Внетабличные случаи умножения и деления вида 20х3, 3х20, 60:3
Урок математики (УМК «Школа России»)
3 класс
Тема: Внетабличное умножение и деление случаев вида 20х3, 3х20, 60:3
Тип урока: изучение новых знаний
Цель:
1) образовательные: создание условий для открытия учащимися способов умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём; закреплять умение записывать выражения и вычислять их значения; решать задачи на деление по содержанию и на равные части;
2) развивающие: развивать познавательную активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), устную речь;
3) воспитательные: воспитывать целеустремлённость, умение работать в паре, вести диалог, способствовать формированию адекватной самооценки.
Основные понятия, формируемые на уроке: внетабличные случаи умножения и деления.
Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, иллюстрация в учебнике (счётные палочки, связанные в пучки по 10 штук), карточки для устного счёта
Ход урока:
Ι. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. Надеюсь, что оно будет таким на протяжении всего урока.
Отправляясь на урок,
Всё ли взял с собой, дружок?
Учебник, ручку и тетрадь,
Желанье делать всё на «пять»,
Таблицы знанье и вниманье,
Взаимовыручку, старанье. ( уч-ся проверяют готов-
ность к уроку)
Ι Ι Актуализация знаний.
- Начинаем нашу работу
С «гимнастики ума» - устного счёта.
-Предлагаю вам поработать с соседом по парте.
- Вспомним правила работы в паре. ( У ребят памятки «Правила работы в паре»)
Правила работы в паре
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Обращайтесь друг к другу по имени.
3. Говорите по очереди, не перебивая друг друга.
4. Чётко высказывайте своё мнение.
5. Уважайте мнение собеседника.
Помните главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
(Работа в парах)
1)У учащихся таблица:
11, 12, 13, 14, 115, 16, 17, 18, 19, 20
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 (Проверка - фронтально)
31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
- Обведите в кружок числа из таблицы умножения, а остальные зачеркните.
- Найдите в таблице числа, у которых делитель
6 (12,18, 24,30, 36)
5 (15, 20, 25, 30, 35, 40)
(12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40)
2)Вычислите, пожалуйста.
3х4
4х3
12: 3
12: 4
20х3
3х20
60: 3
- Проверим, что у вас получилось.
( В трёх последних случаях дети должны испытать затруднения, т.к. не изучали внетабличные случаи умножения и деления.)
ΙΙΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Почему смогли легко выполнить вычисления в первых четырёх случаях? (Знаем таблицу умножения и деления)
- Почему не смогли справиться со всеми заданиями? Почему у вас разные результаты? (Такие случаи умножения и деления мы не изучали, их нет в таблице)
-Значит, эти случаи умножения и деления не относятся к табличным. Вам интересно узнать, как они называются, и как правильно выполнять вычисления?
20х4 30х3 10х6
- Как называются числа при умножении? Назовите первые множители.
- Чем похожи эти числа? (Это двузначные числа, оканчивающиеся нулями)
- Что обозначает нуль в записи каждого числа? (Отсутствие единиц. В числе содержатся только десятки.)- Выберите вопросы, на которые предстоит ответить на уроке.
1. Как называются случаи умножения и деления, которых нет в таблице?
2. Как называются числа при умножении и делении?
3. Как выполнить умножение однозначного числа на двузначное (круглый десяток)?4.Как выполнить деление круглого десятка на однозначное число?
( названия чисел при умножении нам уже известны)
ΙV. Изучение новых знаний (поиск решения проблемы)
1) - Если случаи умножения и деления не относятся к табличным, как их можно назвать? (внетабличные)
Работа по иллюстрации в учебнике (часть 2, стр.4)
- Кто может объяснить, как 20х3? (Дети могут догадаться, что удобно считать десятками, сложение можно заменить умножением). Если не догадались, задаю вопросы:
- Сколько палочек в пучке? Как по-другому сказать? (десять, или десяток)
-Сколько пучков палочек нарисовано? (6) (счётные палочки)
-Как узнали? (2+2+2=6)
- Какие слагаемые в этой сумме? (одинаковые)
- Сколько их? (3)
- Замените умножением (2х3=6 пучков)
- Сколько палочек в каждом пучке? (10)
-Сколько всего таких палочек? ( 6 десятков, или 60)
Дети объясняют иллюстрированные случаи умножения и деления: 20х3, 3х20, 60: 3
(20х3 - 2 десятка умножить на 3, получится 6 десятков, или 60; 3х20- основан на применении переместительного свойства умножения; 60: 3 – 6 десятков разделить на 3, получится 2 десятка, или 20)
- Оправдались ваши предположения? Как называются такие случаи умножения и деления? Почему? V Первичное закрепление
- Вернёмся к началу урока. Теперь вы сможете объяснить, как выполнить вычисления? Используйте алгоритм.
Алгоритм умножения однозначного числа на круглый десяток.
1.Заменю круглый десяток… (20 –это 2 дес.)
2. Вспомню таблицу умножения. Умножу …(2дес на 4)
3. Запишу ответ, заменяя число десятков на круглый десяток (8 дес.-это 80)
1) 20х4 30х3 10х6
Стр.4, № 1 – устно с объяснением.
- В группах решите выражения, приготовьтесь объяснить решение по алгоритму, данному в учебнике. (С4)
10х8 90 : 9 40 : 2 2х50 20х4
3) Стр. 4, № 2 - письменно, комментируя запись с места. (по алгоритму)
60:3 100:5 2х40 80:8
10х4 30х3 6х10 5х20 (подведение итогов на данном этапе работы)
Физминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
VΙ. Работа над изученным.
1) Стр. 4, № 3 – устно, фронтально (60: 6=10 (чашек))
2) Стр.4, № 4.
-Прочитайте условие задачи.
-Как удобно записать условие задачи кратко? (В таблице)
- Составляем таблицу.Количество блюдецв 1 коробкеКоличество коробокКоличество блюдец? 1) (:) 3 90
одинаковое2 ? 2) (:)
- Что обозначает число 90? (Количество блюдец)
- Что обозначает число 3? (Количество коробок для 90 блюдец)
- Что обозначает число 2? (Количество коробок для неизвестного количества блюдец)
- Что скажете о количестве блюдец в одной коробке? (Одинаковое, но неизвестное)
- Составьте программу решения , запишите решение выражением (Один ученик решает на закрытой доске)
(Самопроверка по решению на закрытой доске) (90 : 3х2=60 (б)) (итог этапа, подведение результатов работы)
Физминутка
И.п.о.с. Ходьба на месте с различными движениями рук (вверх, вперёд, к плечам, к груди и т.д.).И.п.о.с. – руки на пояс. 1 - поворот туловища влево, 2 - и.п., 3 - поворот туловища вправо, 4 - и.п., 5 - наклон вперёд, 6 - и.п., 7 - наклон назад, 8 - и.п.И.п.о.с. – руки за голову. 1 - присед, руки вверх, 2 - вставая, хлопок в ладони над головой, 3 - присед, руки вперёд, 4 - и.п.И.п.о.с. – руки на пояс. 1 - выпад правой вперёд, руки вверх, 2 - и.п., 3-4 - то же с другой ноги.
3) Стр. 4, № 5 – устно (14, 12, 12, 14)
4) Работа в тетради на печатной основе.
Стр.3, № 1,2 – по вариантам по выбору (самопроверка по образцу на закрытой доске)
VΙΙ.Итог урока
- Какое новое знание открыли для себя на уроке сегодня?
- Какие знания помогли вам это открыть? (знание табличных случаев умножения и деления, знание переместительного свойства умножения)
1. Как называются случаи умножения и деления, которых нет в таблице?
2. Как выполнить умножение однозначного числа на двузначное (круглый десяток)? 3. Как выполнить деление круглого десятка на однозначное число?
VΙΙΙ. Рефлексия
- Кому было легко освоить внетабличные случаи умножения и деления?
- Какие задания вызвали затруднения? Почему?
Самооценка
Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте зелёный кружок, если считаете, что вы знаете, какие случаи умножения и деления называются внетабличными, умеете выполнять данные вычисления.
- Нарисуйте жёлтый кружок, если считаете, что вы знаете, какие случаи умножения и деления называются внетабличными, но допускаете ошибки в вычислениях.
- Нарисуйте красный кружок, если затрудняетесь различать табличные и внетабличные случаи умножения и деления, допускаете ошибки в вычислениях.
- Какой совет дадим тем ребятам, кто нарисовал красный и жёлтый кружки? (выучить таблицу умножения, переместительное свойство умножения, при затруднении пользоваться учебником и памятками)
- Спасибо за работу на уроке!
ΙX. Домашнее задание. (по выбору)
Стр. 4, № 6 (1,2,3 ст.), головоломка или № 7, головоломка, задания под ?