Урок окружающего мира Путешествие по Золотому кольцу России (4 класс)
Проект урока окружающего мира
по УМК «Школа России»
Учитель. Лозицкая Наталия Александровна, МБУ СОШ № 45
Предмет – окружающий мир;
3 класс;
Тип урока - урок открытия нового знания;
Тема урока. Золотое кольцо России.
Цель: знакомство младших школьников с городами, входящими в Золотое кольцо России.
Задачи:
создать условия для формирования у младших школьников понятие «Золотое –кольцо России», познакомить детей с достопримечательностями русских городов, входящих в Золотое кольцо;
развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор, развивать и поддерживать целостное, положительно окрашенное эмоциональное отношение к Родине, России;
Планируемые достижения учащихся на уроке:
научиться находить на карте города Золотого кольца России; (П)
приводить примеры достопримечательностей этих городов; (П)
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры (Л)
научиться работать в парах (К)
развивать умения работать с текстом (П)
развивать умения выделять главное (П)
развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы (П)
развивать умения определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности (Р)
Оборудование:
презентация;
карта России, на которой ярким цветом обозначены города Золотого кольца
тетрадь на печатной основе А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 часть;
учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3класс, 2 часть;
карточки с названиями городов
энциклопедия «Золотое кольцо России»
энциклопедия «Знаменитые города России»
Ход урока
№
этапа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.
Организационный
момент (1 мин)
Кадр 1 Презентации
Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в классе. Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
Орешек знаний тверд.
Но всё ж мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Девиз «Хочу всё знать!»
2.
Актуализация знаний
1.Постановка проблемной ситуации ( 1 мин)
2. Эмоциональный настрой ( 2 мин)
3. Сообщение темы
(5мин)
А о чём мы поведем сегодня речь, вы узнаете, ответив на мои вопросы и выполнив задание.
Кадр 2
Как вы понимаете, что такое кольцо?
Для чего служат кольца?
Какие они бывают?
Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце.
Хотите узнать, чьё оно?
Послушайте песню
Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо. Украшено оно неповторимыми российскими самоцветами.
Кадр 3
Расскажите о том, какие чувства и мысли возникли у вас , когда вы узнали, что у России есть необыкновенное Золотое кольцо. Расскажите об этом.
Какая тема сегодняшнего урока?
Какая его цель?
Давайте разделимся на 6 групп для работы
Фронтальный опрос
Слушают песню в исполнении
Л.Зыкиной «Красное солнышко»
Предположения
Представитель каждой группы выбирает карточку с названием города и читает вслух
4. Работа над темой урока (5 мин)
1.Коллективная работа
Теперь нам предстоит следующий этап работы.
Для плодотворной работы я предлагаю провести коллективную работу.
Каждая группа получила карточку с названием города, о котором они должны рассказать. Всю информацию о нём вы можете взять из учебника или из энциклопедий.
Представители команд подходят к учителю для получения консультации
У учеников на столах маршрутные листы путешествия, в них записывают:
1.Название города
2.Имя основателя города
3. Достопримечательности, о которых узнали из источников
Учащиеся находят место нахождения города на карте
Работа в группах
5. Беседа по теме урока ( 1 мин )
Кадр 4
Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины - Москва
6. Заочная экскурсия (20мин)
Обращение к 1 группе
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Кадр 5
Кто же такой Сергий Радонежский?
Что он основал?
Чем прославился?
Какие достопримечательности вы запомнили?
Кадр 6-7
Выступление 1 группы о Сергиевом Посаде
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
Обращение ко 2 группе
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Кадры 8,9,10
Кем был основан город?
Помните, кто этот человек?
Кто из вас знает, где ему установлен памятник?
Какие достопримечательности Переславля – Залесского запомнили?
Рассказ 2 группы о городе Переславле-Залесском
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
Обращение к 3 группе
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Кадры 11,12,13
Как в другие времена назывался город?
Чем славятся ростовские колокола?
Как их называли?
Что такое финифть?
Кадры 14, 15, 16
Почему это город так назвали?
Какие достопримечательности есть в городе Угличе?
Рассказ 3 группы о городе
Ростове
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
Рассказ 3 группы о городе Угличе
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Кадры 17,18,19
Следующий город – Ярославль, самый крупный город Золотого кольца
Рассказ учителя
Какие достопримечательности вы запомнили?
Ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
Обращение к 4 группе
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Кадр 21
Кто основал Кострому?
В виде чего расположены улицы города?
Какие достопримечательности Костромы вы запомнили?
Рассказ 4 группы о городе
Кострома
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
6. Физкультминутка (1 мин)
Кадр 22
Обращение к 5 группе
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Кадры 23,24,25.
Почему этот город получил такое название?
Какой известный художник прославил этот город?
Какие достопримечательности вы запомнили?
Кадры 26, 27.
Какие достопримечательности запомнили?
Рассказ 5 группы о городе
Плёсе
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
Рассказ 5 группы о городе
Суздале
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Обращение к 6 группе
Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо
Кадры 28, 29,30
Кто основал город?
Какие достопримечательности вы запомнили?
Рассказ 6 группы о городе
Владимире
Остальные ученики работают с маршрутными листами
Фронтальный опрос
3.
Закрепление полученных знаний ( 5 мин)
Вспомним все города, по которым мы сегодня путешествовали
Кадр 31
Учащиеся выполняют тест
PROklas
4.
Рефлексия (4 мин)
Подведение итогов урока.
Все задания мы выполнили.
Достигли ли мы поставленной перед собой цели?
Что помогло нам её достичь?
Какие результаты сегодняшнего урока?
Оцените свою работу.
Как вы чувствовали себя на уроке?
Фронтальный опрос
Оценивание успешности работы на уроке.
Анализируются записи в маршрутных листах.
Высказывание детей о форме проведения урока
Оценивание работы команды и отдельных учеников
5
Домашнее задание
Кадр 32
Учебник с.86-97
Задание для любознательных:
Подготовить вопросы для викторины по городам Золотого кольца
Кадр 33
Спасибо за урок!
15