Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Реки и ее части


Урок по теме: Река и ее части.
Цель урока: сформировать целостное представление о реке и ее частях.
Задачи урока:
Рассмотреть части реки (исток, устье, притоки, водосборный бассейн, водораздел, русло, дельта, речная система, пойма, пороги, );Познакомиться с видами питания рек, характером течения рек ( горная река, равнинная река, плавное и бурное течение);
Формировать навыки работы в паре и группе;
Развитие приемов работы с картами; умений оценивать результаты выполненных действий;
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Основное содержание: реки как основная часть поверхностных вод суши. Части реки: исток, устье, притоки, водосборный бассейн, водораздел, русло, дельта, речная система, пойма, пороги. Разные виды истоков и устьев рек, дельта и эстуарий. Левые и правые притоки реки. Самые протяженные реки мира и России. Крупнейшие водосборные бассейны мира и России. Воздействие рельефа на характер течения рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады , самые известные водопады. Питание рек. Режим рек.
Требования к подготовке учащихся:
называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки, равнинные и горные реки, крупные водопады;
приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; воздействие рельефа на характер течения рек;
определять по картам разные виды истоков и устьев рек;
описывать режим рек.
обозначать на контурной карте крупные реки России и мира;
Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, презентация к уроку, контурная карта.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с включением этаповсовершенствования знаний, умений, навыков).
Формы работы на уроке:
Фронтальная
Индивидуальная
Парная
Групповая
Методы и приемы:
метод монологического изложения - при сообщении готовых выводов, фактов, правил, где деятельность учащихся наблюдение и слушание;
исследовательский метод - при решении познавательных заданий, имеющих практический характер и решаемых учащимися самостоятельно;
метод диалогического изложения.
Решение УУД на уроке:
Личностные УУД:
Формирование личностных представлений о целостности природы;
Предметные УУД:
Формирование основных понятий урока: река, исток, устье, притоки, бассейн, водораздел, долина, русло, , пойма, паводок, половодье, горные реки, равнинные реки;
Использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни;
Метапредметные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Владение основами самоконтроля;
Умение определять понятия, делать обобщения
Технологическая карта урока:
Этап урока: Организационный момент.
Рекомендации к выполнению: Положительный настрой учащихся
Цель : Подготовить учащихся к участию в учебной познавательной деятельности.
1.Этап урока: Подготовка к учебно–познавательному интересу.
Рекомендации к выполнению: Учащиеся по предложенному слайду высказывают предположение об изучаемой части гидросферы.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с географической оболочкой Земли –гидросферой. Обратите внимание на слайд 1(презентации) и скажите, о какой части гидросферы сегодня пойдет речь на уроке?

Ученики: о реках на Земле.
Учитель: скажите ребята, а что Вам уже известно о реке, а с чем нам предстоит познакомиться на уроке? И делает короткие записи на доске:
Рекомендации к выполнению: учащиеся показывают свои знания о реках и высказывают предположения , о том, что им предстоит узнать на уроке.
Известно Предстоит познакомиться
1.Что такое исток реки;
2. Что такое устье реки; 1. Узнать какие части имеет река;
2. Какие реки бывают по характеру течения;
3.Чем питаются реки;
Учитель: ребята давайте вместе сформулируем тему урока.
Ученики: Река и ее части.
Ученики и учитель вместе формулируют цель и задачи урока.
2. Этап урока: изучение нового материала.
Рекомендации к выполнению: работа в рабочем листе (Приложение).
Учитель: работа сегодня на уроке пройдет в рабочих листах, они находятся перед Вами, где мы и запишем тему урока (рабочий лист – приложение).
Учитель: В тексте параграфа найдите и запишите в рабочий лист определение, что называется рекой.
Учащиеся: записывают определение.
Река – водный поток, текущий в выработанном углублении-русле.
Учитель: используя текс учебника и свои знания, на схеме в рабочем листе подпишите части реки (3-4 минуты). Работа в парах.
Учащиеся: у доски по схеме рассказывают о частях реки. Все остальные ученики проверяют и делают корректировку в схеме рабочего листа.
Учитель: Задание: определить исток, устье и притоки рек, используя карту атласа и занесите полученные результаты в таблицу рабочего листа ( работа в парах).
Первый ряд определяет части реки Волги;
Второй ряд – р.Енисей;
Третий ряд – р.Обь.
Название реки Исток реки Устье реки Притоки реки
Волга
Енисей
Обь
438340547942500Ученики: комментируют выполненное задание, все остальные учащиеся дополняют таблицу и ведут проверку выполненного задания.
Задание: используя понятия, заполните схему «Части реки» (2 минуты). Работа в группах.
Долина – широкое углубление, где течет река.
Пойма -часть долины реки, затопляемая во время разлива рек.
Русло реки - углубление, где постоянно течет река.
Учитель: предлагает учащимся групп дать ответ по предложенному заданию.
Учащиеся: по одному из группы рассказывают о выполненной работе и делают запись в рабочем листе.
Учитель: Каждая река имеет бассейн и водораздел, дельту. В тексте параграфа найдите определение и запишите их в рабочий лист.
Учащиеся: делают запись.
Бассейн – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Водораздел – граница между бассейнами рек.
Дельта —низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков.
Учитель: на Земле существует два вида рек – равнинные и горные.
Задание: используя текс учебника, дайте характеристику равнинной реки, а затем горной. Работа проводится в устной форме в парах.
Задание: заполните схему «Виды питания рек», используя текст учебника (2 минуты) и дать определения половодье и паводок. Работа в группах.
1451610-635Виды питания рек
00Виды питания рек

117602065913000274256557594500362140481915003804284215900015354297239000
3696335774700037782577470002025650128270002025649-12954000
36214055207000215900052070003778255207000
Половодье -_______________________________________________________
Паводок -_________________________________________________________
Учитель: предлагает учащимся групп дать ответ.
Учащиеся: по одному из группы рассказывают о выполненной работе и делают запись в рабочем листе.
3. Этап урока: Закрепления.
Рекомендации к выполнению: учащиеся выполняют проверочный тест.
Проверочный тест
1.Русло реки –это
а) вытянутое понижение земной поверхности,выработанное рекой;
б) возвышенная часть реки;
2. Исток реки – это:
а) ее конец; б) ее начало;  
3. Закончи предложение: граница между речными бассейнами называется_____
4. Река – это
а) постоянный водный поток, текущий выработанном им углублении- русле;
б) водный поток, текущий под землей;
5. Устье реки – место, где:
а) в нее впадают другие реки;
б) она впадает в другой водоем (реку, озеро, море или океан);
6. Закончи предложение: территория, с которой вся вода стекает в одну реку, называется ___;
4. Этап урока: Рефлексия.
Рекомендации к выполнению: учащиеся дают ответ на поставленные вопросы.
Цель: объективная оценка своей работы на уроке.
1) Какой вид деятельности вам больше понравился?
А) слушать учителя. В) самому добывать знания.
2) Было ли у вас время на посторонние занятия?
А) да Б) нет.
5. Этап урока: Домашнее задание.
Рекомендации к выполнению: выполняется всеми учащимися.
Цель: закрепить полученные знания на уроке
Задание:
Изучить параграф;
Выучить понятия на рабочем листе;
В контурной карте выделить и подписать 7крупных рек России;

Приложение. Рабочий лист_________________________(ФИ)___________класс
Тема урока____________________________________________________________
Река____________________________________________________________
Задание: назовите и подпишите на рисунке части реки, используя текст учебника.
286893012319000
4932680318770001987553187700012573014732000
84010521209000-4254528511500
Задание: заполните таблицу. Определить исток, устье и притоки рек, используя физическую карту России.
Название реки Исток реки Устье реки Притоки реки
Волга
Енисей
Обь
45104058064500Задание: используя понятия, подпиши на рисунке «Части реки».
Долина – широкое углубление, где течет река.
Пойма -часть долины реки, затопляемая во время разлива рек.
Русло реки - углубление, где постоянно течет река.
Задание: по тексту учебника найдите и запишите новые понятия на рабочий лист.
Бассейн ________________________________________________________
Водораздел _____________________________________________________
Дельта __________________________________________________________
1868805283845Виды питания рек
00Виды питания рек
Задание: заполните схему «Виды питания рек», используя текст учебника и свои знания.
444245917018000468820412446000338327912446000239267917970500194690917018000
46310551968500253555565405005162558445500
3888105844550011734808445500
Половодье ______________________________________________________

Паводок ________________________________________________________
Проверочный тест
1.Русло реки –это
а) вытянутое понижение земной поверхности, выработанное рекой;
б) возвышенная часть реки;
2. Исток реки – это:
а) ее конец; б) ее начало;  
3. Закончи предложение
Граница между речными бассейнами называется__________________;
4. Река – это
а) постоянный водный поток, текущий выработанном им углублении-
русле;
б) водный поток, текущий под землей;
5. Устье реки – место, где:
а) в нее впадают другие реки;
б) она впадает в другой водоем (реку, озеро, море или океан);
6. Закончи предложение
Территория, с которой вся вода стекает в одну реку , называется _______;
Домашнее задание:
Изучить параграф;
Выучить понятия;
В контурной карте полушарий выделить и подписать 7 крупных рек России и мира.
Литература.
Дронов В.П., Савельева Л. Е. Учебник. Географии Землеведение. 6 класс. Дрофа. Москва. 2012г.
Дронов В.П., Савельева Л. Е. Методическое пособие к учебнику география .Дрофа. Москва.2013г.
Дюкова С.Е., Петрова Н.Н., Чичерина О.В. Учебно – методическое пособие. Тесты. География. 6-7 классы. Дрофа. Москва. 2001г.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. «ВАКО». Москва. 2005г.
Ресурсы интернета.