Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) 1 класс
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.
Уровень изучения предмета определён в соответствии с лицензией данного учреждения (начальная ступень обучения) - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели изучения предмета на конкретной ступени образования:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и др. стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Используемый учебно-методический комплект:
В соответствии с Образовательной программой учреждения используется УМК «Школа России»
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане
Продолжительность курса составляет приблизительно 23 учебные недели (9 часов в неделю). Эта продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Содержание курса
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтения различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинение) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Фонетика и орфоэпия.
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое ударение в предложениях. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика.
Звук и буква. Буква как знак. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной
·записи (чтение). Гласные буквы как показатели твёрдости – мягкости согласных звуков. Йотированные буквы, их функции.
Обозначение буквами звука [й] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приёмы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих. Запись, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (3 – 5 слов со звуками в сильной позиции)сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение.
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением;
- заглавная буква в начале предложения, именах собственных (без введения термина);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Знать/Понимать
Уметь
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
- графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
- форме каждой буквы как пространственно – количественной совокупности составляющих ее элементов;
- иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
- читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывать отдельные части текста (2 – 3 предложения);
- озаглавливать прослушанный текст;
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
- ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями: же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основании сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
- применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- применять усвоенные правила записи слов на основании позиционного принципа русской графики для обозначения твердости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й'].
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебно – методическое обеспечение
печатные пособия:
Горецкий В. Г. Русская азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2011.
Горецкий В. Г. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской Азбуке : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011.
Горецкий В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011.
Жиренко О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. :ВАКО, 2011.
Информационно – коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др (CD)
Материально – технические средства:
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор). Это позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Обучение грамоте».