НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема «Звуки К и К ».
НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Тема «Звуки К и К ».
Цель: Познакомить детей со звуками К и К .Задачи:
- Закреплять умение детей давать характеристику гласным и согласным звукам, с опорой на схему и без нее;
- Отрабатывать навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Закреплять знания детей о понятии «звук», «гласные-согласные», «согласные: глухие – звонкие, твердые-мягкие»;
- Упражнять в определении места звука в слове;
- Развивать фонематический слух и восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление;
- Формировать коммуникативную, познавательнуюкомпетентности воспитанников.
- Воспитывать чувство инициативности, доброжелательности, ответственности и сотрудничества, положительное отношение к педагогу и друг другу.
Демонстрационный материал и оборудование: мягкая игрушка кот Матроскин; панно из предметных картинок;символы гласных и согласных звуков; предметные картинки: крот, кит, сок, хоккеист, волк , ослик, трактор, индюк; схемы для звукового анализа.
Раздаточный материал и оборудование: символы гласных и согласных звуков; фишки.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Логопед: 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю вас играть (мячом об пол отбиваю ритм)! Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай и назови предмет». Для детей выставляю картинное панно (12 предметных картинок, по 3 картинки в 4 ряда). Прошу назвать картинку, которая стоит над (под) картинкой.
Основная часть.
Логопед: Ребята, к нам сегодня в гости пришел кот Матроскин, ведь ему очень понравилось играть с нами и узнавать новое о звуках. Помните, Матроскин за правильные ответы даёт фишки. И сегодня тоже он будет так делать. Напомните пожалуйста коту Матроскину на какие две большие группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
Далее логопед ведет деятельность от имени кота Матроскина.
- Чем похожи и чем отличаются гласные и согласные звуки? (Они похожи тем, что – это звуки, мы их слышим и произносим. А отличаются тем, что когда мы произносим гласные звуки губы, зубы и язык преграды воздуху не делают, а когда мы произносим согласные звуки губы, зубы и язык делают преграду воздуху).Дидактическая игра «Символы». Матроскин предлагает детям выложить символы гласных звуков и назвать их. (Коллективная работа на доске).
- На какие группы делятся согласные звуки? (глухие-звонкие, твердые и мягкие).
-Покажите, чем мы обозначаем мягкие звонкие согласные звуки? (зеленым квадратом с колокольчиком; твердые звонкие согласные – синим квадратом с колокольчиком; мягкие глухие согласные – зеленым квадратом, твердые глухие согласные – синим квадратом. Дети работают у себя на столе с символами звуков).- Хотите познакомиться с новыми звуками? А с какими вы догадаетесь сами, если узнаете какое слово я (Матроскин) зашифровал. Детям предлагается карточка, на которой в ряд наклеены картинки: карандаш, ослик, трактор. Дети по первым звукам в слове составляют слово: КОТ.
- А звук, с которым мы познакомимся стоит вначале слова КОТ. Догадались? (Звук К) А как звучит его младший братец? (К ).
- Давайте проверим и расскажем все о звуке К. Какой он? (согласный, глухой, твердый). Чем будем обозначать его? (синим квадратом без колокольчика).
- А теперь проверим и расскажем всё про звук К . Какой он? (согласный, глухой мягкий). Чем будем обозначать этот звук? (зеленым квадратом без колокольчика).
- Предлагаю пойти на разведку! Словесная игра «Разведчики». Детям предлагаю поймать звуки, слоги, слова со звуками К и К . («На разведку мы пойдем и звук К (К ) найдем». Варианты: слог со звуком К (К ), слово со звуком К (К ) найдем!). Дети играют стоя полукругом.
Физкультурная пауза. «На лыжах»
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной!
Хорошо в лесу зимой:
Небо ярко синее,
Ели, сосны в инее.
Снег сверкает под ногами,
- Эй, ребята, кто за нами?
Дети садятся на места.
_ Предлагаю поиграть в «Бусы» (Дидактическая игра). Детям предлагается выложить цветные фишки (зеленые и синие) в определенном порядке. Матроскин выставляет на доске предметные картинки (крот, кит, сок, хоккеист, волк), дети определяют твердый или мягкий звук, место звука в слове и выкладывают нужную фишку. Матроскин поощряет детей фишками за правильно выполненное задание, за помощь другу и пр.
- Ребята, посмотрите пока мы играли в моем любимом слове что- то изменилось, заметили? (Изменилась вторая картинка: был ослик, а теперь индюк). Кто догадался какое слово получилось, составьте слово по первым звукам? (КИТ)
- Давайте сравним эти слова?! Чем похожи? Чем отличаются?
Выложите схемы слова КОТ (используя символы звуков). Расскажите о каждом звуке по порядку.
Измените в слове только один звук так, чтобы получилось слово КИТ (дети используют символы гласных звуков –овал и «улыбку»).
Подходит эта схеме к слову? (нет) Почему? (В слове КОТ звук К – твердый- обозначаем синим квадратом, а в слове КИТ – мягкий звук К – обозначаем зеленым квадратом).
Матроскин поощряет детей за правильно выполненное задание, творческое мышление, инициативность, смелость и желание высказывать свое мнение, не бояться ошибок.
Заключительная часть.
- Ребята, мне уже пора идти в библиотеку и узнавать новое и интересное из книг. Вам понравилось играть со мной? Давайте вспомним с какими звуками мы познакомились сегодня? (Звуками К и К ) В какие игры понравилось играть? Сколько фишек получили, покажите на пальцах. Матроскин считает сколько всего было правильных ответов у детей и хвалит их за то, что они вместе ответили на столько трудных вопросов, потому что одному это было бы не под силу!
Спасибо, ребята!