Методическое сообщение на тему: «Начальный этап обучения в классе фортепиано»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Усть – Ордынская детская школа искусств»
Методическое сообщение
на тему: «Начальный этап обучения в классе фортепиано»
Разработала: Преподаватель по классу фортепиано
Жамбалова Людмила Трофимовна
п. Усть – Ордынский 2016 г.
Цель данной методической работы – повышение эффективности начального этапа обучения игре на фортепиано.
Первые фортепианные уроки
На первых уроках педагог показывает ученику расположение и название клавиш, объясняет ему нотную запись. Нотные знаки ассоциируются у ученика со словесным названием нот (до, ре, ми) с одной стороны, и названиями клавиш, с другой. Педагог, таким образом, обращается к зрению, словесному мышлению, пониманию счета, но не обращается к музыкальному слуху ученика. Нотные знаки (обозначения звуков) для ученика – только символы словесных названий и клавиш. Начинающий обучаться музыке ребенок, не имевший предварительного опыта, находится по отношению к музыкальной речи в таком же положении, в каком находится начинающий лепетать ребенок по отношению к словесной речи. Было бы нелепо, если бы последнему стали показывать буквы до того, как он приобретет разговорный опыт, а между тем, начинающего обучаться воспроизведению музыки до того, как им накоплен некоторый опыт понимания музыкальной речи, зачастую обучают записи этой речи – нотам. Что же можно противопоставить этому методу? Нужно обращаться к музыкальному слуху, к музыкальному мышлению, к музыкальной фантазии учащегося, как к основным и решающим факторам музыкально – исполнительского развития. Это значит, что начинающий обучаться музыке должен предварительно достичь определенного уровня музыкального развития, и лишь на основе приобретенного хотя бы небольшого музыкального опыта, он может перейти к изучению нотной записи. Обучение игре на фортепиано, как и обучение на любом другом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Ученик должен музыкально прочувствовать все то, что он передает на инструменте. Поэтому началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развитие чувства ритма и слуха. У разных людей эти периоды будут различны, так как каждый ученик проходит свой индивидуальный путь развития. Если ребенок обладает, скажем, отличными музыкально – слуховыми данными «самопроизвольно» развившимися, то было бы нелепо задерживать его обучение игре на инструменте, и знакомство с нотной грамотой.
Воспитание чувства ритма и слуха в практической работе идет параллельно, одновременно, для удобства изложения мы рассмотрим воспитания ритма и слуха отдельно.
Ритм.
Обычная ошибка в воспитании ритмического чувства у начинающего обучаться игре на фортепиано ребенка, заключается в том, что ритм подается ему абстрактно, как нечто математическое. Ребенку объясняют ритм как дроби (целая нота, мол, делится на две половины, каждая половина на две части, именуемые четвертями и т.д.). Другими словами, путь воспитания строится от абстрактного к конкретному, то есть дедуктивно. Кто хоть сколько-нибудь знаком с ходом мыслительного процесса ребенка, отлично знает, что лишенные плоти и крови абстрактные определения, не могут вызвать у ребенка ясного представления , и, следовательно, окажутся бездейственными.
Необходимо строить воспитание ритма индуктивным методом.
Первое. Накопление ребенком постепенно усложняющихся ритмических впечатлений. Педагог проигрывает ученику несколько раз небольшой, простенький, но осмысленный мелодический рисунок. Запомнив проигранное, ребенок должен прохлопать ритмический рисунок мелодии, подчеркиваем, что прохлопывание следует за запоминанием. Если ученик неточно воспроизвел ритм, педагог не вносит коррективы, а еще несколько раз проигрывает мелодию и предлагает ученику лучше её запомнить. Из урока в урок ученику преподносятся все более сложные в ритмическом отношении мелодии (движения четверти и половинной, чередование четверти, двух восьмых и половинной, мелодии с затактами, пунктирный ритм, синкопы и т.д.). В течении начального периода обучения ученик должен почувствовать и осознать довольно большое количество понятий, связанных с ритмом – различные длительности, затакт, пунктирный ритм, синкопу, одновременное протекание различных ритмических рисунков. Ученикам, которым трудно бывает почувствовать и осознать ритм, можно рекомендовать предварительное разучивание всей пьесы, либо отдельных её мест, путем выстукивания ритмического рисунка. Полезно заставлять ученика просчитывать несколько пустых тактов перед началом исполнения – это приучит его с первого же такта начинать игру в определенном темпе. Если ученик, несмотря на тщательную ритмическую проработку играемого материала, все же не ощущает длительности такта или единства темпа, можно применить такой метод укрепления ритмического чувства: педагог кладет руку на плечо ребенка и во время игры легко, но очень определенно отмечает пальцем тактовые доли. Затем ученику предлагается во время игры внутренне ощутить равномерную пульсацию, которую он получал извне. Этот прием в большинстве случаев дает положительные результаты.
Воспитание слуха на первом этапе обучения лучше проводить на музыкально – осмысленном материале, отдельные звуки и интервалы не вызывают интереса, не привлекают внимания и с трудом запоминаются ребенком. Прекрасным материалом для первоначальной работы над слуховым развитием являются отрывки из народных и детских песен. Такого типа отрывки из народных песен по своему мелодическому построению, ритмическому рисунку и тональной основе чрезвычайно просты. Вместе с тем они имеют музыкальный смысл, элементарное содержание, которое часто отсутствует в специально конструируемых для развития слуха «примерах на определенное правило».
Работа над развитием слуха и слуховой памяти должна вестись по двум взаимодополняющим и идущим параллельно путям: с одной стороны, по пути непосредственного накопления ребенком мелодических слуховых впечатлений (запоминание, транспонирование, подбирание и т. п.), с другой – по пути элементарного осознания накопленных впечатлений (анализ направления мелодии, нахождение тоники и т. д.). Ребенку проигрывается (достаточно выразительно – это чрезвычайно существенно) небольшая мелодия. Специальным указанием педагога создается установка на быстрое и точное запоминание. Запомнив после ряда проигрываний мелодию, как цельную музыкальную мысль, ребенок выстукивает ее ритмический рисунок и поет ее.
Если ребенок частично неверно запомнил мелодию, педагог не должен пользоваться «методом попутных поправок», исправляя отдельные звуки, целесообразнее еще несколько раз проиграть всю мелодию, обратив внимание на неправильно воспринятое место. Ребенок должен запомнить мелодию настолько, чтобы в ближайший урок самостоятельно ее воспроизвести. Выученные мелодии поются в других тональностях. Педагог дает другой начальный тон и предлагает спеть мелодию с этого звука. Транспонирование, развивающее относительный слух ребенка, необходимо вводить как можно раньше и на простом материале. Наряду с этим начинается «аналитическая» работа. Усваиваются понятия ниже, выше, направление мелодии можно показывать жестом. Далее воспитывается ощущение тоники. Подвести к ощущению тоники можно сравнением незаконченной мелодии (оборванной перед тоникой), с той же мелодией, сыгранной полностью. Для закрепления ощущения тоники полезно предложить ученику находить голосом основной тон в проигрываемых ему незаконченных знакомых мелодиях. Когда учащийся приступает к фортепианной игре, воспитание слуха и слуховой памяти проводится на материале исполняемых пьес. Учащийся должен уметь спеть мелодию пьесы, транспонировать ее по слуху.
Если ученик играет двухголосную пьесу, он должен уметь спеть каждый голос. Также нужно обратить внимание на то, что форма педагогического показа часто может сыграть важную роль в слуховом развитии учащегося. Например, при исправлении фальшивого звука в пьесе, принесенной учеником на урок, далеко не безразлично, укажет педагог на неправильную ноту (фа диез, а не фа бекар), или споет правильный звук и предложит самому ученику исправить ошибку.
Посадка. Несколько слов о посадке. Сидеть нужно не высоко и не низко, выбрать «золотую середину». Корпус чуть наклонен к роялю, спина прямая, не зажата и не расхлябана, она собрана. Можно за секунду убрать напряжение, т.е. обе руки опустить вниз, ощутить тяжесть, вес. Обратим внимание на то, что когда мы сидим на стуле, то не давим на него специально, на стуле лежит наш вес, то же самое, когда стоим на полу, то не давим ногами пол, на полу находится наш вес. Полезно постоять на одной ноге, затем переместить вес на другую ногу, чтобы в дальнейшем при игре на инструменте яснее представлять, как вес из одного пальца переходит в другой.
Упражнения на крышке рояля. Кладем кисти рук на крышку рояля, а вес опускаем вниз. Вот мы и разжались. Пальцы положить довольно плоско и посмотреть, какими местами каждый палец притронулся к крышке. Теперь выясним, почему на крышке, а не на рояле. На рояле трудность возникает, когда клавиша опускается вниз и хочется «надавить» (ужасное слово), а на крышке этой опасности нет. Каким местом на каждом пальце мы притронулись к крышке? Оказывается подушечкой. Где же она находится? Многие педагоги просят играть круглыми пальцами, а это приводит к тому, что прикасаются к клавише косточкой на конце пальца. Значит такое прикосновение таккже дает зажатость, значит звук будет резким. Очень пристрастно побеседовать о ходьбе кошек. Вспомнить какие «резиновые» подушечки у них на лапках. Они мягко ступают на подешучках, даже лапка прогибается, а затем чуть приподнимается.
Потрогаем себя за щечки, погладим, чтобы лучше, точнее найти подушечку на пальце. Локти на крышку (чтобы не держать вес, а опустить его на крышку). Соединить подушечки пальцев обеих рук. Левая рука – рояль. правая поглаживает каждой подушечкой подушечку левой. Затем наоборот и маленькие «массажики». Работа над прикосновением и звуком должна вестись систематически.
Педагог, работающий с начинающими, для каждого отдельного ученика творческим путем создает материал урока.