Конспект занятия по теме «Бивуак. Организация бивачных работ».



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Г. БРЯНСКА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Бивуак. Организация бивачных работ».


РАЗРАБОТАЛА: педагог
дополнительного образования
Стасишина Н.В.
г. Брянск - 2015 год

Конспект занятия по теме
«Бивуак. Организация бивачных работ».
Цель занятия: Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для выбора
бивака в походных условиях.

Задачи занятия:
- ознакомить детей с понятием бивака, требованием к биваку;
- формирование умений и навыков бивачных работ;
- развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
- способствовать развитию логического мышления, памяти и
внимания учащихся;
Оборудование:
Плакат с биваком.

Тип занятия: комбинированное.

Литература: 1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.
2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;
3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -
Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.
4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная
детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.
5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.
6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.
7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.


План занятия
Подготовительная часть. (3)
Объяснение новой темы: (30)
- изложение новой информации;
- практическая работа с дидактическим материалом. 4. Закрепление изученного материала. (8)
5. Подведение итогов занятия. (2)
6. Организационный момент. (2)

Ход занятия
Содержание занятия ОМУ
1. Подготовительная часть:
Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности
Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая изобразить рожицу на карточках.
Обратить внимание
на готовность кзанятию, форму
одежды занимающихся.
Рисуют своё настроение на начало урока.
2. Проверка знаний по предшествующейтеме:
Прежде, чем мы с вами начнем рассмотрение
Нового материала, мы должны вспомнить, какую тему мы рассматривали на прошлом занятии.
Ответ: Установка палатки. Укладка в ней вещей.
Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов.
1. Какие приспособления надо для того, чтобы поставить палатку?
Ответ: Палатка, тент для палатки, набор колышков 10 -12 шт, стойки.
2. Для чего служит палатка?
Ответ: Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от
непогоды.
3. По каким конструкциям подразделяются палатки?
Ответ: По конструкции палатки подразделяются на каркасные,
полукаркасные и бескаркасные.
4. Ваши действия по установке палатки?
Ответ: Сначала растягивается дно, закрепляется по углам
колышками. Затем собираются стойки, устанавливают конек
и натягивают его. Натягиваются боковые скаты палатки.
5. Какие же требования должны быть к палатке?
Ответ: небольшой вес, непромокаемость, хорошая теплоизоляция, ветроустойчивость, быстрота установки и разборки, комфортность, прочность, удобство переноски в рюкзаке, защищенность от проникновения гнуса. 6. Для чего служит тент на палатке?
Ответ: защищает от сырой погоды. Обратить внимание на правильные ответы.
3. Объяснение новой темы:
Изложение новой информации:
Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:
«Бивак. Организация бивачных работ».
Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода.
День близится к вечеру, пора подумать о ночлеге. Останавливаться на ночлег надо не позже чем за 1,5-2 часа до наступления темноты. Последний переход перед ночлегом не обязательно выдерживать 40-45 минут.
ТРЕБОВАНИЯ К БИВАКУ:
Безопасность.
Нельзя: - выбирать место вблизи населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, газопроводов, под ЛЭП; в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи;
2. Вода – без нее на биваке не обойтись, она должна быть чистой, проточной, вытекать не из населенного пункта. Идеально – если это
Тему занятия написать на доске.
Занимающиеся записывают в тетради.родник. Останавливаясь на реке, вдоль которой имеются населенные пункты, бивак следует разбивать выше по течению от деревни, водопоев и бродов.
Рекомендуется выбирать места с удобными спусками к воде, спокойными плесами и песчаным дном без коряг.
3. Дрова: На биваке должно быть достаточно топливо (сухостой, поваленные сухие деревья) желательно хвойные деревья.
4. Место должно быть ровным, сухим, удобным, рано освещаемом солнцем (восточные склоны холма, восточная опушка леса, берег реки и т.д.). Здесь быстрее просыхает роса на траве и палатках. Место ночлега лучше выбирать в редком хвойном лесу, где почва засыпана опавшей сухой хвоей, а ветки деревьев не могут загореться от костра. Хорошо если место защищено от ветра густыми зарослями.
5. Выбирая место бивака, надо подумать: «А что если…»
а) ночью будет гроза; это значит, нельзя разбивать бивак у одиноко стоящих деревьев, на вершине холма, чтобы избежать при грозе опасности поражения молнией;
б) сильный ветер; это значит, нельзя разбивать бивак рядом с сухостойными, наклонившимися, подрубленными или подгнившими деревьями, которые могут рухнуть;
в) сильный дождь; это значит, надо разбивать лагерь в некотором отдалении от реки, на возвышенной площадке, чтобы поднявший уровень воды нас не подмочил.
6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.
Планирование бивака.
Для устройства бивака также предъявляются свои требования, которые по возможности надо соблюдать, особенно если бивак планируется не на одну ночь, а на две или даже на три.
Палатка, кухня, место для дров и т. п. должны располагаться компактно. Палатки ставятся на сухом, возвышенном, хорошо продуваемом ветром месте, чтобы не мучили комары. Место установки палаток предварительно очищают от камней, веток, шишек. При ветре палатки ставят так, чтобы ветер дул в заднюю стенку. Палатки располагаются ближе друг к другу – всеми выходами к костру, на безопасном от него расстоянии (не менее 5 метров). Желательно входы в палатки ориентировать на открытое место – опушку леса, реку, озеро – лучше на восток или юг.
Костер следует размещать так, чтобы не было опасности загорания веток деревьев, сухостоя, кустарника, сухой травы.
Санитар должен обследовать окрестности лагеря и выбрать на расстоянии 70-100м от его центра укромные места – в густых зарослях, а еще лучше в неглубоких сухих овражков. Кроме того, санитар должен найти естественное углубление или выкопать в отдалении от костра и палаток ямку, куда будут сваливаться отходы – остатки пищи, консервные банки, другой мусор.
На водотоке, которым будет пользоваться группа, ответственный дежурный по биваку должен наметить три места: самое верхнее по течению – для забора воды на кухню, ниже – для умывания и мытья ног и
еще ниже – для мытья посуды и стирки снаряжения. На горных реках с очень быстрым течением подобная планировка не имеет смысла.
Организацию бивачных работ руководитель должен продумать заранее, во время движения по маршруту, чтобы максимально возможное число дел выполнялось параллельно, то есть одновременно.
При благоприятной погоде первоочередными будут заготовка дров и разведение костра, а уж потом, когда дров соберется достаточно и их
Записать в тетради.
Записать в тетради.
Записать в тетради.
хватит не только на вечер, но и на приготовление завтрака, начинается установка палаток. Если же небо грозит дождем или он уже начинается, надо быстро поставить палатки, укрыть в них рюкзаки, а потом всем пойти за хворостом.
По прибытию на бивак группе дается 5-10 минут для отдыха. В это время участники достают из рюкзаков все, что нужно дежурным по кухне: ведра, хозяйственный мешок, продукты, топоры, пилу. Ответственный дежурный по биваку определяет очередность работ, распределяет наряды, указывает, куда складывать сучья, где будут костер и места для палаток.
За дровами идут все, кроме дежурных поваров, кострового и ответственного по биваку, который следит за ходом работ, отмечает, кто, как трудится, и решает, мало еще или уже достаточно принесено дров. Бригада дежурных по кухне в это время раскладывает свое хозяйство, оборудует костер, готовит растопку, приносит воду и т.д.
И только после того, как у костра будет достаточное количество дров для приготовления ужина, половину группы можно оставить в лагере для установки палаток, а остальные продолжают заготовку дров для вечернего костра и приготовления завтрака.
Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина, утром – до завтрака.
Свертывание бивака.
Утром, до укладки рюкзаков, завхоз по питанию предупреждает, кто какие продукты дает на обед, чтобы их не убирать в глубину рюкзака.
Работы по разбивке и свертыванию бивака, включая приготовление и прием пищи, не должен занимать более 2 часов. Все зависит от четкости и слаженности работы.
Дежурных поднимают за 1,5 -2 часа до общего подъема. С вечера они должны приготовить все для утренних работ: чистую посуду, ведра с водой, получить у завхоза все необходимые продукты. Надо не забыть и такие «мелочи», как соль, спички, ножи, сухую растопку и т. д. Все это они складывают в своей палатке. Поднимаются тихо, работают тихо, чтобы не разбудить товарищей. Им следует с вечера не забыть укрыть дрова, чтобы не промокли в случае дождя.
Пока дежурные готовят завтрак, остальные после подъема, уборки территории, зарядки собирают рюкзаки, снимают палатки. После завтрака котелки чистят новые дежурные, а старая смена за это время успевает уложить свои рюкзаки. Вот почему дежурство лучше передавать после завтрака. Новая смена дежурных заботится и о костре (заливает водой, укладывает дерн).
Руководитель объявляет время выхода. Сушить вещи надо с вечера в стороне от костра, а утром на ветру и солнышке досушить.
Туристы должны с первых выходов в поход усвоить правило: «место привала должно быть убрано идеально»:
- кострище заложить снятым дерном и полить;
- банки (предварительно обожженные на огне) и другой мусор
закопать;
- все, что горит (бумага, щепки и т.п.), - сжечь;
- остатки дров сложить аккуратно под деревом – ими
воспользуются другие туристы;
Бивак свернут. Костер загашен. Командир или кто-то из назначенных им ребят быстро проверяет место – все ли сделано, убрано, ничего ли не потеряно. Записать в тетрадь.
4. Закрепление нового материала.
Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили
сегодняшний материал, предлагаю каждой команде составить по два вопроса.
Какую тему мы прошли на занятии?
Ответ: Бивак. Организация бивачных работ.
2. Что такое бивак?
Ответ: Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской
группы для ночлега и отдыха.
3. Перечислите требования, предъявляемые к биваку?
Ответ: наличие воды, дров, безопасности, место.
4. Как и на каком расстоянии устанавливаются палатки?
Ответ: Палатки располагаются ближе друг к другу – всеми
выходами к костру, на расстоянии не ближе 5 метров.
5. А что если ночью гроза?
Ответ: это значит, нельзя разбивать бивак у одиноко стоящих деревьев, на вершине холма, чтобы избежать при грозе опасности поражения молнией;
6. А что если сильный дождь?
Ответ: это значит, надо разбивать лагерь в некотором отдалении от реки, на возвышенной площадке, чтобы поднявший уровень воды нас не подмочил.
7. А что если сильный ветер?
Ответ: это значит, нельзя разбивать бивак рядом с сухостойными, наклонившимися, подрубленными или подгнившими деревьями, которые могут рухнуть;
8. Во сколько надо заканчивать все бивачные работы?
Ответ: Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина, утром –
до завтрака.
Обратить внимание на правильные ответы.
5. Подведение итогов занятия.
Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие. Оценить работу каждого занимающегося.
Зарисовать настроение на конец занятия.
6. Организационный момент.
Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.