Статья Виртуальная экскурсия на уроках литературы


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Апшеронский техникум автомобильного транспорта и сервиса»

Статья

«Виртуальные экскурсии на уроках литературы»
подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Грицаенко Оксана Анатольевна
г. Апшеронск
2015
В связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения на учебных занятиях виртуальных экскурсий.
Термин "виртуальный" происходит от английского слова virtual-" похожий, неотличимый, не существующий в действительности, но появляющийся благодаря программному обеспечению"[1].
Первые виртуальные экскурсии, возникшие в сети Интернет, представляли собой небольшие сайты с информацией о музее. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экскурсии.
Наиболее простая в создании и применении –мультимедийная экскурсия. Для её проведения достаточно иметь мультимедийный проектор, компьютер и презентацию.Такая мультимедийная экскурсия достаточно давно и успешно используется в учебном процессе.
Но наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение интерактивной виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсий необходимо подключение к сети Интернет. Например, тема урока "Художественное своеобразие творчества С.Есенина". При изучении этой темы мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина (http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея. В вестибюле музея нас встречает обилие цветов и зелени константиновского разнотравья. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница» (Петроград, 1916 г.), первые положительные отклики критики, публикации С.А. Есенина в детских журналах – "Мирок", "Проталинка", "Млечный путь", скульптурный бюст А.С.Пушкина. "Пушкин – самый любимый мною поэт..." - признавался С.Есенин. Заканчивается экспозиция в Белом зале, где собраны скульптуры, рукописи, портреты, партитура и мн.др. тех людей, чьё творчество не перестаёт волновать человечество.
Богатейший материал по творчеству С.Есенина представлен на сайте http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354.


Используя данный материал можно провести мультимедийную экскурсию в с.Константиново, где родился великий поэт. Увидеть усадьбу Есениных, Земскую школу, церковь Казанской иконы Божией Матери, музей-поэмы Анна-Снегина, дом священника Смирнова да и просто полюбоваться фантастическими видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание новых стихов.


Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на сайте http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm. Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново".
Тема урока" А.П.Чехов. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества". На сайте http://chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный представлен литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово". Обучающиеся имеют возможность очутиться в кабинете А.П. Чехова. "Мой кабинет прекрасно освещен сплошными итальянскими окнами и просторнее московского", - писал Чехов сразу после переезда (письмо А.С.Суворину от 28 февраля 1898 г.).


Виртуальная экскурсия может быть тематической или обзорной.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-просветительской деятельности.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т. д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе или творчестве писателя в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. По форме проведения экскурсии могут быть различными:
экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
При проведении виртуальной экскурсии важно помнить, что это не просто «прогулка», а часть учебного занятия и активно вовлекать обучающихся в работу. Рассказывать следует лишь о том, что может вызвать интерес ребят. Такие экскурсии можно проводить как самостоятельно, так и совместно с обучающимися. Вместе можно разработать предварительный маршрут экскурсии (по каким местам и в какой последовательности будет проходить экскурсия, на каких фактах следует остановиться более подробно). Создать творческую группу из 4-5 человек и раздать задания. Каждый выступающий будет раскрывать свою подтему в контексте с главной темой экскурсии.
При подготовке и проведении урока я обращаюсь в единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Например, тема урока "А.А.Блок. Тревога за судьбу России". На уроке идёт работа со статьей учебника, одновременно обращаемся к материалу представленному в коллекции. Это портрет А.Блока, портрет А. И. Бекетова (деда А. Блока), изображение имения в Шахматово.
Далее слушаем стихотворение А. Блока "Россия" в исполнении В. Качалова. Смотрим фрагмент видеофильма "Блок в период революций". Если есть время можно услышать голос великого поэта и прослушать стихотворение А. Блока "На поле Куликовом". Читает автор. Весь необходимый материал представлен здесь сразу. Не надо тратить время на его сбор. В единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) представлены контрольные работы. Это проверка знаний и умений по теме "Литература до А.С. Пушкина. Повторение". Тематическая контрольная работа по творчеству И. А. Бунина, по творчеству А.Н. Островского и мн.др. Можно увидеть фрагменты фильма-спектакля. Например, фрагмент "Мертвые души": "Чичиков в трактире".
Виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей и всё же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить изученное, остановиться на наиболее интересных событиях.
Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет можно сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. А значит и более качественным.

Использованная литература
1.Википедия. Свободная энциклопедия.
2.Электронные ресусы: http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4; http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354; http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm ;
http://chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный ;
http://school-collection.edu.ru ;