Элементарное понятие о театральном искусстве. Практическая работа «Художник в театре».


Тема. Элементарное понятие о театральном искусстве. Практическая работа «Художник в театре».
Цель: 1. Дать понятие о синтетическом искусстве, познакомить учащихся с видами театра и определить специфику каждого, показать роль образной среды в создании спектакля, расширить знание о профессии художника.
Развивать творческое мышление, эмоционально-эстетические чувства.
Воспитывать чувство прекрасного, любовь к театру.
Оборудование: материалы: краски, фломастеры, цветные карандаши, ручки (по выбору учащихся), альбом с шаблонами;музыкальный ряд: фонограммы фрагментов из детских сказок, спектаклей, музыка из оперы, балета, мюзикла (репертуар детских спектаклей или видеозаписи ярких фрагментов).
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким видом искусства, который представляет собой синтез нескольких его видов. Это театральное искусство.
Вспомните, с какими видами искусства мы уже знакомы?
У всех видов изобразительного искусства есть свой художественный язык. Назовите изобразительные средства каждого из них.
III.Объявление темы урока
Сегодня мы ознакомимся с театральным искусством и выполним работу «Художник в театре».
IV.Изучение нового материала
Слово учителя.
Театр — один из самых древних видов зрелищного искусства, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет.
Как и любой, другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими особыми признаками. Это искусство синтетическое: спектакль состоит из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника й композитора. Театр — искусство коллективное. Спектакль — это результат деятельности не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение «работники театрального цеха». Спектакль — это и творчество, и производство.
Существует несколько видов театра. Самый распространенный и популярный из них — драматический театр. Его главное выразительное средство — слово. Смысл происходящего на сцене раскрывается с помощью слов, которые складываются в текст (прозаический или стихотворный). Еще один вид театра — опера. Главное в опере — музыка. Чтобы рассказать о своих чувствах, актеры поют. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актерскими способностями. В балете о событиях и взаимоотношениях рассказывают движение и танец, которые артисты исполняют под музыку.
Кроме названных, возникли такие виды театрального искусства, как оперетта и мюзикл, где соединены все формы драматичес-: кого театра, балета и оперы, бытовой танец. Оперетта и мюзикл — популярные жанры театрального искусства. Сюжет, как правило, прост, а мелодии зачастую становятся шлягерами.
Давайте остановимся на работе художника в театре. Прозвучал третий звонок, зал медленно погружается в темноту, бесшумно открывается занавес — и перед глазами зрителей возникает картина: старый парк, деревянная беседка, в центре скамейка, сквозь деревья видны пруд и чистое голубое небо. Этот почти реальный мир придумал художник, он выполняет декорации.
Художник в театре не только создает декорации, но и придумывает костюмы. Костюм является важным элементом в создании художественного образа спектакля. Не случайно костюм — часть, неразрывно связанная с характером персонажа, эпохой, спецификой дейстия в нем отражено определенное время и место дейстия (вспомним, как меняются костюмы Золушки).
Художник по костюмам должен не просто создавать костюмы, но и представлять себе, как они будут выкроины и сшиты. По его заказу также изготавливают обувь, украшения.
Когда спектакль готов, необходимо проинформировать зрителей о предстоящей премьере. Для этого готовится информационно-рекламный плакат, который называется афишей. Афиша должна не только дать информацию зрителю, но прежде всего заинтересовать его, привлечь внимание. Умело и оригинально выполненные афиши вызывают желание побывать там, куда они приглашают. Афиша может быть не только текстовой, желательно еще и изображение.
Из всего сказанного мы видим, насколько велика роль художника в театре, как много у него интересной творческой работы.
V. Практическая работа
Слово учителя.
А сейчас каждый из вас выберет тот вид деятельности художника в театре, который вам больше нравится. Возможно, вы уже посещали какие-то спектакли, балеты. Вспомните, что на вас произвело впечатление, была ли заметна работа художника?
На уроке вы можете работать в одном из направлений:
быть создателями декораций, которые мы видим на сцене;
вообразить себя художниками по костюмам;
представить себя изготовителями афиш, из которых мы узнаем о предстоящем спектакле.
•Работу можно выполнять в любой технике.
VI. Завершение урока
Подведение итогов. Демонстрация завершенных работ, оценка деятельности учащихся.
Задание на следующий урок: принести лист бумаги, цветную бумагу, клей, ножницы.