Урок литературы в 11 классе «Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 76»
г. Ульяновска
«Развитие коммуникативных компетенций на современном уроке русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
-68580255905Трунина Елена Александровна

2016
Единственная настоящая роскошь-
80010515620это роскошь человеческого общения
Антуан Экзюпери.
Литература – специфическая учебная дисциплина, рассматриваемая как средство формирования ключевых компетенций, необходимых современному человеку, чтобы быть успешным в различных сферах жизни.
Уроки литературы являются также первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства.
Урок осуществляет в первую очередь задачу совершенствования коммуникативной компетентности в ходе работы по изучению произведения путём вовлечения каждого ученика в процесс активной речевой деятельности: беседу, диалог, монолог. В ходе обсуждения прочитанного, понятого они формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием, отвечают на проблемные вопросы, участвуют в дискуссии с одноклассниками, делают выводы в ходе обсуждения вопросов в группе.
Урок литературы в 11 классе
«Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Цель урока: совершенствование в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного анализа путём проникновения в художественную «ткань» произведения.
Задачи:
1.Образовательная: ближе познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить проблемы текстов 25 задания ЕГЭ, которые можно проиллюстрировать изучаемым произведением;
2.Развивающая:
совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение,
совершенствовать умение проводить сопоставительный анализ путём проникновения в художественную «ткань» произведения,
совершенствовать правильное говорение, умение излагать собственные мысли в свободной интерпретации,
совершенствовать умение выражать свои чувства и эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру, совершенствовать навыка вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению,
совершенствовать аналитическое мышление, совершенствовать монологическую речь;
3. Воспитывающая: воспитывать осознанное и бережное отношение к слову, воспитывать понимание важности человеческих отношений, воспитывать чувства долга, ответственности, взаимопонимании, воспитывать должное отношение и уважение к женщине в любой её ипостаси.
Тип урока: урок-диалог
Методы работы на уроке:
- словесный;
- наглядный;
- демонстрационный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- проблемный.
Форма учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Оборудование:
- презентация;
- эпизод из фильма;
- тексты;
- карточки-задания;
- карточки – помощники.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся знают содержание романа;
- имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа;
- формулируют проблемы, поднятые автором в романе;
- анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.
Ход урока:
1.Организация класса.
2. Сообщение темы урока: Звучит песня…
Лариса Кошмина
Святая женская судьба,
Сердечных мук тебе не минуть,
И сердца твоего мольба –
Сумеет до небес достигнуть.
А нежных рук твоих тепло,
Согреет в лютые морозы.
Поддержишь, если тяжело,
Прольёшь любви святые слёзы.
Святая женская судьба,
На всё твоей хватает силы.
Если б вместила, коль смогла Всю землю на руках носила.
слайд 1)
Ефим Соломонович Роговер, один из исследователей творчества Шолохова, утверждает: «Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб героев романа. Показывая их, писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет полнокровный, зримый, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности».
На предыдущем уроке мы имели возможность познакомиться с индивидуальной судьбой, с неповторимым, наделённым противоречиями характером главного героя Григория Мелехова. Но представление о нём не будет полным, если мы не поговорим с вами о героинях романа, чьи судьбы переплетаются с судьбой Григория Мелехова. (слайд 2) Поэтому тема нашего урока: «Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».(слайд 3)
Отсюда и задача нашего урока:
- познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, и выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать то, о чём мы говорили сегодня на уроке.
3.Работа по теме урока:
Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. Вашему вниманию предлагается небольшой тест:
«Установите соответствие: портретная характеристика – героиня романа».
Переверните белые листы для выполнения теста. Пожалуйста, кто зачитает первую характеристику? (В процессе ответов – слайд №4):
1)Ильинична; 2)Аксинья; 3)Наталья; 4)Дуняша; 5)Дарья;
«Твёрдая старуха» «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...».
«…Ветер трепал юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» «На губах Григория остается волнующий запах ее губ, пахнущих то ли зимним ветром, то ли далеким, неуловимым запахом степного, вспрыснутого майским дождем сена…». «порочная и манящая красота», ее губы «бесстыдно жадные, пухловатые», глаза вспыхивающие «балованным отчаянным огоньком» и улыбку.
…девка красивая... Дюже красивая... Под чёрной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Под зелёной кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье каменные груди, пуговками торчали остренькие соски...
Вывод о том, насколько хорошо знают текст.
В романе эпопее Шолохов создает яркие женские образы Аксиньи, Дарьи, Натальи, Дуняшки, Ильиничны. При всей индивидуализации описания их объединяет щемящая душу острота страданий и трагическая судьба. (на слайде пропадают Дарья и Дуняшка, остаются Аксинья, Наталья и Ильинична).
Попробуем разобраться:
Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?
Каковы их переживания, поступки?
Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?
Не случайно у вас тесты на листах разного цвета –цвет распределит вас по группам, потому что именно в группах вы будете выполнять следующее задание.
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:
«Воплощением каких черт характера является героини романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»- Ильинична?- Наталья?- Аксинья»? Определите, какие из этих качеств наиболее близки вам? Ответ аргументируйте текстом. Опорные слова характеристики выпишите на отдельные листы. Определите выступающего от группы. Время на подготовку – 5 минут. Время на представление результатов – 3 минуты.
При подготовке вы можете воспользоваться алгоритмом, который представлен на листах голубого цвета. Обратите внимания на критерии, по которым будет оцениваться ваш ответ (листы жёлтого цвета).
Ι группа
Аксинья.
1.  Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).
2.  Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.
3.  Какие черты характера раскрываются в Аксинье?
4.  Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.
5.  Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?
II группа
Наталья.
1.  Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?
2.  Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.
3.  Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?
4.  Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.
5.  Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?
6.  В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?
ΙΙΙ группа
Образ Ильиничны.
1.  Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.
2.  Какие черты характера Ильини
чны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?
3.  Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?
4.  Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?
5.  Кто в романе является «преемником» Ильиничны?
(Идёт работа в группах, затем выступления).
Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:
- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?
- Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?
Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.
Просмотр эпизода художественного фильма С.Герасимова «Тихий Дон».
Давайте обратимся к кадрам трагического ухода из жизни одной из этих героинь (смерть Аксиньи).
Анализ эпизода.
Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху».
Смерть Аксиньи — важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя — мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого — семьи, родины, жизни.
- Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?
Живо встают перед глазами женщины, изображённые Шолоховым, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними мы смеёмся и грустим, живём их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.
Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле.
Героинь романа можно осуждать или оправдывать, принимать или не принимать, но важно помнить, что сам автор не был столь категоричен, он полагал, что ни один из героев не является носителем абсолютной правды, все герои имеют право на свою правду, как и вы сами. Но при этом нужно помнить, что каждый из нас несёт ответственность за свои поступки.
- Можно ли сказать, что эти черты определяют судьбу героинь?
Докажите.
-Но только ли черты характера определяют судьбу человеческую?
(историческое и личное переплетаются)
4. Подготовка к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку:
- Определите, какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать наш сегодняшний разговор на уроке.
Проблема материнства, заботы о близких:
В романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло. «Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.  
Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.
Проблема женской любви, женской верности и страсти:
В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек.
Чувство любви в Аксинье необыкновенно сильно, страстно. Оно выражается в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра жизни с себя на другого человека, которому она отдает всю себя без остатка. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.
Проблема извечного человеческого стремления к счастью:
Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.
5. Итог урока:
Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но мы нашли в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. Вернёмся к задаче нашего урока (слайд №5).
-Как вы считаете, выполнена ли она?
Оценки за урок (исходя из критериев).
Приложение 1
Характеристика литературного героя
Примерный план характеристики героя:
1.Определение места героя среди других персонажей.
2 .Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4.Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6.Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10.Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
11.Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
12. Оценка литературного персонажа его современниками.
13.Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Приложение 2
При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии
Отметка Критерии
«5» ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой;
свободно владеть монологической речью.
«4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошо владеть монологической литературной речью;
однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
«2» ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Библиографический список и электронные ресурсы:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО»,2007г.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское словоРС»,2008г.М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.
Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред. Кременцовой Л.П. Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий.
Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.
Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.
Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – невостребованные идеи и образы
Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова.
Эпизоды фильма С.Герасимова «Тихий Дон»