
6.1 Краеведческие объекты родного края
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты.
6.2 Рельеф, полезные ископаемые, флора и фауна.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа.
Наиболее типичные горные породы и минералы. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Флора и фауна.
Практические занятия
Практика ознакомления с окружающей флорой и фауной при занятиях на местности
7. Спортивно-оздоровительный туризм
Пешеходный туризм
Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзаком. Организация движения группы в однодневном походе по пересеченной и залесенной местности, преодоление водных преград, крутых склонов, траверсы склонов "серпантином", движение вдоль шоссе. Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото с наведением кладей, жердей. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы. Переправа вброд. Оказание взаимопомощи.
Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Практические занятия
Отработка практических умений и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Переправа через условное болото по кочкам. Спуски, подъемы по пересеченной и залесенной местности. Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков. Переправа через реку, ручей вброд (глубиной до 0,2-0,3 м).
Просмотр видеофильмов.
Полоса препятствий пешеходного туризма
Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Личное, лично-командное, командное прохождение полосы препятствий. Работа в связках. Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) в команде на соревнованиях.
Практические занятия
Переправа через болото по кочкам; по гати с наведением кладей (жердей); подъем, траверс, спуск по склону с использованием альпенштоков; переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; "мышеловка"; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью "маятника", переправа по бревну с наведенными перилами, переправа по качающемуся бревну, спуск с наведением и снятием перил, подъем с наведением и снятием перил, переправа по бревну с наведением и снятием перил.
Анализ результатов и ошибок при прохождении дистанции.
8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
Основная цель утренней физической зарядки. Значение совершенствования выносливости и морально-волевых качеств. Развитие общей и специальной выносливости и морально-волевых качеств, кроссовая подготовка. Совершенствование функциональных возможностей обучающихся (гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание). Развитие силы. Соблюдение личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия
Обучение основам техники бега. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Плавание (освоение одного из способов). Спортивные игры. Гимнастические упражнения.
Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег "серпантином", прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями.
Спортивные (в том числе народные) игры.
Упражнения на развитие гибкости, быстроты и пластичности.
Навыки расслабления мышц после занятий физическими упражнениями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Формы занятий - лекции, беседы, традиционное занятие, поход.
2. Форма организации деятельности - групповая, малыми группами (звеньями), индивидуальная
3. Дидактические материалы, техническое оборудование – схемы, плакаты, туристское
снаряжение
4.Формы подведения итогов – поход, соревнование, смотр, конкурс.
Обеспечение программы методической продукцией
методические материалы
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе,
организации отдыха детей и молодежи
наглядные средства обучения
спортивные карты
компас, курвиметр
образцы туристских узлов
образцы походной аптечки
образцы лекарственных растений
образцы съедобных ягод и грибов
условные знаки спортивных карт
тесты по медицине
разработка конкретных мероприятий
положения о районных и городских туристских мероприятиях туристско-краеведческой направленности (слеты, походы, соревнования, смотры, конкурсы, экспедиции)
материалы из опыта работы
отчеты и результаты туристско-краеведческих мероприятий
отчеты о туристских походах, экспедициях
диагностические материалы
тесты по медицине
результаты соревнований
результаты входного, промежуточного, текущего, оперативного контроля
диагностические материалы методической службы и психолога
специальное оборудование
Список специального туристского общественного снаряжения на группу:
топор большой с чехлом - 2 шт.
топор туристский - 1 шт.
палатка 2-3 местная - 4 шт.
ведра-вставки - 3 шт.
пила двуручная с чехлом - 2 шт.
ремонтный набор - 1 комплект
медицинская аптечка - 1 комплект
тросик с крючьями и костровые рукавицы - 1 комплект
тент - 1 шт.
полиэтиленовая пленка для палаток - 4 шт.
веревки Ш10 мм - 3 шт. по 30 м
карабины - 20 шт.
индивидуальные страховочные системы - 10-15 шт.
Воспитательная работа с юными спортсменами
Цель спортивной подготовки гораздо более широка, чем достижение высоких спортивных результатов. Воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого педагога-тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки - от обучения новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена. Успех воспитательной работы в огромной степени зависит от личности педагога, от его умения сочетать свои усилия с воспитательным воздействием семьи, школьного и спортивного коллективов.
Немалое значение имеет и форма воспитательной работы; она должна быть интересной, активной, живой, творческой. Такая работа идёт в процессе спортивной деятельности коллектива: тренировках, общении до и после тренировки, совместных проведениях праздников, походах, обсуждении того или иного события. Участие в соревнованиях класса, школы, района способствует развитию чувства чести коллектива, закладывает основу патриотизма.
В процессе развития ребёнка как спортсмена неизбежно происходит его приобщение к спортивной истории родного города, страны. Исключительное значение в воспитании патриотизма имеет создание традиций в коллективе. Молодые спортсмены с большим интересом слушают рассказы педагога о своём виде спорта, его истории, примерах выдающихся спортсменов, особенно, если эти спортсмены воспитаны в данном коллективе. Этот интерес нужно всячески поддерживать и развивать.
Воспитание трудолюбия едва ли не основной стержень воспитательной работы. Трудолюбие не воспитаешь, упражняясь мало, тренируясь редко и нерегулярно. Понимая это, педагог-тренер должен знать, что в отличие от тренировки взрослых спортсменов в основе тренировки детей должна быть, прежде всего, игра. Игрой может быть длительный бег, если разработан «сценарий», по которому неожиданно меняются ведущие, препятствия, направления, скорость и характер бега. Игровой интерес поддерживается, прежде всего, пониманием происходящего, возможностью проявить себя в групповых или одиночных действиях, направленных на достижение определённой цели. Цель может заключаться в том, чтобы забить гол, быть самым ловким, пробежать больше других, и во многом другом. Игра незаметно приучает детей к нагрузке, делает её привычной необходимостью. Потребность в нагрузке - это начало спортивного трудолюбия, воспитанного в игровой тренировке.
Хорошо помогает в формировании психологии труженика спортивный дневник. Для этого в конце недели, месяца и года в нём должны подводиться какие-то итоги.
Среди разнообразных методов морального воспитания особое значение имеет личный пример педагога, так как все остальные методы могут дать настоящий эффект лишь в том случае, если педагог-тренер пользуется авторитетом у спортсменов.
Поощрение является исключительно эффективным методом воспитания. Поощрение должно оказывать воздействие не только на поощряемого, но и на его товарищей. Поощряя одного, мы создаём стимул для других. Формы поощрения разнообразны. Это и одобрение, и похвала, и награждение. Главное условие в применении поощрения - это своевременность. Запоздавшее поощрение не только не приносит желаемого воспитательного эффекта, но более того, создаёт у спортсмена впечатление, что его успехи безразличны и тренеру, и окружающим. Поощрять ученика нужно не только за победы и рекорды, сколько за его трудолюбие, дисциплинированность, а также за достижения в учёбе. Смысл поощрения состоит в том, чтобы вовремя поддержать спортсмена, укрепить его уверенность в своих силах, в правильности поступков.
Такой эффективный метод воспитания, как наказание, требует очень внимательного и вдумчивого отношения. Прежде всего, наказание должно быть справедливым и своевременным. Величина наказания должна соответствовать степени проступка спортсмена, однако за одно и тоже нарушение сильнейший спортсмен должен быть наказан строже, чем новичок.
В процессе спортивных занятий с юными спортсменами всё более важное значение приобретает интеллектуальное (умственное) воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены и других дисциплин; воспитание умения анализировать приобретённый опыт тренировки и выступлений в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной и социальной деятельности. Интеллектуальное воспитание обеспечивается главным образом на теоретических занятиях, при самостоятельной работе с книгами, в совместной работе с тренером по анализу соревнований, по разработке планов.
Спортивный коллектив является важнейшим фактором воспитания юных спортсменов. В коллективе спортсмен развивается всесторонне: в нравственном, умственном и физическом отношениях; приобретает определённые социальные навыки. Конечной целью спортивного коллектива является подготовка его членов к активной социальной жизни, к достижению высоких спортивных результатов. Спортивный коллектив даёт оценку поступкам, поведению, отношению к порученному делу того или иного юного спортсмена, что помогает ему разобраться в себе, в своём характере. Формирование спортивного коллектива - это сложный педагогический процесс, в котором главную роль играет педагог-тренер. В спортивном коллективе возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами команды, между спортивными противниками. При решении задач по сплочению коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет, проводить походы, вечера отдыха и праздники, конкурсы самодеятельности.
Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества юного спортсмена формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена (т.е. максимальные для данного состояния) волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировки и соревнований.
Систематическая тренировка и регулярные выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена. В процессе спортивных занятий предусматривается разностороннее развитие таких волевых качеств, как целеустремлённость, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели. Основными средствами и методами воспитания целеустремлённости являются расширение и углубление теоретических знаний в области физической культуры и спорта, особенно в избранном виде спорта. Спортсмену должны быть понятны не только ближайшие планы. Они должны знать, как планируют занятия, какая оценка дана каждому занятию, какой проведён анализ ошибок, и каковы причины успехов в процессе тренировки.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первого же занятия. Строгое соблюдения правил тренировки и участия в соревнованиях, чёткое выполнение указаний педагога-тренера, отличное поведение на спортивных занятиях, в школе и дома - на всё это должен обращать внимание педагог.
Инициативность состоит в способности к самостоятельным действиям. Для развития инициативности и активности широко используются подвижные и спортивные игры и другие виды двигательной активности, в ходе которых занимающиеся должны быстро и правильно оценивать внезапно возникшую обстановку, продумывать и избирать целесообразный план действий в этой обстановке, решаться на самостоятельные действия.
Стойкость - это волевое качество, проявляющееся в особо трудных условиях. Основными его компонентами является мужество, самообладание, выдержка, упорство в достижении поставленной цели, воля к победе. Одним из действенных средств воспитания стойкости является организация тренировочных занятий и соревнований, содержащих в себе значительные трудности для юных спортсменов.
Решительность - это выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Решительность воспитывается в процессе выполнения упражнений, которые должны содержать элементы нового и неожиданного, а также трудности, преодоление которых связано с проявлением решительности.
Воспитание настойчивости и упорства в достижении цели - одна из важнейших задач в подготовке юного спортсмена. Для воспитания этих качеств необходимо не только стремиться к цели, но и верить в её достижение. Юным спортсменам следует постоянно разъяснять, что без преодоления трудностей на тренировке они не могут достигнуть высот спортивного мастерства.
Выдержка и самообладание – способность сохранять ясность ума, управлять своими действиями в условиях утомления, при неожиданных неудачах, а иногда даже при успехе, т.е. в ситуациях, типичных для соревнований по спортивному ориентированию. Как видно из изложенного, волевые качества достаточно разнообразны, и воспитание каждого из них требует конкретного подхода.
Особое место в морально-волевой подготовке занимает психологическая мобилизация перед стартом. Достигается она тем, что спортсмен старается наиболее точно представить себе условия предстоящих соревнований, задачи могущие возникнуть перед ним, и в то же время формирует необходимое отношение к спортивной борьбе в ходе состязания.
ЛИТЕРАТУРА
в адрес педагога
Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1990.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1988.
Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. – М.: Профиздат, 1984.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002.
Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. –М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000гг. Вып.2.-М., 1998.
Садакова Л.Г. Руководство развитием самодеятельности школьников в клубных объединениях. – Киров, 1993.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. /Сост. Ю.С.Константинов. – М.: 1995.
Соловьев А.В. Обеспечение безопасности в туристских походах. Метод. рекомендации. Челябинск, 1983.
Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
в адрес обучающихся
Берман А.Е. Путешествие на лыжах. – М.: «ФиС», 1968.
Григорьев В.Н., Штовба Ю.К. Сложные походы на байдарках. – М.: «ФиС», 1971.
Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: «ФиС», 1985.
Карманный справочник туриста. Изд. Третье. – М.: Профиздат 1985.
Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: «ФиС», 1990.
Питание в туристском путешествии. Мир туристских интересов. – М.: Профиздат, 1986.
Самодельное туристское снаряжение. – М.: «ФиС», 1987.
№ Занятия
Планиру-емая дата занятия
Фактическая дата занятия
Тематика теоретической и практической части занятия
Всего количество часов
1
2
3
5
8
Теория: Сбор группы , постановка задач на новый учебный год. Инструктаж по Т/Б
2
Практика: ОФП, подвижные игры
Теория Туризм средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков.
2
Практика: ОФП, пионербол
Теория Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.
2
Практика: ОФП, подвижные игры
Теория: Инструктаж по Т/Б при работе в спортивном зале
2
Практика: СФП, перестрелка
Теория: Способы самостраховки
2
Практика: Организация прохождения переправы по бревну с самостраховкой
Теория: Способы самостраховки
2
Практика: Организация прохожденив переправы по бревну с самостраховкой в составе группы
Теория: Значение правильно завязанных узлов
2
Практика: Завязывание схватывающего узла и его работа на горизонтальной верёвке
Теория: Значение правильно завязанного схватывающего узла
2
Практика: Маятниковая переправа
Теория: Значение правильно завязанного схватывающего узла
2
Практика: Организация прохождения вертикальной переправы (тарзанка) со схватывающим узлом
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в виде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория: Перестёжка с одного препятствия на другое
2
Практика: Перестёжка по паутине из горизонтальных верёвок
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в виде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория:
2
Практика: Организация прохождения подъёма по наклонной гимнастической скамейке со схватывающим узлом
Теория:
2
Практика: Организация прохождения спуска по наклонной гимнастической скамейке со схватывающим узлом
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов ( подъёма и спуска по наклонной гимнастической скамейке со схватывающим узлом)
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов ( подъёма, траверса и спуска по наклонной гимнастической скамейке со схватывающим узлом и перестёжкой),под малым углом
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов ( подъёма, траверса и спуска по наклонной гимнастической скамейке со схватывающим узлом и перестёжкой),под углом 25 градусов
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов ( подъёма, траверса и спуска по наклонной гимнастической скамейке со схватывающим узлом и перестёжкой),под углом 30 градусов
Теория:
2
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в виде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория:
2
Практика: Организация прохождения параллельно переправы
Теория: Рем. набор, комплектность и использование.
2
Практика: Организация прохождения параллельно переправы
Теория:
Практика:
2
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
2
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
2
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
2
Теория:
Практика: Организация прохождения различных технических этапов, как отдельных элементов так и в ввиде блок-этапов(лично , в составе связки, в составе группы)
Теория: Личное снаряжение: карабины, ФСУ, жумары
2
Практика
Теория
2
Практика: порядок использования и техника работы с карабинами, ФСУ, жумарами
Теория: Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
2
Практика
Теория: Уход за личным и групповым снаряжением.
2
Практика
Теория
2
Практика: Уход за личным и групповым снаряжением.
Теория: Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
2
Практика
Теория
2
Практика: Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Теория
2
Практика: Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Теория: Установка палаток, размещение вещей в них, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
2
Практика
Теория
2
Практика: Установка палаток, размещение вещей в них, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Теория
2
Практика: Установка палаток, размещение вещей в них, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Теория: Типы костров. Правила разведения костра.
Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.
2
Практика
Теория
2
Практика: Типы костров. Правила разведения костра.
Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.
Теория
2
Практика: Типы костров. Правила разведения костра.
Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.
Теория: Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
2
Практика
Теория: Значение правильного питания в походе.
2
Практика
Теория: Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
2
Практика
Теория
2
Практика: Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
Теория
2
Практика: Составление раскладки продуктов и меню. Практика приготовления пищи в полевых условиях. Особенности приготовления пищи на костре.
Теория: Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты.
2
Практика
Теория: Условные знаки топографических карт.
2
Практика
Теория
2
Практика: Условные знаки топографических карт.
Теория: Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы.
2
Практика
Теория
2
Практика: Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы.
Теория
2
Практика: Практика работы с топографическими и спортивными картами в помещении и на местности.
Теория
2
Практика: Практика работы с топографическими и спортивными картами в помещении и на местности.
Теория
2
Практика: Практика работы с топографическими и спортивными картами в помещении и на местности.
Теория
2
Практика: Практика работы с топографическими и спортивными картами в помещении и на местности.
Теория: Компас, его устройство, правила обращения
2
Практика
Теория
2
Практика: Компас, его устройство, правила обращения
Теория: . Азимут, определение азимута. Движение по азимуту.
2
Практика
Теория
2
Практика: . Азимут, определение азимута. Движение по азимуту.
Теория
2
Практика: . Азимут, определение азимута. Движение по азимуту.
Теория
2
Практика: Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов.
Теория
2
Практика: Движение с использованием карты и компаса
Теория
2
Практика: Действия при потере ориентировки
Теория: Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзаком.
2
Практика
Теория: Организация движения группы в однодневном походе по пересеченной и залесенной местности, преодоление водных преград, крутых склонов, траверсы склонов "серпантином", движение вдоль шоссе.
2
Практика
Теория
2
Практика: Организация движения группы в однодневном походе по пересеченной и залесенной местности, преодоление водных преград, крутых склонов, траверсы склонов "серпантином", движение вдоль шоссе.
Теория: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
2
Практика
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
Теория
2
Практика: Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил.
Теория
2
Практика: Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков.
Теория
2
Практика: Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков.
Теория: Переправа через условное болото с наведением кладей, жердей. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы.
2
Практика
Теория
2
Практика: Переправа через условное болото с наведением кладей, жердей. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы.
Теория
2
Практика: Переправа через условное болото с наведением кладей, жердей. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы.
Теория
2
Практика: Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил.
Теория
2
Практика: Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил.
Теория
2
Практика: Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Спуски, подъемы по пересеченной и залесенной местности.
Теория
2
Практика: Спуски, подъемы по пересеченной и залесенной местности.
Теория
2
Практика: Спуски, подъемы по пересеченной и залесенной местности.
Теория: Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий.
2
Практика
Теория
2
Практика: Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий.
Теория
2
Практика: Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий.
Теория: Личное, лично-командное, командное прохождение полосы препятствий. Работа в связках. Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) в команде на соревнованиях.
2
Практика
Теория
2
Практика: Личное, лично-командное, командное прохождение полосы препятствий. Работа в связках. Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) в команде на соревнованиях.
Теория
2
Практика: Личное, лично-командное, командное прохождение полосы препятствий. Работа в связках. Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) в команде на соревнованиях.
Теория
2
Практика: Личное, лично-командное, командное прохождение полосы препятствий. Работа в связках. Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) в команде на соревнованиях.
Теория: Преодоление оврага (канавы) с помощью "маятника", переправа по бревну с наведенными перилами, переправа по качающемуся бревну, спуск с наведением и снятием перил, подъем с наведением и снятием перил, переправа по бревну с наведением и снятием перил.
2
Практика
Теория
2
Практика: Преодоление оврага (канавы) с помощью "маятника", переправа по бревну с наведенными перилами, переправа по качающемуся бревну, спуск с наведением и снятием перил, подъем с наведением и снятием перил, переправа по бревну с наведением и снятием перил.
Теория
2
Практика: Преодоление оврага (канавы) с помощью "маятника", переправа по бревну с наведенными перилами, переправа по качающемуся бревну, спуск с наведением и снятием перил, подъем с наведением и снятием перил, переправа по бревну с наведением и снятием перил.
Теория
2
Практика: Преодоление оврага (канавы) с помощью "маятника", переправа по бревну с наведенными перилами, переправа по качающемуся бревну, спуск с наведением и снятием перил, подъем с наведением и снятием перил, переправа по бревну с наведением и снятием перил.
Теория: Переправа через болото по кочкам; по гати с наведением кладей (жердей); подъем, траверс, спуск по склону с использованием альпенштоков; переправа по бревну на равновесие;
2
Практика
Теория
2
Практика: Переправа через болото по кочкам; по гати с наведением кладей (жердей); подъем, траверс, спуск по склону с использованием альпенштоков; переправа по бревну на равновесие;
Теория
2
Практика: Переправа через болото по кочкам; по гати с наведением кладей (жердей); подъем, траверс, спуск по склону с использованием альпенштоков; переправа по бревну на равновесие;
Теория: Личная гигиена туриста.
Соблюдение правил личной гигиены в туристских походах, при приеме пищи в полевых условиях, перекусах во время прогулок или экскурсий. Соблюдение личной гигиены при занятиях физической культурой, спортом и туризмом.
2
Практика
Теория: Личная гигиена туриста.
Соблюдение правил личной гигиены в туристских походах, при приеме пищи в полевых условиях, перекусах во время прогулок или экскурсий. Соблюдение личной гигиены при занятиях физической культурой, спортом и туризмом.
2
Практика
Теория: Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах, переломах конечностей.
2
Практика
Теория: Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах, переломах конечностей.
2
Практика
Теория
2
Практика: Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах, переломах конечностей.
Теория
2
Практика: Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах, переломах конечностей.
Теория: Венозное и артериальное, капиллярное кровотечения и способы их остановки.
2
Практика
Теория
2
Практика: Венозное и артериальное, капиллярное кровотечения и способы их остановки.
Теория
2
Практика: Венозное и артериальное, капиллярное кровотечения и способы их остановки.
Теория: Открытый и закрытый перелом. Наложение жгута и шины. Отработка способов транспортировки пострадавшего.
2
Практика
Теория
2
Практика: Открытый и закрытый перелом. Наложение жгута и шины. Отработка способов транспортировки пострадавшего.
Теория
2
Практика: Открытый и закрытый перелом. Наложение жгута и шины. Отработка способов транспортировки пострадавшего.
Теория: Ожоги, обморожения. Причины, виды, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Профилактика солнечных ожогов.
2
Практика
Теория: Ожоги, обморожения. Причины, виды, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Профилактика солнечных ожогов.
2
Практика
Теория: Пищевые отравления, признаки отравления. Сроки хранения пищи и продуктов. Ядовитые растения, ягоды и грибы. Промывание желудка и оказание первой помощи при отравлениях. Меры профилактики.
2
Практика
Теория: Пищевые отравления, признаки отравления. Сроки хранения пищи и продуктов. Ядовитые растения, ягоды и грибы. Промывание желудка и оказание первой помощи при отравлениях. Меры профилактики.
2
Практика
Теория: Пищевые отравления, признаки отравления. Сроки хранения пищи и продуктов. Ядовитые растения, ягоды и грибы. Промывание желудка и оказание первой помощи при отравлениях. Меры профилактики.
2
Практика
Теория: Укусы клещей, пчёл, других насекомых, змей. Обработка ран и наложение повязок, оказание первой помощи, необходимость обращения к врачу. Профилактические мероприятия. Средства защиты от кровососущих насекомых.
2
Практика
Теория: Укусы клещей, пчёл, других насекомых, змей. Обработка ран и наложение повязок, оказание первой помощи, необходимость обращения к врачу. Профилактические мероприятия. Средства защиты от кровососущих насекомых.
2
Практика
Теория: Краеведческие объекты родного края
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты.
2
Практика
Теория: Краеведческие объекты родного края
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты
2
Практика
Теория: Краеведческие объекты родного края
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты
2
Практика
Теория: Рельеф, полезные ископаемые, флора и фауна.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа.
2
Практика
Теория: Рельеф, полезные ископаемые, флора и фауна.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа.
2
Практика
Теория: Рельеф, полезные ископаемые, флора и фауна.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрографии, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа.
2
Практика
Теория
2
Практика: ОФП, подвижные игры
Теория
2
Практика: ОФП, подвижные игры
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: ОФП, подвижные игры
Теория
2
Практика : Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика : Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: ОФП, подвижные игры
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Полоса препятствий пешеходного туризма
Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий.
Теория
2
Практика: Полоса препятствий пешеходного туризма
Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий
Теория
2
Практика: Способы преодоления простых естественных препятствий при помощи веревки: спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил. Переправа через ручей, овраг по бревну с помощью "маятника". Наведение командой вертикальных перил при спуске и подъеме, организация снятия перил. Переправа по бревну с наведением перил, снятие перил.
Теория
2
Практика: Полоса препятствий пешеходного туризма
Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий
Теория
2
Практика : ОФП, подвижные игры
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515