Конспект урока по теме Образ русской женщины в произведении Н. А Некрасова Есть женщины в русских селеньях.


ТЕМА: Образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова.
Цель урока: самостоятельно применять элементы анализа текста в решении учебных задач.
Задачи:
Ι. Образовательные: понимать авторскую позицию, находить изобразительно-выразительные средства языка, осознавать их роль в тексте.
ΙI. Развивающие: развивать умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками.
ΙII. Воспитательная: воспитывать соблюдение этических норм в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: иметь способность к планированию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое мнение.
Приемы: диалог, выразительное чтение, фронтальный опрос.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Ход урока.
Актуализация необходимых знаний – разминка для ума - 3 минуты.
Учитель: Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы сегодняшнего урока, я предлагаю вам провести небольшую разминку для ума. Она не только поможет вам настроиться на работу, но и напомнит о тех понятиях, которые помогут вам сегодня при решении различных учебных задач. Ваша задача назвать, какое художественное средство изображено в данных стихотворных строках, и обосновать свою точку зрения.
Предполагаемые ответы детей:
- «Глядятся весёлого солнца лучи» - эпитет – прилагательное в переносном значении и олицетворение.
- Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы… - сравнение с союзом как.
- Всё серые, карие, синие глазки – полевые цветы – метафора, процесс сравнения скрыт, переносное значение осталось.
- Синеющей лентой, извилистой, длинной.
Река луговая… - метафора, выражена существительным в переносном значении.
- Река луговая, как лента – сравнение с союзом как.
- Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам… - метафора и олицетворение.
- Ребяческий крик как гром гремит по лесам… - сравнение с союзом как.
- И зимнего солнца холодный огонь – метафора и эпитет.
Целеполагание – 10 минут.
Учитель: Молодцы! Обратите внимание на карточки у вас на столах. Что вы на них видите?
Предполагаемый ответ: Тут два отрывка из поэм Н. А. Некрасова.
Учитель: Определите, какова тема этих отрывков, и вы сможете сформулировать тему сегодняшнего урока.
Предполагаемый ответ: Тема – русская женщина.
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Предполагаемый ответ: Образ русской женщины в произведении Н. А. Некрасова.
Учитель: А для чего вам нужно изучить это произведение? Чем оно вам пригодится в реальной жизни?
Предполагаемые ответы: Расширение словарного запаса, мы узнаем, какая была тогда русская женщина, можно сравнить с женщиной сегодня.
Учитель: ещё умение понимать авторские образы поможет вам определять авторскую позицию, главную идею текста. Сформулируйте для себя цель сегодняшнего урока в форме вопроса, на который бы вы хотели в течение урока получить ответ (заслушать несколько целей детей). Моя цель сегодня – помочь вам получить ответы на ваши вопросы. А поможет нам в этом какая форма работы с текстом?
Предполагаемый ответ: чтение и анализ.
Учитель: Дома вы познакомились с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос». Какие стороны жизни русской женщины раскрывает перед нами поэт?
Предполагаемый ответ: труд, отдых хозяйство, материнство, помимо этого внешний вид, качества характера, её душу.
Деятельность – 20 минут.
Учитель: «Одна голова хорошо – а две лучше», учит нас русская пословица. Я предлагаю вам поработать в группах по пять человек. На столах у вас лежат маленькие карточки с тематическими строчками из нашего отрывка. Найдите тех, у кого та же тема (Дети ищут свои группы и садятся в группы, раздаются групповые задания). У вас ровно пять минут, чтобы выполнить задания на ваших карточках и выберите сразу одного человека, который представит всем свои результаты.
Учитель: Начинаем представлять свои результаты. Сейчас будет много информации, которая пригодится каждому из вас в достижении цели сегодняшнего урока. Что лучше сделать?
Предполагаемый ответ: Записать по возможности основную информацию.
Учитель: Заполним по нашей теме таблицу, в которую внесём основную информацию из выступлений групп.
(Все группы выступают и записывают основную информацию в таблицу).
Учитель: Что можно сказать, глядя на информацию в нашей таблице, о русской женщине?
Предполагаемый ответ: Автор показывает её совершенной, идеальной.
Учитель: То есть, какова основная мысль этого отрывка?
Предполагаемый ответ: возвеличить русскую женщину.
Учитель: Вы согласны с такой точкой зрения на образ русской женщины?
Свободные ответы детей с объяснением.
Рефлексия – 7 минут.
Учитель: Достигли ли вы своих целей? (спросить несколько учеников). Что вы поняли сегодня по ходу урока. Поделитесь с нами своими размышлениями, закончив данные предложения (дети отвечают). Оцените, пожалуйста, свою работу в группах. Поставьте оценки каждому члену группы в зависимости от вклада в общее дело.
Домашнее задание:
5 – Написать сочинение по теме «Русские женщины» с использованием материалов отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и других произведений (сказки, например).
4. «Русская женщина: вчера, сегодня, завтра» – свободное сочинение по теме, какая она была во времена Некрасова, какая сейчас, а какая, по-вашему, будет завтра?3 – Выразительное чтение отрывка «Мороз, Красный нос».